Почему-то в Мексике любят рассуждать, была ли донья Марина предательницей и за что ей можно предъявить, а человека, которому реально предъявили за измену родине, сейчас скорее возвеличивают. Ведь Марина, по сути, просто рабыня, которая служила своим господам - и служила хорошо, какие к ней вопросы. Ни официального, ни даже морального долга у нее перед ацтеками не было (начнем с того, что она и не ацтечка). А вот у Монтесумы и моральный долг, и официальные обязанности были - и исполнял он их очень спорным образом. Если помните, умер потому, что ацтеки побили его камнями.
Странные телодвижения Монтесумы хорошо описаны во втором послании Кортеса Карлу V. Здесь я немного отвлекусь и отдам Кортесу должное как величайшему дипломату. Я восхищаюсь его выдержкой и умением не наговорить лишнего. Вот, например, я люблю послушать Марию Захарову (кто не знает, это пресс-секретарь российского МИДа), но при всем уважении к Марии Владимировне, на фоне Кортеса она выглядит как очень начинающий дипломат. Хотя, возможно, тут дело не столько в Захаровой, сколько в упадке мировой дипломатии вообще. Когда представители мининдел некоторых стран заявляют "пусть все решится на поле боя", хотя дипломатия для того и нужна, чтобы не все решалось на поле боя, что тут скажешь.
Ну да ладно. Так вот, Кортес в своем послании описывает некоторые шаги Монтесумы, которые в самом общем виде выглядят как "я втираю своим пацанам, что наши гости невъебаца божественны
(Куаутемок потом потратил уйму сил, разубеждая в этом ацтеков и союзников, рассылая им отрубленные головы испанцев и лошадей), но втихаря мучу против гостей интриги, а когда терплю провал, оправдываюсь как первоклассник: "нет, это не моя пятидесятитысячная армия, они просто в магаз ходили, я даже не в курсе". Честно говоря, удивляюсь, как Кортес сумел ни об одном из этих шагов не высказать никакого суждения, не дать никакой оценки. Потому что даже мне, уж на что я сдержана, хотелось после каждого абзаца вопрошать "ну не еблан ли, Ваше Величество?".
***
На дыбре котята затронули тему гомосексуализма у ацтеков, я немного про это скажу. В источниках этой темы слегка касались, но свидетельства приводятся прямо противоположные, от "все они поголовно гомики" до "быть гомиком у них некруто". Честно говоря, я сомневаюсь, что и то, и другое - свидетельства, а не проекции авторов источников. У меня есть основания думать, что это именно проекции, но сейчас не буду расписывать, почему я так решила. Так вот, позволю себе высказать предположение. Оно не основано ни на каком источнике, это просто мои догадки из того, что я знаю об ацтеках. Итак, мне кажется, что их отношение к гомосексуализму могло быть как в раннесредневековой Европе (до григорианских реформ, когда сексуальная мораль еще не была так строга). Лесбиянство за гомосексуализм не считали, потому что во многих культурах секс - это то, что делают, простите, членом. А что до геев, то могло быть как в европейском воинском сословии: ты ебешь - ок, тебя ебут - не ок.
***
читать дальшеЛьюис Спенс дает краткое описание ацтекского менталитета, и такое чувство, что чувак описал если не всю меня, то одну из моих субличностей, в последние годы вышедшую на первый план (ту самую бизнес-леди, о которой писала парой постов ниже).
Мексиканец — суровый, неразговорчивый и угрюмый человек, в котором глубоко укоренилась любовь ко всему таинственному; он медленно распаляется до гнева, но, когда страсти разбужены, он почти неуправляем в ярости. Обычно он одарен логическим мышлением, быстротой восприятия и способностью с большой щепетильностью относиться к деликатной стороне дела. Терпеливый и способный подражать, древний мексиканец был превосходным мастером в тех искусствах, которые требовали этих качеств. Он по-настоящему любил красоту природы, имел страсть к цветам, но в музыке ацтеков не хватало веселья, а их развлечения часто носили слишком мрачный и жестокий характер. Женщины более были полны жизни, чем мужчины, но во времена, предшествовавшие завоеванию, были очень зависимы от воли своих мужей.
Здесь все про меня, кроме пассажа о музыке и развлечениях. Я люблю что-то веселое, даже считаю, что веселая легкая музыка - это беспроигрышный вариант для всяких песенных конкурсов, куда, увы, часто тащат дешевую драму и надрыв.
***
Как бы ни был суров народ, у него обязательно найдется слезливая лавстори, благодаря которой потомки будут рубить бабки с китайских туристов. У ацтеков такая стори тоже есть.
Видите этих ребят на заднем плане? Это Попокатепетль (справа) и Истаксиуатль (слева). Попокатепетль ("Курящаяся гора") - действующий вулкан, Истаксиуатль ("Спящая женщина") - давно уснувший. Их лавстори такова: когда-то оба были людьми, которых хз как звали, ибо все помнят только имена вулканов. Храбрый юноша любил прекрасную девушку и хотел жениться, но отец девушки сказал: сначала победи супермегаультраврага.
Он и пошел побеждать. Наверное, есть описания и врага, и боя, но легенда не об этом, так что всем пофиг. В тлашкальской версии герой вообще пошел воевать с ацтеками и победил - ну, хоть где-то они победили ацтеков, лол. Юноша долго не возвращался, тогда его соперник, тоже искавший руки девушки, сказал, что ее возлюбленный погиб. Девица не думала, что о таких вещах можно лгать, поэтому не стала проверять инфу, а быстро умерла от тоски.
Вскоре вернулся юноша - как оказалось, зря. Отнес невесту на вершину горы, да так и остался сидеть у тела, охраняя ее покой и гадая о том, что могло бы быть. Вскоре их покрыл снег, и оба превратились в вулканы. Истаксиуатль мирно спит, а Попокатепетль обычно погружен в мрачную задумчивость, но иногда его боль и ярость прорываются в виде извержений.
Эта история учит нас, что нужно тщательно проверять источники информации и думать, кому это выгодно. Сейчас на фоне вулканов фоткаются влюбленные, и мне интересно, на какое счастье в любви они после этого рассчитывают?
***
В "Эрнане" есть коротенькая сюжетная линия, о которой я долго не могла понять, зачем она там, ведь смысловой нагрузки не несет. А вчера я как поняла! Короче, суть: какой-то испанец бычит на Кортеса, пацаны Кортеса его вяжут и вместе со слугами запирают в подвале, чтоб разобраться позже (дело происходит во время осады дворца Ашаякатля, и Кортесу не до них). Когда испанцы бегут из Теночтитлана, об узниках тупо забывают. Да еще тлашкальцы, уходя, поджигают дворец, так сказать, прощальный подарок ацтекам. Узники слышат шум за дверью, затем в их тюрьму начинает вползать дым, и они понимают, что дворец, мать его, горит, и они вместе с ним. Испанцы бешено колотят в двери, аааааа, выпустите нас, им открывают ацтеки и уводят узников, включая явно больного чернокожего слугу, которого индейцы буквально тащат на плечах.
Думаю, не из милосердия, а потому что такова первая реакция нормального человека - спасти утопающего, когда тебе не сложно, даже если потом ты сам с ним расправишься.
И вот вчера я вспомнила. Уж не скажу, в каком источнике это говорилось, но: у одного испанца был слуга-негр. Этот негр был болен оспой. После того как он потерся среди ацтеков, в Теночтитлане разразилась эпидемия, унесшая за четыре месяца, по меньшей мере, половину населения города (а вообще говорят, оспа в 16 веке ушатала до 80% ацтеков). Так что Кортес, зализав раны и вернувшись в Теночтитлан, застал его уже в куда более печальном состоянии, чем покинул. Когда за четыре месяца гибнет полмегаполиса - это напоминает библейский Апокалипсис. Невольно задумаешься, чем же ацтеки так прогневили небеса, что получили такой пизды, ведь оспа была не единственным ужасным чудом, позволившим Кортесу их завоевать. Вон в Библии Господь решил уничтожить хананеев, которые задолбали своими жертвоприношениями и развратом, но ацтеки хотя бы разврат не устраивали. Как пишет тот же Спенс: "... картина омрачается ужасными, пусть и живописными, ритуалами, которые сопровождали их религиозные церемонии, и страшной тенью человеческих жертвоприношений, которая вечно довлела над их немалочисленными народами. Тем не менее, уровень нравственности был высок, правосудие беспристрастно, формы правления сравнительно мягки...". Но хананеи жили задолго до того, как человечество доросло хотя бы до идей гуманизма, а ацтеки - практически в наши дни. Неужели, если бы карающая длань подождала еще два-три века, эта культура не смягчилась бы? Под карающей дланью я понимаю скорее эпидемию, ибо европейских завоеваний в Новое время не избежала ни одна часть света. Возможно, если бы от европейских болезней не скончалось столько народу, ацтеки бы пережили колониальную эпоху и сохранились, как те же Индия и Китай. И разумеется, к двадцать первому веку трэшовые формы культа давно бы отмерли. Как в Индии сейчас отменили сати, так и у ацтеков постепенно ушли бы в прошлое летальные жертвоприношения, хотя принесение собственной крови могло и сохраниться. Думаю, я еще напишу об этом подробнее. Может, помните серию постов "Нуремхет в стране чудес" о современном Намдалене. Наверное, стоит замутить что-то похожее про ацтеков, если бы те дожили до наших дней. Мексика, которую мы (не) потеряли, так сказать.