Мне всю жизнь везло на адекватную религиозность. Сама я из атеистической или скорее агностической семьи, но вот мои друзья, в сети и в жизни, исповедующие разные религии, были всегда удивительными котятами. Все эти страшилки про православнутых бабок, фанатичных исламистов, могущих избить тебя за короткий рукав, и поехавших язычников, режущих черных козлов, никогда не имели к моим знакомым отношения. Напротив, те из них, кто был более религиозен, оказывался и более культурен и образован, чем человек, не исповедующий вообще ничего или исповедующий по принципу "сходил в храм на Пасху".
Скажу сразу, я не думаю, что это связано, просто в моей жизни получилось так. Я тут недавно напала на сообщество петербургских кеметистов, и это чуть не самые образованные котаны, что я видела. Одна кисуля так вообще выучила французский, чтобы выучить древнеегипетский, потому что самые топовые труды по этому языку, как я поняла, писали французы. Вот я, например, не готова учить испанский ради науатля.
Но вообще это было лирическое отступление, а постик будет с картиночками.) Неоязычники из моего окружения всегда говорят, что для обращения к божеству желательно иметь то его изображение,
которое лично вам нравится. Не то чтобы я собиралась обращаться к ацтекским божествам, но стало любопытно, найду ли я и вправду портреты, которые мне зайдут. Ибо одна из главных печалей моей жизни: мне мало что нравится, большая часть всего, что меня окружает, кажется низкопробной и вульгарной. Так вышло и в этот раз. Я искала современные рисунки, выполненные нейросетью или человеком, потому что ацтекские вы все наверняка видели и помните, что они ебненькие. А мы же ищем то, что мне глянется!
В итоге я нашла только по одному нормальному изображению божеств главной троицы и считаю это большой удачей, ибо для меня отыскать что-то не кринжовое - всегда большая удача. Я кринжую практически от всего. А здесь вроде и красиво, и не вульгарно, и выражения лиц адекватные.
Штош, погнали.
1. УицилопочтлиУицилопочтли
Многих своих божеств ацтеки начали чтить, уже переселившись на Мексиканское нагорье и там с ними познакомившись. Но вот Уицилопочтли, по их же собственным преданиям, был с ними с самого начала. Именно он вывел их из Египта Ацтлана и привел в Мексику. Именно ему приносили поначалу человеческие жертвы, а потом уже ацтеки стали чтить таким образом и других богов, и всех своих соседей научили (вот боги охренели, наверное). Если характеризовать его вкратце, то это солнце, весна, война, кровь, золото, пафос, невъебенность.
2. ТескатлипокаТескатлипока
Этот товарищ уже не только ацтекский, но скорее общенауанский, а вроде даже и у майя был его культ. Я не знаю, почему, но из ацтекских божеств в современной массовой культуре Тескатлипока самый популярный. Хотя, как по мне, это один из самых мутных мифологических персонажей. Впрочем, он, вероятно, таким и должен быть, если вспомнить его имя "дымящееся зеркало". Это божество ночи и севера, судьбы и удачи, колдунов и жрецов, изменчивый и многоликий всевидящий судья, могущий как наградить, так и покарать. При этом в мифах он ведет себя как мудак: то жену у кого-то уведет, то обманет, то еще какую подлянку устроит. В комедии "Мальчик в девочке" (2006), которую я в школьные годы раз двадцать пересмотрела, именно он меняет героев телами.
3. КецалькоатльКецалькоатль
Вот здесь, друзья мои, я реально задумывалась о том, что, если бы была неоязычницей, то тусанула бы именно с этим божеством. Причем задумывалась не сейчас, а еще в студенчестве, когда гиперфиксации у меня не было, а был только вежливый интерес. Кецалькоатль - божество не только ацтекское и даже не только науанское, но мезоамериканское вообще. Его культ уходит чуть не в первые века до нашей эры, может, поэтому, хоть у него и есть человеческое обличие, часто он предстает в виде оперенной змеи. Это податель благ и культурный герой, образ которого, если я правильно помню, слился с образом тольтекского царя, жившего на рубеже первого и второго тысячелетий. И вот то ли этот царь, то ли бог правил так миролюбиво и умело, что при нем чуть не реки текли молоком и медом, да еще он научил свой народ многим ремеслам, искусствам и тайным знаниям, пока не то добровольно ушел, не то злым умыслом был изгнан из Америки и уплыл на восток. Но обещал вернуться. Это единственный чувак, которому даже ацтеки (!) как-то стеснялись приносить человеческие жертвы, ибо этому божеству они были явно неприятны: если вам так хочется проливать кровь во славу мою, проливайте собственную. Только не всю! И поскольку, по преданиям, он имел много европеоидных черт, существует кулстори, что, когда прибыли испанцы (еще и в год, указанный для возвращения Кецалькоатля!), Монтесума, желая их испытать, отправил к ним послов с наказом, мол, если они посланцы бога, предложите принести им человеческую жертву, посмотрим, что они скажут. Кортес, естественно, сказал "мамке своей принеси", отчего подозрений у ацтеков стало еще больше. Именно на Кецалькоатля уповали многие народы, покоренные ацтеками, в надежде, что когда-нибудь он вернется и освободит их, и не будет больше жертвоприношений. Разве вышло не так?
Если характеризовать его вкратце, то это свет, заря, мудрость, благожелательность, дары земли, мир. Ну, и тварь красивая, как ни погляди.
____________________
После всей этой жуткой мощи закончим на чем-то более понятном и приближенном к человеку, а именно на богине Шочикецаль, такой себе индейской Афродите. Богине любви, красоты, цветов, игр, танцев, домашних дел, покровительнице беременных и влюбленных. Вот, казалось бы, сплошная милота, но даже здесь ацтеки умудрились влезть со своими жертвоприношениями в духе "хм, эта девушка богиня любви и красоты, наверное, она не очень кровожадна, десять человек будет достаточно".
Не знаю, изображена ли тут сама эта богиня или просто ацтекская инстакисонька, но рисунок такой милый, что я просто оставлю его здесь.