Хоть я очень люблю "Инуяшу", изредка при просмотре меня охватывает неприятное чувство. Как я уже говорила, "Инуяша" — по большей части история о демонах. Или о людях, которые имеют дело с демонами. И неприятное чувство поселяется в душе как раз в миг наивысшего подъема духа, когда персонаж совершает чудо, переступая через границы собственных (и обычных человеческих) возможностей.
Казалось бы, такие моменты должны вдохновлять, но нет. Дело в том, что во многих из них отчетливо видно: персонаж сумел это сделать, потому что он демон. Или наследник великой традиции, с детства приученный ей следовать. Или обладает неизмеримой силой воли. Или несказанной добродетельностью. Или вообще свят.
Ты так не можешь. Ты не родился ни демоном, ни наследником древнего рода, на сердце твоем отыщется пятнышко, и не одно, да и сила воли у тебя обычная и на подвиги ее не хватит. Значит, чудо не для тебя. Значит, как у большинства простых смертных в "Инуяше", твое дело — не отсвечивать, выращивать рис, славить героев и изредка посильно помогать им. Если тебе хочется большего, скорее всего, гордыня выведет тебя на дурную дорожку, а та приведет к гибели. Чудеса только для избранных.
И вот в одной из последних серий "Яшахиме" это чувство снова меня посетило. Когда Мороха наполняла энергией печати (которые без ее силы — просто куски бумаги с написанными заклинаниями), я снова подумала: как легко ей это удается. Ведь ее мать — могущественная мико, а отец — полудемон. Человеческая девочка никогда бы так не смогла.
... Чего же ждать человеческой девочке?
И вот здесь я подхожу к тому, чем — среди прочего — так важна для меня арка Шичининтай. Ведь это на моей памяти единственные персонажи "Инуяши", которые и были теми самыми простыми смертными — без образования, без знатных родителей, сами невысоких нравственных ориентиров, без выдающейся силы воли. Тем не менее, на протяжении всей арки они раздавали люлей таким, казалось бы, крутым персонажам, да и погибли по большей части не от рук врагов, а из-за собственных ошибок или, как сказал бы Нараку, из-за тьмы собственных сердец.
И когда я задалась вопросом, что же было такого у неграмотных средневековых мальчишек, что позволило им годы спустя биться на равных с величайшими среди людей и демонов и снискать громкую, пусть и дурную славу, я ответила себе: видно, в детстве это были мальчики, которые не поверили взрослым.
Не поверили, что чудо для избранных. Что людям низших сословий суждено прожить жизнь в услужении. Что женщины умирают в родах. Что мужчины умирают на войне. Что человек бессилен перед демоном. Что не приличествует юноше носить женскую одежду. Что самое большое счастье — это когда все живы и здоровы. Что существуют добро и зло и нужно по мере возможности придерживаться добра. Что лучшие воины из народа могут стать самураями. Что после смерти ты можешь попасть в Рай или в Ад.
Много чему они не поверили.
И не потому, что были какими-то гигантами критического мышления — какое критическое мышление у ребенка? А ведь эти установки усваиваются с детства. Да и в принципе, за редким исключением Шичининтай никогда не казались мне особо интеллектуальными ребятами.
Но, видно, случилось так, что от рождения они обладали низкой внушаемостью. Как говорила психолог Анна Кирьянова, внушаемость зависит как от развитости критического мышления (но этот вариант мы отмели), так и от особенностей коры головного мозга. В норме человек обладает ею, и это позволяет ему получить воспитание, воспринять общественные ценности, наслаждаться произведениями искусства, глубоко привязываться к другим людям. У Шичининтай же... я не хочу писать, что эта функция была нарушена, потому что тогда это значило бы, что они не совсем психически здоровы, а это, за редким исключением, не так. Но они и вправду выглядят людьми, на которых не слишком отразилось воспитание, которые способны легко пережить расставание даже с самым близким человеком; и даже представить их современные версии за просмотром фильмов или чтением книг я не могу. Максимум их хватило бы на двухминутное видео с котиком.
Хорошо ли это — каждый решает сам. Но как же порой не хватает этого качества мне и моему окружению под беспрерывным информационным обстрелом, представляющим нам идеальные и противоречивые образы и требующим, требующим, требующим...