Глядя, как я бегаю от сборника тестов к карте и от карты - обратно к сборнику, мама изрекла с умным видом: "Вот что интересного ты находишь в этой истории? Я глянула вчера твои учебники - такая нуднотень". Я призналась, что новейшая история, по которой я сейчас готовлюсь, не очень интересна. Ибо слишком много в ней от нашего, современного, сотни раз виденного, слышанного. Да и страны с глобализацией, образованием мирового сообщества стали все больше и больше походить друг на друга. Они одинаковыми способами начали решать проблемы, даже культура, техника, быт стали похожими. Такое ощущение, что читаешь о родных братьях-сестрах, у которых разнятся только имена да поведение немного.
Но насчет вообще всей истории я с мамой не согласна. То, что написано в учебниках, - форма. Основа, фундамент, на котором стоит само здание. Как говорил преподаватель истории в прошлом моем университете, нельзя из исторической науки выбрасывать человеческий фактор, нельзя смотреть с позиции своего времени - так вы не оцените и не поймете поступков людей прошлого. В советскую эпоху, однако, такое изучение - с позиции нынешнего - было весьма распространено. Ученые, видимо, полагали, что люди не меняются, что ценности у них остаются одни и те же. Потому, когда находили грамоту, в которой феодал отписывал все свои земли Церкви, считали, что он хотел таким образом заручиться поддержкой могущественного покровителя, забывая о том, что во времена Средневековья активно проповедовалась идея спасения души, что посмертная жизнь была для многих важнее земной, что деньги - тлен перед жизнью вечной.
Почему викинги, возвращаясь из походов, бросали сундуки с трофейным золотом в море, туда, где никто не мог до них добраться? Ясен пень, хотели схоронить богатство до лучших времен. А ведь для викинга одной из самых важных вещей была его удача - та, что сопутствует в битве. Удача заключалась в золоте, отнятом в боях. Потерять его или растратить - значит, потерять или растратить эту самую удачу.
И так далее.
Ну, и напоследок- Я видел, как уходили в небытие целые народы, на моих глазах рождались и погибали цивилизации, я ходил по городам, что ныне заметены песком, я знал царей и полководцев, вершителей судеб людских... - Дункан Маклауд? - Неее, историк.
Написала ЦТ по русскому. Не хочу сглазить, но, думаю, 95% будет точно. Сомневаюсь только в двух-трех метках. От радости решила исполнить одну из самых популярных на Фикбуке заявок. Не знаю, как получилось, в конце концов, полсотни ориджей по ней уже написано и мой, наверное, не самый лучший.
Название: Письмо из Геенны Автор: Лоринга Фандом: ориджинал Персонажи: парень, девушка, дьявол Рейтинг: PG-13 Жанры: гет, драма, мистика, POV Размер: драббл Статус: не издевайтесь Описание: демонам часто все равно, чьи души забирать в плату за услугу. Самые ушлые заказчики продают своих близких, готовых ради них на все. Это краткая история девушки, проданной любимым человеком. Размещение на посторонних ресурсах: с указанием авторства и ссылкой на первоисточник.
Пишу тебе от руки, так как Интернета здесь нет. Вернее, где-то он, может быть, и есть, но меня почти никуда не пускают, видимо, боятся, что я могу взломать систему. А ты же знаешь, я никогда дальше уровня пользователя не заходила… Бумагу вот принесли и перо. Морщусь от мерзкого скрежета, зато чернила не кончаются. Как шариковая ручка. Наверное, это колдовство. Я, знаешь, уже привыкла.
Я абсолютно не хочу тебя обвинять. Знаю, что не в чем: многие поступили бы так, как ты. Только мне обидно: почему именно мою душу? Неужели моя любовь так мало для тебя значила? Я не лгала, когда говорила, что готова пожертвовать душой ради тебя, но и предположить не могла, что ты спрашивал это с корыстной целью. Чтобы за деньги, признание, внимание противоположного пола – продать меня.
Я уже написала родителям, но дошло ли письмо – не знаю. Бесы летают быстрее молнии, я видела, но меня могли просто-напросто обмануть. Кто я такая… Я почти вижу, как раньше срока постарела мама, как угрюм и мрачен отец. «Пропала без вести» - так ведь напишут. И ни один человек в мире не подумает на тебя – повод для радости, не находишь? А получив письмо с того света – можешь сжечь его, не читая. Твоя воля.
Если вдруг тебя интересует, как я, то сообщаю, что хорошо. Могло быть и хуже: я видела, как бывает хуже, я слышала крики людей, повинных, возможно, в более тяжких грехах, чем я. Ты знаешь, их не перетирают каменными жерновами и не растапливают на раскаленных решетках: они бродят неприкаянные по выгоревшей пустой земле и кричат - это стократ страшнее, чем любая пытка, потому что пытка может закончиться, а их страдания не прекратятся никогда. Я видела таких существ, что тебе и в кошмарах не приснятся, а если приснятся, ты наутро окажешься седым. Мне повезло. По сравнению со всеми этими людьми, я просто счастливица.
Ты всегда говорил, что я красива, и, похоже, не ты один так думаешь. Знаешь, кто такой Адрамелех? Хотя куда тебе, ты же физик… Это здешний канцлер, один из девяти князей Преисподней, падший ангел. А им, как оказалось, ничто человеческое не чуждо. Я теперь как героиня из восточной сказки – наложница богатого и влиятельного мужчины, заточенная во дворце в ожидании, когда меня спасет тот, кого я люблю. С одним только отличием.
Меня никто не спасет.
А я все еще люблю тебя, знаешь. Подлого, лживого, лицемерного, корыстного. И мой новый мужчина все-таки проигрывает в сравнении с тобой. Хотя и понимаю, что это просто смешно. Ты не пережил бы и сотой доли того, через что довелось пройти ему. Нет, Адрамелех меня не обижает и не насилует. Он ласков и приветлив со мной, но чаще просто меня не замечает. Меня держат взаперти, разрешая выходить только на крышу. Если попал сюда однажды, выбраться уже нет возможности. Вернее, она есть: мост наверх построен давно и надолго – но не для таких, как я, бесправных. Мостом пользуются демоны, а души выходят очень редко. Единицам удается, и в эти моменты Адрамелех цедит сквозь зубы: «Такова Его воля». Может быть, так и лучше: нет у меня желания исследовать новое место жительства. Но мне одиноко. Адрамелех обещался подарить мне кошку, но, кажется, забыл об этом. Да и не приживется здесь кошка, думаю…
Тут ужасный зной и часты пепельные бури, а когда я смотрю вниз с крыши, у меня кружится голова и сердце сжимается от страха. Там, внизу – огненные озера, там мертвая растрескавшаяся земля, расчерченная тонкими ручейками лавы. И пусть ты этого заслуживаешь, заслуживаешь тысячекратно, не приведи тебя Господь оказаться в этом месте.
А вчера Адрамелех просто пришел ко мне и положил голову на мои колени – без слов. И мы просидели так весь вечер. Я перебирала его волосы и говорила что-то успокаивающее и ободряющее. Видимо, падшим ангелам тоже нужно иногда уткнуться лбом в женские колени… Он неплохой на самом деле. Лучше тебя, но так говорит мне пока только рассудок. И все же, как бы ни было мне трудно, я попробую тебя забыть. Должна забыть.
А сегодня я спросила его, что бывает в Аду с теми, кто отдает души близких за свои желания. Он сказал, их наказывают как предателей. А что ждет здесь предателей, я тебе не скажу: твой сон мне еще дорог. Единственное, чего могу пожелать сейчас: молись. Возможно, Господь и простит, он милостив, в конце концов. Но я – я тебя не прощаю.
Раньше отключение горячей воды на две недели меня, мягко говоря, угнетало. Теперь же с воплем: "УРРРЯ!!! Я Наамах!" - несусь к своему любимому ковшику с носиком и включаю электрический чайник. Мой душ состоит из этого самого чайника и ковшика, в котором я смешиваю кипяток с холодной водой. Метод обливания - древнейший на земле. И ничто не мешает мне представлять себя той же Наамах в это время... Хотя вру, мешает, конечно. Сосудами, бадьями, лоханями пользовались в холодную пору, в теплую же ходили на реку. А там, где жила Наамах, круглый год было тепло. Но какие-то жалкие факты не могут разрушить мою фантазию.
Вообще стала замечать, что выдрюки коммунальщиков с отключением то света, то электричества, то общего или какого-то конкретного водоснабжения меня больше не гнетут, а, скорее, радуют, ведь есть возможность почувствовать себя жителем прежней эпохи: зажечь свечу, приготовить еду на огне, тем же обливанием заняться... Помню, в детстве отключение света меня так же радовало. Видимо, возвращаюсь в детство. И мне нравится.
Хочу еще больше вернуться к прежнему своему мировосприятию: с усердием учиться, радоваться поздним прогулкам и походам в театр, с широко открытыми глазами глядеть на новое, улыбаться незнакомым людям, любить мифических персонажей и верить, что не напрасно, хлопать в ладоши, когда разрешают не ложиться до трех часов ночи, и запоем читать книги...
А сегодня вышла на балкон - прохлада после дождя, воздух свежий, небо чистое, розовато-голубое, ветерок легкий, запах такой приятный - не дыма, не выхлопных газов, не города, наконец-то, а листьев и земли (у нас под окнами очень много деревьев растет, но и два вокзала буквально в паре шагов). И жизнь хороша. И жить хорошо. И так будет, пока есть природа, любовь и воображение.
Завтра у меня ЦТ по русскому. Если пожелаете удачи, буду благодарна, но не могу сказать, что я в этом очень нуждаюсь. Русский - тот предмет, который я никогда не учу, но всегда сдаю на отлично. Что называется, в крови. Сидишь себе, думаешь о вечном, изредка глядишь в листок с заданиями... Лепота...
Автор любуется Нури-Тани. Никакой смысловой и идейной нагрузки стихотворение не несет, я просто люблю персонажа, и не найдется тех слов, что смогли бы описать его красоту.
вкуритьКровью и золотом плещет заря, С неба сгоняя богиню-Луну. Двадцатилетний наследник царя Рать Аламейны ведет на войну.
Нет у него ни знамен, ни имен, Нет ни щита, ни меча, как у всех. Лишь на груди - золотой скорпион, А из оружия - плетка да серп.
Словно не видит: во взглядах бойцов Ненависть, страх, но никак не любовь. Только вот высказать это в лицо Сыну царя вряд ли кто-то готов.
Кони его колесницу везут, Но даже кони от страха дрожат. Смотрят же так, будто видят гюрзу, Что выпускает три тысячи жал.
Видит царевич и, видя, молчит, Глядя на вражеский лагерь со скал. Воины сжимают щиты и мечи, Рот искривляет улыбка-оскал.
А иноземцы глядят: ну, и что ж. Он ведь не воин! Он даже не царь! Только при виде его словно дрожь Каждого вдруг пробирает бойца.
Волосы - пламенем, сломанный нос, Взгляд безмятежный, без страха, без зла, Словно война для него не всерьез И у него есть другие дела.
Словно тревог ему нет до потерь, Словно ему не страшны смерть и боль. Слышат: звук рога к вершине взлетел. Солнце встает. Начинается бой...
... Нету покоя царице Наргес Ни во дворце, ни в прохладном саду. Был ли удачен сыновний отъезд - Людям на радость, а ей на беду.
На человека уже не похож: Зверь будет зверем, как ты ни корми. Эта личина приятная - ложь. Карой с небес назван был меж людьми.
У ее ног распластался гонец. "О, дочь богини, царица цариц! Сын твой с победой спешит во дворец!.." И замолчал. А о чем говорить?
Гордость, боязнь, и нежность, и боль Борются в сердце Наргес за приют. Нури уткнулся в колени ей лбом, Смуглую руку ее взял в свою.
Не говорили: излишни слова. Нежно касалась волос его мать. Он ее руки легко целовал, Пальцы губами пытаясь поймать...
... Ласков был сын, мать - нежна и мягка, Только казалось, целуй не целуй, Что не волос его рыжих рука - Горьких кровавых касается струй...
Чего только не приснится человеку, пересмотревшему ужастиков и нежно любящему Нури-Тани... Вот и сегодня приснилось нечто наподобие. Представьте себе: город Витебск (не знаю, почему именно Витебск, видать, потому, что на севере зимы холоднее и лед крепче сковывает воду), урок физкультуры у десятого класса. Ученики разъезжают по замерзшему озеру - кто на коньках, кто просто от нечего делать забрался в сапогах на халявный каток, за всем этим следит худощавый учитель лет сорока-пятидесяти. Снег кругом, не то чтобы сильный мороз, но за лед бояться нечего.
А озеро, доложу я вам, большое. И никто не знает, откуда оно появилось в городской черте - такое огромное. Ведь посреди него даже островки лесистые есть. Просто взяло и возникло: ничего не подмыло, ничего не разрушило, потому что, видимо, в лесопарковой зоне образовалось. А тут рядом и школа как раз - вот детишкам раздолье зимой. Самые смелые даже до островка добирались и там между деревьями бродили... Нравилось озеро людям, короче. А байки всякие страшные... двадцать первый век на дворе, научный прогресс форева, какие байки...
Короче, катаются десятиклассники, ржут, снежками друг в друга кидают - лед-то снегом припорошен был немного. Островок объезжать вздумали интереса ради. Первыми к островку подобрались девчонка - рыжая, до тошноты похожая на Джинни Уизли из фильмов о ГП, и полноватый парень, напоминающий Никитоса, что учился со мной в одной школе в такие далекие сейчас времена. Ну, за ними еще человек пять следует, чуть отставая. И тут лед, крепкий лед в overдохуя сантиметров толщиной, начинает ломаться, как пластинка чипсов, и ледяные воды озера заглатывают офигевших учеников. Особенно Никитосу не повезло - даже всплыть не смог - только спина в черной куртке мелькнула - и под воду ушел, да еще и льдина наверх переплыла, будто могильной плитой накрыла. У всех паника, народ кто на четвереньках, кто ползком, кто бегом, кто на лету несется подальше от островка, возле которого произошел раскол, мокрые, продрогшие - еле выбираются. Ну, может, еще кого заглотило, я не разглядела.
А фишка была в другом. Рыжая девушка вместе со всеми не побежала, она направилась в противоположную сторону - на островок. Увязая по колено в снегу, она словно не замечала, как тяжело идти, вообще под ноги не смотрела. И глаза у нее были такие... отрешенные. Будто звал ее кто-то, а она голос слышала, неслышимый другим. В общем, ей было уже плевать на холод, на то, что ее товарищ, и, вероятно, не один, вот прямо под ее ногами сейчас гибнет, на то, что ее, возможно, будут искать и что неплохо было бы возвратиться - она шла по снегу, точно зная, куда ей надо. Ее вели.
Учитель, десятиклассники, спасатели и наряд милиции дотемна разыскивали пропавших, но и без того было ясно, что они уже хладные раздувшиеся трупы. Один паренек, правда, утверждал, что девушка (не запомнила ее имени) не утонула, что она жива и ее нужно искать. На следующий день паренька и еще одну его одноклассницу повели в участок, чтобы они подробнее рассказали о том, как это произошло.
Ну, и собственно, сидят эти двое перед миловидной тетенькой, рассказывают ей о прошедшем ужасе и о том, что их подруга - та самая, рыжая - не погибла, ибо вышла на островок, видать. Но спасатели ее и там не нашли. И вот тогда-то тетенька произносит эпичную фразу:
- А вам никогда это озеро не казалось странным? Возникло в один день из ниоткуда посреди города, поглотило парк, а все сразу же привыкли к нему, даже не удивившись, когда вместо заснеженных дорожек увидели покрытую льдом поверхность воды.
Парень и девушка (в лучших традициях фильма ужасов):
- Что вы хотите сказать?
Тетка (закуривая):
- Ничего, просто сообщаю очевидное. А, кстати, вы никогда не замечали за своей одноклассницей ничего странного?
теперь объясняю, почему я думаю, что там замешан Нури-ТаниВо-первых, я так чувствую. А может, тетка упомянула это имя или то, что дало повод так думать. Во-вторых, Нури-Тани величайший чародей. Создать посреди города огромное озеро и притом не вызвать ни у кого подозрений - раз плюнуть, два растереть. В-третьих, девушка, пусть и напоминала Джинни Уизли, все-таки обладала некоторыми чертами Войхель - первой и любимой дочери Нури-Тани. Не исключено, что это и была она, а мало ли зачем дочь могла понадобиться отцу. И прогнать остальных с озера, дабы оставить ее одну, не было для него проблемой. В-четвертых, Нури-Тани, обладающий невообразимой волшебной силой, кажется мне иногда не просто чародеем, но частью стихии, ее духом, если можно так выразиться. Силы природы подвластны ему, отец его, Сеера, мог замедлять и ускорять ход времени, поэтому Нури для меня не просто чудовище из кошмаров, но существо полумифическое, полубожественное, и то, что огромное озеро слушается движения его брови - какбэ само собой разумеется.
В общем, неплохая получилась история, жаль, незаконченная, возможно, в какой-нибудь сюжет и впаяю...
Надоело просто ныть, решила нытье зарифмовать, чтобы оно было оправдано хотя бы с художественной точки зрения
Я никогда ничего не прошу у Бога. Только дай одного из твоих сыновей - любого Из тех, что восстали против любви Господней, Из тех, что были сброшены в Преисподнюю, Из тех, что свободы больше всех благ хотели, Из тех, кем далекий Рай навсегда утерян. Из тех, кто греха и муки познал все тайны - Из этих - мятежных, падших - о Боже, дай мне.
Чтобы делить с ним горе, постель и счастье, Чтобы из раза в раз к нему возвращаться, Чтоб целовать в межкрылье и против сердца, Чтобы в руках его, как котенок, греться, Чтобы родить три тысячи бесеняток Да не жалеть о том, что им было взято. Чтобы Геенна стала Земли дороже - Дай одного из них мне в мужья, о Боже...
Забавные случаи из недолгой моей универской жизни.
1. - нежданчикСобрался как-то весь поток на лекцию по становлению и развитию цивилизаций. Ждем преподавателя. Через некоторое время тот входит в сопровождении одной из учениц, шепотом ей что-то говорит, она становится за кафедру и передает его слова. Оказывается, препод потерял голос и, чтобы, как он выразился, научить нас работать в экстремальных условиях, дал задание: написать творческую работу на тему "Моя цивилизационная концепция", то есть, порассуждать о том, что, по нашему мнению, влияет на становление и развитие цивилизаций. Оценка за этот экспромт должна была пойти прямиком в аттестацию, и, чтобы не казаться офигевшим студентам совсем уж зверем, преподаватель сообщил, что пользоваться при написании работы можно чем угодно (прекрасно зная, что мы ничего, кроме конспектов, не взяли). После десятиминутного ангста на тему "мир жесток, кругом подлецы и мудаки" мной овладела веселая злость и даже какой-то азарт. Подумалось: "Если схвачу тройбан, так хоть препода повеселю". И я начала прямо в чистовик (ибо на черновик времени не хватало) писать о том ,что знаю лучше всего - о мифологии и религии. Никакими книгами я не пользовалась, воспроизводила по памяти примеры, которые когда-то приводил на лекции историк. В итоге получилось, что, по моему мнению, цивилизации стоят именно на мифологии и религии, ибо сознание древнего человека было полностью мифологизированным, что и отражалось на его поступках в разных сферах жизни: личной, социальной, политической, экономической. Затем, увидев, что бред вышел вполне себе логичным, заглянула в конспект, чтобы найти ученого, с которым у меня совпадали взгляды. К счастью, такой ученый обнаружился, и я гордо приписала в конце: "Таким образом, я согласна с мнением А. Тойнби, который полагал, что блаблаблаблаблабла..." За эту работу, написанную за полчаса в порыве злости и вдохновения, я получила пять. Fuck yeah!
2. - от судьбы не убежишьЛекция по истории. Препод расхаживает перед кафедрой, вещая о переселении славянских племен. Я сижу за последней партой и читаю Дворецкую, ибо тему эту законспектировала еще дома. И тут лекция внезапно прерывается и раздается вопрос не по теме: "В каком году погиб царевич Дмитрий?" Я с последней парты: "В тысяча пятьсот девяносто первом". Препод (не видя, кто это сказал): "Молодец, на истфак надо было идти". Вот и думаю сейчас - накаркал , что ли...
3. - нежданчик, дубль дваСтановление и развитие цивилизаций, семинар. Тема - древний Египет. Я не готовилась, потому что была свято уверена, что семинар на следующей неделе. Посему забралась на последнюю парту, где обсуждала с Надей одногруппников и преподавателя. Так как вслух этого делать было нельзя, мы переписывались на листочке, выдранном из тетради. Ну, и дошли мы, значит, до животрепещущей темы "а не гомогей ли наш препод", и тут этот самый препод спрашивает: "Селезнева, какой фараон блаблаблаблаблабла..." Я поднимаю голову, издаю невразумительное "гыыы" и делаю вот так:
В конце пары, когда каждый получал по вере работе его, препод посмотрел на меня взглядом всепонимающего ангела и произнес нравоучительно: "Селезнева, у вас потрясающая улыбка. Но, к сожалению, ее мало, чтобы поставить зачет".
Два стихотворения, две легенды, две разные жизненные дороги.
Тексты на национальном языке.
Баллада о материНа бітву крывавую сына праводзіўшы з хаты, На шчасьце і ўдачу пасеяла маці зярняты. Калі дачакаецца маці з тых зерняў усходу, Сын прыдзе з паходу, са славую прыйдзе з паходу.
Дарэмна ўздыхала, чакала і шчасьця, і долі: Упалі зярняты на камень шчарбаты ў полі. На камень упала цярплівая маці ў зьнямозе, У роспачы скардзіцца стала знаёмай дарозе:
"Пачуй мае словы, улашчы свой камень суровы. За гэта вярбою гатова я стаць над табою".
Сказала дарога ёй: "Скардзішся, маці, дарма ты. Ня ўзыдуць зярняты, бо палі на камень шчарбаты. Ня першая ты каля камню заходзішся з жалю: Ня раз на ім сеялі, але ні разу ня жалі! На нашыя нівы яго закацілі чужынцы, Чужы і маўклівы, даўно ён ляжыць пры гасьцінцы".
З дарогі ўставала ды каменю маці казала: "Вады табе мала і матчыных слёз табе мала! Цяпер я крывёю сваёю цябе заклінаю: Ты станеш зямлёю, а каменем стану сама я!"
І тройчы такою кляцьбою той камень пракляла. Стаў камень зямлёю, сама ж яна каменем стала.
I. Поставьте плеер на случайное воспроизведение. II. Выберите ваши любимые строки из первых пятнадцати песен. III. Сделайте пост, и пусть народ отгадывает, что это за песни. IV. Вычеркивайте песню, если кто-то угадал её, и пишите ник отгадавшего. V. Поисковиками пользоваться нельзя.
список1. Всех нежней буду с мужем я в эту ночь. Как жена, как мать, как сестра, как дочь. - угадала Элиза Браун 2. Кто обязан, тот и пашет. Эй, плесни вина на прах! - угадала ~Сольвейг 3. Берегись короля болота, чьи глаза - ледяная вода. До пришествия дня не сиди без огня... 4. Я на нее смотрел в окно, к железным прутьям прислонясь, и повторял себе: "Любовь моя, химера". - угадала ~Сольвейг 5. Чертыхался в углу домовой: "Не реви-ка ты, девка, а пой!" И лишь старый тяжелый ухват несказанно рукам моим рад. 6. А лукавому детине буря не забота. Он проложит путь-дорожку, лишь была б охота. 7. А ты уходи - и чем дальше, тем лучше. Нет права тебе оглянуться назад. И ты не следи, как, цепляясь за тучи, дорогой Небес поднимается Ад. - угадала ~Сольвейг 8. То не с гор далеких синий туман, то не радуется лету ручей... 9. Но если я вправду увижу, как эти глаза застилает серая пленка, легче мне будет, если моя голова разобьется о серый камень. - угадала ~Сольвейг 10. Стены навряд ли спасут. Стены молча стоят и глядят. Слушают легкую поступь, напрягши уши. 11. О муж мой, не нужно тогда тебе никуда от меня идти: я встану в дверях у нее на пути, и она не посмеет к нам войти. - угадано А я вся такая.... 12. Бездна не знает укоров, у Бездны свои имена. Унять чтобы гордый твой норов, закончилась ссылкой война. 13. В тот день узрел я в час заката: звездой сгоревшей канцлер Ада, расправив гордо крылья, падал, увлекши солнце за собой. 14. Там, на пожаре, утратили ранги мы. Нету к таким ни любви, ни доверия... - угадала Ушастый Лис Фенек 15. Не осталось в руках моих силы былой, подкосили мне ноги сугробы и мрак.
Раздражает, когда люди после двух сообщений уже обращаются на "ты". Неужели так сложно уяснить: я не Лори, не Лоринька, не Лорыч, не Лора, не Инга, не Рин, а также не Маша, не Машенька, не Машутка, не Маршрутка и даже не Котяша. Если мы с вами не переходили на "ты"/не пили на брудершафт/не поверяли друг другу сердечных тайн/не клялись в любви до гроба/не ходили вместе в разведку/ не спасали Вселенную, то я для вас Лоринга или Мария. Можно "моя госпожа". Все остальные обращения помечаются как "гребаная фамильярность", а вы одной ногой в черном списке.
Я уж говорила, что я завистливый человек. Помимо того, что зависть портит мне настроение, она является своего рода мотиватором. Ах, у тебя хорошо! Ах, тебя все любят, ты успешен и богат! Я буду успешнее, я буду богаче, и детей у меня будет много, и муж умница, и эликсир бессмертия, и философский камень, и власть над Вселенной...
Но я также ленивый человек. Если сроки не оговорены официально, нигде не прописаны, я могу задерживать выполнение какого-либо дела даже не неделями - месяцами. А вот когда список того, что нужно сделать сегодня и только сегодня, у меня перед носом, вполне себе реальный, пусть ответ я держу только перед собой, уже не так хочется отлынивать от работы. Приятно зачеркивать один за другим пункты плана по мере их выполнения и неприятно видеть пустые клеточки. Поэтому планы на день для меня - своеобразное спасение от лени. Я как мальчик из сказки, которому мастер посоветовал каждый день делать работы величиной с ладонь - не больше и не меньше. Мальчик боялся, что не уложится в срок, ибо оставалась неделя (ему нужно было расписать столешницу), а окончил работу за день до дедлайна. Вот так и я - не спешу и не делаю больше запланированного. Но работаю каждый день. И постепенно это входит в привычку, лень преодолевается, воля укрепляется, а свободное время - оно всегда остается. Два-три дневных часа, которые я могу посвятить творчеству и книгам, у меня точно есть.
о моем личном планированииПлан обычно составляют десять пунктов. Больше - никогда. Меньше - если день загружен, например, дальней поездкой. Два-три первых пункта - это, как правило, работа в Интернете, которую я выполняю с шести до девяти утра (ибо ночной трафик). Да, как бы ни хотелось обратного, у меня и в Сети есть не особенно приятные обязанности. Обычно с Интернет-делами я справляюсь за полчаса, максимум за час, остальное время - мое по праву и да здравствуют картинки, музыка и видео.
В полдесятого утра ночной трафик подходит к концу и начинается собственно день. В день у меня, как правило, несколько пунктов плана по учебе (сегодня, например, две темы по истории Беларуси, два параграфа по истории России и две серии "Мерлина" на чистом английском). Остальные три-четыре пункта остаются за оформлением документов, звонками-договорами, покупкой какой-нибудь необыкновенно важной хрени и так далее. Время после полдесятого вечера у меня обычно свободно. Но так как я ни разу не сова и к вечеру активность падает, я предпочту выполнить в это время какую-нибудь не требующую глобальных размышлений работу за компьютером. А творческое вдохновение приходит ко мне днем - с часу до шести где-то. Посему из этих пяти часов два-три я стараюсь освободить для написания своих сказок.
Вроде все. Возможно, кому-то и покажется полезным.
Дождь идет, Потоки льются. Черный кот глядит на блюдце. В блюдце нету молока, Смотрит кот на облака: "Хоть бы раз полил нарочно С неба в блюдце дождь молочный!" Шарль Бодлер
Список книг, прочитанных за неполный 2012-й год. Для себя - отчет, для других - реклама.
Художественное:
1. "Потерянный Рай" Джона Мильтона.
любимаяУниверсальный успокоитель моих нервов, с какого места ни открой. Когда читаешь и проникаешься величием и трагизмом происходящих в книге событий, свои проблемы кажутся настолько пустяковыми, что удивляешься: как из-за такой херни можно было переживать. Опять же, Сатанаил выписан великолепно. Он не представлен мучеником, идущим на страдания ради людей, как любят идеализировать его некоторые. Он мировое зло, да, но зло живое, чувствующее, не хаотичное, а целенаправленное, зло, которое можно пожалеть, которое само страдает. Иными словами, это не Темный Властелин из фэнтези, а озлобленный поражением и ожесточенный страданиями великий полководец, преданный своим товарищам настолько, насколько безжалостен к людям.
2. "Искушение. Сын Люцифера" Сергея Мавроди.
впечатлениеАвтор, возможно, и не очень хороший человек, но книга меня поразила. Прочла за восемь часов в поезде и не успокоилась, пока не проглотила последнюю строчку. Это собрание историй о современных людях, живущих на просторах СНГ, о людях, в жизнь которых косвенно или прямо вмешиваются адские силы, предлагая различные искушения: властью, богатством, славой, любовью, похотью, жаждой жизни. Это на словах мы все круты и откажемся от взяток/безнаказанности/всеобщего поклонения, а когда у нас будет реальный шанс получить все это, не прикладывая особенных усилий, - как мы себя поведем?
3. "Глашатай Люцифера" Ash-kha
религиозноеКак люди переходят от христианства к "светлому" дьяволопоклонничеству, сиречь люциферианству? Какие размышления и жизненные перепетии толкают от Всевышнего к Его противнику? Это история девушки, совершившей такой переход. Написана как фантастическая повесть с элементами мистики и альтернативной истории, однако эмоциональная составляющая, основные принципы люцифериан, причины, побудившие признать своим господином Сатанаила, выписаны очень четко.
4. "Влюбленный дьявол" Габриэля Вега (Веги?)
любовноеМистерия в стиле эпохи Возрождения. Венецианка Эмануэла знакомится на карнавале с рыжеволосым торговцем-греком, который в течение праздника удивляет ее некоторыми странными для обычного человека поступками, а когда берется проводить ее до дома, делает страшное предсказание о море, что пройдет по ее родине через несколько лет. После этого между ними завязываются товарищеские отношения и постепенно они начинают влюбляться друг в друга. И выйти бы ей за него замуж, а ему жениться бы на ней, да только не знает Эмануэла, кто на самом деле ее жених, а он никогда не скажет, потому что тогда любви ее придет конец.
Вещь очень эмоционально насыщенная, и запоем я ее читать не могла. После каждой пары страниц бегала по комнате с плеером, чтобы остудиться и обдумать только что прочитанное. Каноническая ошибка есть, но она не портит общей атмосферы произведения, а характеры и отношения персонажей переданы с необыкновенной глубиной и знанием "подводной части айсберга". За словами и действиями стоит больше, чем то, что видно на поверхности...
Впрочем, читать эту повесть можно только ради одного языка. Я надеюсь со временем научиться писать так же красиво...
5. Трагедия "Люцифер" Йоста ван дель Вондела
тяжелоеПервое и неоспоримое достоинство - перевод. Он шикарен. Перевести текст, написанный во времена Священной Римской Империи, с таким талантом, соблюдая размер стиха, ритм и рифму, сможет не каждый. Низкий поклон тому, кто взял на себя этот труд.
"Люцифера" я тоже не могла читать запоем из-за сильного эмоционального накала, но, когда взялась перечитывать, эмоции уже не так зашкаливали. Все-таки адреналина ради эту вещь стоило читать только один раз.
Второе и, наверное, главное достоинство: причина падения Люцифера показана ясно, подробно, со всеми подводными камнями, потому что освещена сразу с нескольких точек зрения, а не только с авторской. Рассказчик не отделывается простым "возгордился" или "возжелал власти", все гораздо сложнее. И, по-моему, не может не вызвать понимания. Особенно у тех, кто был старшим ребенком в семье, где все блага и родительская любовь доставались младшим детям.
6. Цикл "Князья Леса" Елизаветы Дворецкой
историко-мифологическоеОтличный пример историко-мифологической фэнтези. Параллельный мир, схожий с нашей действительностью лет эдак тысячу двести назад и отличающийся от нее только названиями. Видно, что автор знает и любит свою тему, не зря пишет по ней уже двадцать пять лет. А когда писатель увлечен своей работой и хочет максимально точно и правдиво показать то, о чем говорит, это не только приятно чешет читательскую душу, но и вызывает интерес к предмету. В общем, всем, кто интересуется славянским и скандинавским ранним средневековьем, советую. Не прогадаете.
7. "Как огонь от огня" Елизаветы Дворецкой
и снова-такиЧто будет, если... Сама постоянно задаю себе этот вопрос, когда встречаю в научных религиоведческих трудах или фольклоре материал, который можно обыграть с разных сторон и осмотреть под разными углами. Так большинство произведений и пишутся. Что будет, если берегиня, существо без души и живого тепла, станет жить среди людей? Что будет, если человек захочет взят ее в жены? Что будет, если обнаружится, кто она и каким образом получила человеческое тело? Автор для самой себя отвечает на эти вопросы в небольшой повести, и получается увлекательный рассказ, который восприятие может превратить как в добрую детскую сказку, так и в историко-мифологический ужастик.
8. Поэма "Каин" Байрона
снова восторгаюсь ЛюциферомЖили-были два брата... пересказывать их историю смысла нет, библейскую легенду, наверное, помнят все. Поэма ценна не сюжетом, а, как и "Люцифер", объяснением причин поступков. Почему пал Сатанаил, почему Каин убил Авеля. И здесь вывод, опять же, не сводится к "позавидовал", "разозлился" и так далее.
Люцифер прекрасен. Пусть мне ближе образ яростного мятежника, а не мудрого всезнающего существа, но и здесь предводитель падших ангелов великолепно выписан. Особенно же запомнился его диалог с Каином.
К: - Я жажду душой добра! Л: - А кто его не жаждет? Кто любит зло? Никто, ничто.
Задумалась.
9. Поэма "Судный день" Байрона
юмористическоеПример хорошего стеба. Хотя мне было сначала странно сознавать, что вещь, написанная два века назад, до сих пор способна кого-то рассмешить, но факт - я от некоторых моментов уползала пацтол. Народ! Если кто соберется писать стеб по христианской мифологии, настоятельно рекомендую прочитать сначала этот шедевр. Мало того, что он обеспечивает хорошее настроение, так еще и показывает, как можно устебать персонажей, не выходя за рамки канона и не влетая в ООС.
10. "Секретарь Дьявола" Натальи Малеваной
псевдоюмористическоеНаверное, единственная из прочитанных за год книг, которая мне НЕ понравилась. Не спорю, она веселая. И милая. И добрая. Но при чем тут Люцифер, при чем тут Ад и его демоны, если теми же самыми словами можно было написать про начальника крупного предприятия и его секретаршу? От Сатанаила не осталось ничего, кроме имени. Впрочем, как и от Асмодея (больше в романе никто из знакомых не мелькает). От Преисподней - одно название. Она походит больше не на место вечных мучений, а на подземный город, похожий на тот, что существует в Австралии (не помню уже, как называется). В общем, читать исключительно хохмы ради и чисто как юмористическую фэнтези. Если пытаться найти здесь что-нибудь от канона, вас ждет разочарование.
11. "Хромой бес" Рене Лесажа
приятноеТри века этому роману, и возраст заметен по несовременному построению сюжета. Молодой человек, студент, спасает из заточения князя Асмодея, за что тот обязуется служить ему всю жизнь и исполнять его просьбы, пусть даже во вред самому себе. В романе описываются ночь и утро, во время которых юноша и Асмодей путешествуют по всей Испании и демон рассказывает своему избавителю историю каждого из людей, о которых студент желал бы узнать. Таким образом, роман являет собой собрание разных историй из жизни Испании Нового времени, когда веселых, когда трагичных, заключенных в историю самого студента и Асмодея, которая, к слову, заканчивается хэппи-эндом, по крайней мере, для юноши. Ну, там свадьба с невестой из богатого рода, красивой и любящей его...
Особенно меня покорили отношения демона и человека. Очень уважительные и тактичные. Дьявол не пытается соблазнить юношу и забрать его душу, наоборот, платит ему как может за свое освобождение, спасает из огня девушку, чтобы женить на ней своего господина, юноша же не приказывает князю, не велит повиноваться, в общем, не злоупотребляет благодарностью демона. Расстаются они в очень добрых отношениях с надеждой на скорую встречу.
И, хотя Асмодей изображен в приниженно-фольклорном образе, как признается сам автор, он все равно восхитительно обаятелен. В который раз убеждаюсь, что красота не во внешности...
НЕ художественное (религиоведческие заморочки):
1. "История сношений человека с Дьяволом" Михаила Орлова
историческоеНаучный труд начала прошлого века. Рассказывает о взаимодействии человека и адских сил (впрочем, не только адских, отдельная глава посвящена мифологическим существам вообще) на протяжении всей истории человечества, начиная со времен первобытно-общинного строя и заканчивая концом девятнадцатого-началом двадцатого века. Обзор охватывает не только Европу и Россию, но и Китай, и Индию, и другие страны. Несмотря на то, что работа научно-историческая, дат в ней не особенно много, а свидетельства, документы, истории, случаи из практики инквизиторов, заклинателей, врачей, просто исследователей - все рассказано довольно простым языком, не перегружено терминологией. И, к слову, весьма и весьма увлекательно. Хотя мне трудно судить, так как я в эту тему влюблена...
2. "Классическая демонология" Александра Амфитеатрова
для начинающихНаучный труд начала двадцатого века. Хотя слово "научный" сюда мало применимо, так не походит этот небольшой трактат на тридцать вордовских страниц на объемные тома религиоведческих текстов. Тем, кто христианскую мифологию и фольклор вообще и демонологию в частности раскуривает впервые, будет подспорьем. Но это уровень "для самых начинающих". На этой работе у меня просто глаза отдыхали. Особенно много нового я не узнала, ибо большую часть того, что там написано, изучила уже давно, однако встретились занимательные моменты. Здесь нет ни дат, ни терминов, повествование ведется "свободным сочинением", читается легко. Рекомендую как первую книгу для тех, кто только-только залез в христианскую мифологию. 3. "Дьявол в быте, легенде и литературе средних веков" Александра Амфитеатрова
для продолжающихГоворят, Булгаков писал "Мастера и Маргариту", взяв этот труд как руководство. Действительно он куда более подробен, чем "Классическая демонология", но здесь уже есть исторические справки, термины - все как положено. Однако, похоже, ни одна книга не давала мне столько мифологического материала, как эта. После нее в тетради образовался трехстраничный список художественных и научных произведений, которые "нужно прочитать". К сожалению, в сети нашлась хорошо если четверть из них... Рекомендую тем, кто уже вписался в тему и активно в ней осваивается.
4. "Ветхий Завет: от сотворения мира до учреждения царской власти"
глазами современных ученыхАвтора не назову. Ибо эта книга у меня в аудиоварианте, а имя создателя сего чудного произведения звуковики зажилили. Или я пропустила... Это ветхозаветные предания, относящиеся к пяти периодам до провозглашения первого царя Израилева. С комментариями современных ученых, естественно. Читается, к слову, легко, и очень много исторического и мифологического материала здесь собрано. В общем, на славу автор поработал, но вещь, конечно же, не для развлекухи.
5. "Душа после смерти" Серафима Роуза
о православном посмертном ученииПредупреждаю сразу: это произведение не светского характера, пусть в нем и приведены свидетельства вполне себе мирских ученых: врачей и психологов, которые беседовали с теми, кому удалось вернуться с того света после длительной (иногда больше суток) клинической смерти или комы. Эти свидетельства собраны православным священником с целью показать, что происходит с душой по выходе из тела. Рассказано все, к слову, весьма и весьма подробно, без патетики и таинственности, разложено по полочкам, разжевано и положено в рот. Люблю такое. А то после большинства религиозных книг остается впечатление, что чего-то недопонял или вообще пропустил мимо сознания. Вывод по прочтении: смерть - интересная штука, но торопиться с ней не стоит.
Вот, пожалуй, и все. Я знаю, что я ленивая скотина и мало читаю, но пока основное мое чтение составляют учебники истории (истфак МГУ - это СПАРТАААА). Обещаю, что летом возьмусь за самообразование вплотную. А пока - учиццо, учиццо и учиццо по разработанной кем-то другим программе...
***
Список будет обновляться по мере прочтения новых книг. Ибо дисциплинирует.
Тут уже решайте сами, быль скажу вам или небыль – Что глядишь, вина вон лучше из кувшина мне налей – А легенда эта будет о том случае, как с неба Пала гордая, взрывная и безумная Хейлель.
Так, в то утро, как ведется, солнце вышло на рассвете, Золотистыми лучами озарило небосвод. Звезд же не было и близко, звезды спали, будто дети, Лишь одна Хейлель-денница повстречать смогла его.
Вот настал горячий полдень, ей уж время удалиться, А не хочет, выжидает да сияет как алмаз. Тут не выдержало солнце: «Не пора ль тебе, денница, Чтоб потом, с приходом ночи, снова ярче всех зажглась?»
Но молчит Хейлель, сияет, да так ярко, что и солнцу Позавидовать бы впору дерзкой утренней звезде, О которой, вероятно, скоро слава разнесется И которая светила вмиг оставит не у дел.
- Хочешь власти над землею? Хочешь днем светить и ночью? Хочешь ангелам дорогу озарять на Небесах? – Гневно спрашивает солнце, но и так понятно: хочет, Оттого горячим блеском по утрам слепит глаза.
Губит место подле солнца, губит власть, и губит слава, И себя сгубила так же горделивая Хейлель. И разгневалось светило, и метнуло луч кровавый. Этот луч пронзил денницу и повлек ее к земле.
И несложно догадаться, что не выдержало тело Ни удара о поверхность, ни паденья с высоты. Так звезда Хейлель разбилась, на осколки разлетелась. Может быть, такой осколок где-то в сердце носишь ты…
Хайлал - лат. "lucifer". В четвертом веке нашей эры христианские монахи, переводившие древнееврейские тексты на латынь, назвали Сатанаила, падшего архангела, ее именем.