Художественное:
1. "Потерянный Рай" Джона Мильтона.
любимаяУниверсальный успокоитель моих нервов, с какого места ни открой. Когда читаешь и проникаешься величием и трагизмом происходящих в книге событий, свои проблемы кажутся настолько пустяковыми, что удивляешься: как из-за такой херни можно было переживать. Опять же, Сатанаил выписан великолепно. Он не представлен мучеником, идущим на страдания ради людей, как любят идеализировать его некоторые. Он мировое зло, да, но зло живое, чувствующее, не хаотичное, а целенаправленное, зло, которое можно пожалеть, которое само страдает. Иными словами, это не Темный Властелин из фэнтези, а озлобленный поражением и ожесточенный страданиями великий полководец, преданный своим товарищам настолько, насколько безжалостен к людям.
2. "Искушение. Сын Люцифера" Сергея Мавроди.
впечатлениеАвтор, возможно, и не очень хороший человек, но книга меня поразила. Прочла за восемь часов в поезде и не успокоилась, пока не проглотила последнюю строчку. Это собрание историй о современных людях, живущих на просторах СНГ, о людях, в жизнь которых косвенно или прямо вмешиваются адские силы, предлагая различные искушения: властью, богатством, славой, любовью, похотью, жаждой жизни. Это на словах мы все круты и откажемся от взяток/безнаказанности/всеобщего поклонения, а когда у нас будет реальный шанс получить все это, не прикладывая особенных усилий, - как мы себя поведем?
3. "Глашатай Люцифера" Ash-kha
религиозноеКак люди переходят от христианства к "светлому" дьяволопоклонничеству, сиречь люциферианству? Какие размышления и жизненные перепетии толкают от Всевышнего к Его противнику? Это история девушки, совершившей такой переход. Написана как фантастическая повесть с элементами мистики и альтернативной истории, однако эмоциональная составляющая, основные принципы люцифериан, причины, побудившие признать своим господином Сатанаила, выписаны очень четко.
4. "Влюбленный дьявол" Габриэля Вега (Веги?)
любовноеМистерия в стиле эпохи Возрождения. Венецианка Эмануэла знакомится на карнавале с рыжеволосым торговцем-греком, который в течение праздника удивляет ее некоторыми странными для обычного человека поступками, а когда берется проводить ее до дома, делает страшное предсказание о море, что пройдет по ее родине через несколько лет. После этого между ними завязываются товарищеские отношения и постепенно они начинают влюбляться друг в друга. И выйти бы ей за него замуж, а ему жениться бы на ней, да только не знает Эмануэла, кто на самом деле ее жених, а он никогда не скажет, потому что тогда любви ее придет конец.
Вещь очень эмоционально насыщенная, и запоем я ее читать не могла. После каждой пары страниц бегала по комнате с плеером, чтобы остудиться и обдумать только что прочитанное. Каноническая ошибка есть, но она не портит общей атмосферы произведения, а характеры и отношения персонажей переданы с необыкновенной глубиной и знанием "подводной части айсберга". За словами и действиями стоит больше, чем то, что видно на поверхности...
Впрочем, читать эту повесть можно только ради одного языка. Я надеюсь со временем научиться писать так же красиво...
5. Трагедия "Люцифер" Йоста ван дель Вондела
тяжелоеПервое и неоспоримое достоинство - перевод. Он шикарен. Перевести текст, написанный во времена Священной Римской Империи, с таким талантом, соблюдая размер стиха, ритм и рифму, сможет не каждый. Низкий поклон тому, кто взял на себя этот труд.
"Люцифера" я тоже не могла читать запоем из-за сильного эмоционального накала, но, когда взялась перечитывать, эмоции уже не так зашкаливали. Все-таки адреналина ради эту вещь стоило читать только один раз.
Второе и, наверное, главное достоинство: причина падения Люцифера показана ясно, подробно, со всеми подводными камнями, потому что освещена сразу с нескольких точек зрения, а не только с авторской. Рассказчик не отделывается простым "возгордился" или "возжелал власти", все гораздо сложнее. И, по-моему, не может не вызвать понимания. Особенно у тех, кто был старшим ребенком в семье, где все блага и родительская любовь доставались младшим детям.
6. Цикл "Князья Леса" Елизаветы Дворецкой
историко-мифологическоеОтличный пример историко-мифологической фэнтези. Параллельный мир, схожий с нашей действительностью лет эдак тысячу двести назад и отличающийся от нее только названиями. Видно, что автор знает и любит свою тему, не зря пишет по ней уже двадцать пять лет. А когда писатель увлечен своей работой и хочет максимально точно и правдиво показать то, о чем говорит, это не только приятно чешет читательскую душу, но и вызывает интерес к предмету. В общем, всем, кто интересуется славянским и скандинавским ранним средневековьем, советую. Не прогадаете.
7. "Как огонь от огня" Елизаветы Дворецкой
и снова-такиЧто будет, если... Сама постоянно задаю себе этот вопрос, когда встречаю в научных религиоведческих трудах или фольклоре материал, который можно обыграть с разных сторон и осмотреть под разными углами. Так большинство произведений и пишутся. Что будет, если берегиня, существо без души и живого тепла, станет жить среди людей? Что будет, если человек захочет взят ее в жены? Что будет, если обнаружится, кто она и каким образом получила человеческое тело? Автор для самой себя отвечает на эти вопросы в небольшой повести, и получается увлекательный рассказ, который восприятие может превратить как в добрую детскую сказку, так и в историко-мифологический ужастик.
8. Поэма "Каин" Байрона
снова восторгаюсь ЛюциферомЖили-были два брата... пересказывать их историю смысла нет, библейскую легенду, наверное, помнят все. Поэма ценна не сюжетом, а, как и "Люцифер", объяснением причин поступков. Почему пал Сатанаил, почему Каин убил Авеля. И здесь вывод, опять же, не сводится к "позавидовал", "разозлился" и так далее.
Люцифер прекрасен. Пусть мне ближе образ яростного мятежника, а не мудрого всезнающего существа, но и здесь предводитель падших ангелов великолепно выписан. Особенно же запомнился его диалог с Каином.
К: - Я жажду душой добра!
Л: - А кто его не жаждет? Кто любит зло? Никто, ничто.
Задумалась.
9. Поэма "Судный день" Байрона
юмористическоеПример хорошего стеба. Хотя мне было сначала странно сознавать, что вещь, написанная два века назад, до сих пор способна кого-то рассмешить, но факт - я от некоторых моментов уползала пацтол. Народ! Если кто соберется писать стеб по христианской мифологии, настоятельно рекомендую прочитать сначала этот шедевр. Мало того, что он обеспечивает хорошее настроение, так еще и показывает, как можно устебать персонажей, не выходя за рамки канона и не влетая в ООС.
10. "Секретарь Дьявола" Натальи Малеваной
псевдоюмористическоеНаверное, единственная из прочитанных за год книг, которая мне НЕ понравилась. Не спорю, она веселая. И милая. И добрая. Но при чем тут Люцифер, при чем тут Ад и его демоны, если теми же самыми словами можно было написать про начальника крупного предприятия и его секретаршу? От Сатанаила не осталось ничего, кроме имени. Впрочем, как и от Асмодея (больше в романе никто из знакомых не мелькает). От Преисподней - одно название. Она походит больше не на место вечных мучений, а на подземный город, похожий на тот, что существует в Австралии (не помню уже, как называется). В общем, читать исключительно хохмы ради и чисто как юмористическую фэнтези. Если пытаться найти здесь что-нибудь от канона, вас ждет разочарование.
11. "Хромой бес" Рене Лесажа
приятноеТри века этому роману, и возраст заметен по несовременному построению сюжета. Молодой человек, студент, спасает из заточения князя Асмодея, за что тот обязуется служить ему всю жизнь и исполнять его просьбы, пусть даже во вред самому себе. В романе описываются ночь и утро, во время которых юноша и Асмодей путешествуют по всей Испании и демон рассказывает своему избавителю историю каждого из людей, о которых студент желал бы узнать. Таким образом, роман являет собой собрание разных историй из жизни Испании Нового времени, когда веселых, когда трагичных, заключенных в историю самого студента и Асмодея, которая, к слову, заканчивается хэппи-эндом, по крайней мере, для юноши. Ну, там свадьба с невестой из богатого рода, красивой и любящей его...
Особенно меня покорили отношения демона и человека. Очень уважительные и тактичные. Дьявол не пытается соблазнить юношу и забрать его душу, наоборот, платит ему как может за свое освобождение, спасает из огня девушку, чтобы женить на ней своего господина, юноша же не приказывает князю, не велит повиноваться, в общем, не злоупотребляет благодарностью демона. Расстаются они в очень добрых отношениях с надеждой на скорую встречу.
И, хотя Асмодей изображен в приниженно-фольклорном образе, как признается сам автор, он все равно восхитительно обаятелен. В который раз убеждаюсь, что красота не во внешности...
НЕ художественное (религиоведческие заморочки):
1. "История сношений человека с Дьяволом" Михаила Орлова
историческоеНаучный труд начала прошлого века. Рассказывает о взаимодействии человека и адских сил (впрочем, не только адских, отдельная глава посвящена мифологическим существам вообще) на протяжении всей истории человечества, начиная со времен первобытно-общинного строя и заканчивая концом девятнадцатого-началом двадцатого века. Обзор охватывает не только Европу и Россию, но и Китай, и Индию, и другие страны. Несмотря на то, что работа научно-историческая, дат в ней не особенно много, а свидетельства, документы, истории, случаи из практики инквизиторов, заклинателей, врачей, просто исследователей - все рассказано довольно простым языком, не перегружено терминологией. И, к слову, весьма и весьма увлекательно. Хотя мне трудно судить, так как я в эту тему влюблена...
2. "Классическая демонология" Александра Амфитеатрова
для начинающихНаучный труд начала двадцатого века. Хотя слово "научный" сюда мало применимо, так не походит этот небольшой трактат на тридцать вордовских страниц на объемные тома религиоведческих текстов. Тем, кто христианскую мифологию и фольклор вообще и демонологию в частности раскуривает впервые, будет подспорьем. Но это уровень "для самых начинающих". На этой работе у меня просто глаза отдыхали. Особенно много нового я не узнала, ибо большую часть того, что там написано, изучила уже давно, однако встретились занимательные моменты. Здесь нет ни дат, ни терминов, повествование ведется "свободным сочинением", читается легко. Рекомендую как первую книгу для тех, кто только-только залез в христианскую мифологию.
3. "Дьявол в быте, легенде и литературе средних веков" Александра Амфитеатрова
для продолжающихГоворят, Булгаков писал "Мастера и Маргариту", взяв этот труд как руководство. Действительно он куда более подробен, чем "Классическая демонология", но здесь уже есть исторические справки, термины - все как положено. Однако, похоже, ни одна книга не давала мне столько мифологического материала, как эта. После нее в тетради образовался трехстраничный список художественных и научных произведений, которые "нужно прочитать". К сожалению, в сети нашлась хорошо если четверть из них... Рекомендую тем, кто уже вписался в тему и активно в ней осваивается.
4. "Ветхий Завет: от сотворения мира до учреждения царской власти"
глазами современных ученыхАвтора не назову. Ибо эта книга у меня в аудиоварианте, а имя создателя сего чудного произведения звуковики зажилили. Или я пропустила... Это ветхозаветные предания, относящиеся к пяти периодам до провозглашения первого царя Израилева. С комментариями современных ученых, естественно. Читается, к слову, легко, и очень много исторического и мифологического материала здесь собрано. В общем, на славу автор поработал, но вещь, конечно же, не для развлекухи.
5. "Душа после смерти" Серафима Роуза
о православном посмертном ученииПредупреждаю сразу: это произведение не светского характера, пусть в нем и приведены свидетельства вполне себе мирских ученых: врачей и психологов, которые беседовали с теми, кому удалось вернуться с того света после длительной (иногда больше суток) клинической смерти или комы. Эти свидетельства собраны православным священником с целью показать, что происходит с душой по выходе из тела. Рассказано все, к слову, весьма и весьма подробно, без патетики и таинственности, разложено по полочкам, разжевано и положено в рот. Люблю такое. А то после большинства религиозных книг остается впечатление, что чего-то недопонял или вообще пропустил мимо сознания. Вывод по прочтении: смерть - интересная штука, но торопиться с ней не стоит.
Вот, пожалуй, и все. Я знаю, что я ленивая скотина и мало читаю, но пока основное мое чтение составляют учебники истории (истфак МГУ - это СПАРТАААА). Обещаю, что летом возьмусь за самообразование вплотную. А пока - учиццо, учиццо и учиццо по разработанной кем-то другим программе...
***
Список будет обновляться по мере прочтения новых книг. Ибо дисциплинирует.
@темы: истории из жизни, ангелы, мой Восток, и/х мифология, из истории человечества