Больше всего - в искусстве и в жизни - я жалею не погибших. Я жалею неоплаканных. Ушедших - и сразу же позабытых, о которых либо не успели, либо просто не сочли нужным долго печалиться. Приведу два разных примера, которые первыми пришли в голову, - на самом деле их гораздо больше. Вы и сами, наверное, вспомните.
На почве недавнего загона: василиск из "Гарри Поттера и Тайной Комнаты". Погиб - у школы облегчение, у Реддла минутное офигевание и дальнейшая разборка с Гарри как ни в чем не бывало. Помню, в детстве меня до глубины души поразил этот момент, неприятно поразил. Рядом с тобой. Лежит окровавленное тело. Существа, с которым еще твой пращур разговаривал. Перешедшего тебе по наследству. Верящего тебе. Слушающего тебя. Говорящего с тобой. Погибшего, выполняя твой приказ. А ты думаешь о том, как будет круто, когда девка, наконец, сдохнет. Сука.
Говорить легко, разумеется, однако, будь я на месте Реддла, отозвала василиска бы еще тогда, когда птица его ослепила. Краткие мгновения торжества и всемогущества не стоят его жизни и здоровья, а с Поттером можно справиться и собственными силами, благо, его палочка в моих руках, и даже безобидное заклинание левитации при желании способно разбить мальчика о стену.
читать дальшеПример второй: король Ашура из "Хроник" Тсубасы. Превратившегося в чудовище, обезумевшего короля, разумеется, стоило убить. Самооборона такая вещь, что осуждать тут некого. Но почему авторы манги, как только Фай опускается на колени рядом с телом убитого короля, ни с того ни с сего вставляют в сюжет локальный пиздец, который не дает воспитаннику должным образом почтить память воспитателя, а заставляет его собраться в кучку и драпать с места пиздеца со скоростью света. Потом, как ни странно, Фай об Ашуре особенно не вспоминает. Король, погребенный в разрушившемся мире, остается неоплаканным даже самым близким человеком.
И таких примеров в аниме, фильмах и книгах достаточно много. Иногда кажется, что авторы специально сразу после чьей-то смерти устраивают пиздецы, дабы герои не тратили время на траур, а продолжали действовать, ибо экшен, экшен и только экшен нужен сюжету и читателю. Ладно. Оставим это на совести авторов, хотя пример из таких книг и фильмов можно вынести дурной, как по мне.
Траур - важная часть любого погребального обряда в древности. Бернар Вербер пишет, что траур важен для психического равновесия людей, нужен, чтобы осознать потерю, отметить переход на другой этап. Упустить его, вернуться сразу после потери к обычной жизни - значит, заставить боль перегнивать внутри. Вряд ли это полезно.
А я так скажу: вряд ли тот же Реддл сильно горевал о своем василиске. В случаях, когда у погибшего нет ни единой души, для которой его смерть стала бы потерей, любой траурный ритуал - да хотя бы пара слов от чистого сердца - поможет его душе успокоиться, умиротворит ее.
Вспомните, кто смотрел "Инуяшу": после казни наемников Шичининтай жители одной из деревень, некогда страдавшей от их жестокости, выстроили для Шичининтай небольшой некрополь, куда были положены не только их тела, но и доспехи, и оружие. Не потому, что селяне так сильно этих наемников любили, а потому, что души мертвых должны быть успокоены. Хотя бы для благоденствия живых.