всякое ораниеЯ смотрела сериал "Император Карлос" еще в студенчестве, и тогда осилила восемь серий. Вчера и сегодня я его пересмотрела и тоже осилила восемь серий, но теперь понимаю, почему. В восьмой серии казнят персонажа, без которого дальше можно не смотреть. Но если в этот раз я вернулась к сериалу исключительно ради него, то несколько лет назад... не знаю. Может, даже притом, что он не слишком меня занимал тогда, в нем было что-то, что оживляло всю картину, придавало происходящему смысл, озаряло тьму.
Я говорю о Куаутемоке, ацтекском военачальнике, а потом и императоре, который сейчас считается "дедом мексиканской нации", героем, в честь которого названо несколько городов и понатыкано статуй. Человек, судя по всему, и вправду был удивительный. Я хотела бы с ним дружить. Интересно, что памятники Кортесу в Мексике тоже есть, и никто не собирается их сносить,
Так вот, Википедия говорит, что этот Куаутемок несколько лет вполне себе сотрудничал с Кортесом, они вместе строили Мехико, например. Пока Кортесу не пришло в голову, что три года назад он проебал ацтекское золото, а Куаутемок, видно, знает, где оно заныкано, надо его пытать. И после трех лет дружбы это так странно, что вспоминается мем с котом и часами. Типа... что тебе мешало пытать пленника сразу, а не когда вы уже вместе пуд соли съели? Про пытки Куаутемока - отдельная веселуха, я так поняла, что этот сюжет разошелся по всевозможным
Потом его вроде бы простили и снова вернули на службу, а потом обвинили в измене и повесили. Конец.
Но мне жаль, что в сериале никак не показаны все эти годы дружбы. Я бы с радостью посмотрела на сотрудничество таких сильных и таких по-своему дорогих мне людей. Но из сериала получается, что Куаутемок просто несколько лет сидел в тюрьме у Кортеса с перерывами на пытки и казнь. Вместо этого дохуя экранного времени занимают понты доньи Марины. Вот уж кого создатели не пощадили. Я после сериала даже стала хуже к ней относиться, хотя и корю себя, ведь реальная Марина вряд ли так себя вела.
В сериале она... обычная. Это не та женщина, о которой стоило бы писать императору, а Кортес писал, и я читала его послание. Читала о ее уме, о ее отваге. А Берналь Диас, описывая ее встречу с родными, некогда продавшими Марину в рабство, отмечал, что она благородна, как библейский Иосиф, ибо простила их всех, не претендует на наследство и не держит ни на кого зла. В сериале Марина их тоже формально прощает, но так стервозно, что хочется ее придушить. Конечно, вряд ли реальная Марина была собранием всех человеческих добродетелей, но даже если в десяток раз приуменьшить все, что писали о ней конкистадоры, все равно видно, что это женщина незаурядная, которая не стала бы кидать понты и выносить Кортесу мозг из-за ревности.
Из занятных моментов сериала:
# Когда Кортес вежливо пытается напроситься к ацтекам в гости, а ацтеки так же вежливо пытаются послать его нахуй, он говорит: если ваш император меня впустит, я поднесу ему ниибаца крутые дары. И демонстрирует выстрел из ружья (ну или как называется ранний ружьеподобный огнестрел). Один из товарищей недоумевает: вы что, хотите передать им огнестрельное оружие? - А вы думаете, этих людей можно обмануть стеклянными бусами? - вопрошает Кортес.
# Полторы серии ацтеки говорят на науатле (может, кстати, даже на современном, а не на классическом, вряд ли кто из зрителей будет разбираться), а потом режиссер забивает болт, и дальше они треплются друг с другом по-испански. А зачем тогда?..
# У ацтеков не было принято смотреть в глаза императору. Это считалось проявлением неуважения и агрессии. Они даже делали замечания испанцам, которые, говоря с Кортесом, смотрели ему в лицо. Поэтому все разговоры с Монтесумой в сериале имеют некий, эээ, аутичный оттеночек. И за что я люблю европейские фильмы - многие вещи передаются без слов. Когда Куаутемок поднимает глаза на императора, мы понимаем, что он потерял к нему всякое уважение и больше не будет подчиняться его приказам.
# Мотивации Монтесумы странные, особенно для ацтека. Понятно, что он не хотел ссориться с испанцами, но не хотеть ссориться и быть терпилой - разные вещи.
# Видно, что создатели сериала все-таки не в полной мере понимают ацтеков. Иначе бы не проводили идею, что жертвоприношение = наказание. Наказывают преступника, а в жертву приносят достойного или хотя бы просто нормального человека. Видимо, авторы руководствовались логикой: ну, они же все равно режут людей, почему бы не начать с уголовников и не совместить приятное с полезным. Либо просто человеку нашей цивилизации сложно понять, как смерть может не быть наказанием.