Чем больше читаю и слушаю о первобытных обществах (в частности о моих любимых VIII-III тысячелетиях до нашей эры), тем чаще думаю, что точка зрения, изложенная в школьных учебниках, ничем не обоснована. А точка зрения - напомню - заключается в том, что в первобытности индивидуальность всячески гнобилась, потому что личность была подчинена коллективу и не могла существовать вне его. Коллективизм - да, цвел пышным цветом, и для людей было важно уживаться друг с другом. Но не быть похожими друг на друга, совсем нет. Возьмем хотя бы традицию раннего и среднего неолита отделять черепа от скелетов умерших (а то и головы от мертвых тел) и придавать им с помощью глины и гипса черты лица покойного. Не какого-то условного человека, ибо не находят и двух одинаково сделанных скульптур, - а именно умершего. В голове живет душа человека, его личность, и она не умирает даже когда истлеет остальное тело.
Как-то в книге Сергея Щепетова о каменном веке я прочитала (может быть, конечно, автор шутил), что, если хочешь в первобытном обществе жить долго, не будь лучше других, не будь хуже других, не выделяйся. Если следовать этой логике, Халиноми должны были погибнуть лет так в двадцать-двадцать пять, а не дожить до вполне приличных по своим временам годов. Или - этот прием любят во многих историях - быть изгоями в своих родах, ибо люди не любят тех, кто на них не похож. Все они выделялись среди своих сверстников, в первую очередь, конечно, воинскими умениями. Но, кроме умений, у Тэссэ была неслабая мания величия, у Райхо - прескверный склочный характер, а у Ладише, наоборот, поразительные честность и великодушие. И в наши дни людей с подобными чертами не обошли бы вниманием, а уж тогда, в век информационного голода и подавляющего коллективизма, казалось бы, и подавно должны были замучить постоянными требованиями быть как все. Но их любили, с ними дружили, их ругали, над ними подшучивали, как это бывает с обычными людьми, и ни одна душа не требовала от них изменяться.
Людей учили уживаться друг с другом, думать друг о друге и принимать во внимание чужих тараканов. Люди могли завидовать, обижаться, ревновать и впадать в уныние - и это тоже учитывали, никто не проповедовал воинствующего позитива и постоянной бодрости, и, мне кажется, такое отношение, было куда гуманнее, чем нынешнее уравнивание под маской индивидуализма. Хотя, конечно, ни я, ни даже самый маститый профессор не можем сказать с уверенностью, как оно было на самом деле.