дикий котанчик
об испытаниях спикеров, самозащите и о том, за кого нельзя впрягаться в чужих войнахО самозащите
Как я уже писала, в намдаленском законодательстве отсутствует понятие превышения самообороны, поэтому даже за незначительное злоумышление ты рискуешь быть если не убитым, то покалеченным. Столкнуться с бытовым хамством в Намдалене сложно. Но все же поговорим о том, что делают намдалени, если их обижают.
В одном позднесредневековом итальянском руководстве по боевым искусствам поединки делились на две группы. Точных названий не вспомню, что-то вроде "поединка чести" и "поединка ярости". "Поединок чести" - это когда вы с противником уважаете друг друга, не имеете друг к другу особых предъяв и просто решили пободаться. У таких поединков есть правила, список прилагается. "Поединок ярости" - это когда вы сводите счеты и стремитесь убить друг друга, правил здесь нет, допустимы самые подлые приемы.
Мальчиков с детства учат обоим способам драться, а девочек - только второму. Считается, что женщине при ее слабости незачем думать о благородстве, главное защититься. Обучают детей обычно родственники мужского пола, но это не нерушимое правило. Если мать достаточно бешеная сука, она может учить дочь самостоятельно. Или детьми может заниматься какой-нибудь авторитетный человек, скажем, ветеран боевых действий. Тогда ему часто отдают детей со всей округи. Такой человек может, если дела хорошо идут, даже открыть школу. Правда, большая часть бизнеса в Намдалене обычно индивидуальные или семейные предприятия. Намдалени не любят доверять свое дело чужим людям, которых не смогут проконтролировать, поэтому вряд ли у такой школы появятся филиалы или другие тренеры. Максимум хозяин может доверить своему родственнику обучать детей.
Намдалени учат, что задевать достоинство других - последнее, чем стоит заниматься в этой жизни, но если задели твое, это никак нельзя оставить без ответа. Местные родители не скажут ребенку, мальчик то или девочка, "не обращай внимания, будь выше этого". Ведь если не обращать внимания, значит, тебя можно обидеть и не поиметь проблем! Поэтому многие намдаленские девушки, если начать им делать неприличные комплименты, вполне могут двинуть коленом по яйцам. Если же обидчик вне зоны досягаемости, например, оскорбляет ее с крыши, девушка может бросить в него камнем или снять на телефон, чтобы потом показать родственникам, кого им при случае следует отпиздить. Специально разыскивать этого человека родня не будет, но если случайно где-то столкнутся, побьют его.
Из этого правила есть одно исключение. Считается, что не пристало мужчине злиться на женщину, поэтому, если возможно, лучше действительно не обращать внимания на обидные слова и провокации. Если не ответить нельзя, нужно отвечать словами. Применять к женщине физическую силу, если она не бросается на тебя с ножом, не принято, у многих намдалени уже к очень раннему возрасту стоит буквально психологический блок на то, чтобы бить девочек. Впрочем, должна сказать, что благодаря этому блоку они придумали много других способов испортить человеку жизнь, пальцем его не тронув.
***
Наряду с Трудовым, Уголовным, Налоговым и прочими привычными нам сборниками законов, в Намдалене есть еще Гуманитарный кодекс. Так как весь Намдален по сути представляет собой один большой наемничий рынок, рано или поздно должна была возникнуть необходимость все это регулировать. Частично ГК строится на принципах международного гуманитарного права, частично - на чисто намдаленских законах. Описывается, например, за кого можно впрягаться в чужих войнах, за кого нельзя или нежелательно и что будет, если все-таки впрячься. Описывается порядок разделения трофеев (в основном, между государством и войском, ибо как делить добычу внутри войска, оно решает само) и возвращения этих трофеев в страны происхождения по запросу (об этом я писала в одном из прежних постов).
Например, в ГК говорится, что крайне нежелательно намдалени воевать в чужом конфликте, если на стороне врага выступают их соотечественники. В таком случае любой офицер или солдат может отказаться участвовать в боевых действиях, и за принуждение их к этому любым образом следуют лишение звания, имущества и тюремное заключение. Тем не менее, полностью такое противостояние не запрещено, потому что некоторые ЧВК используют чужие войны для сведения собственных счетов, и пусть лучше они поубивают друг друга на чужой земле, чем начнут разборку в Намдалене.
Также запрещается предлагать вступить в конфликт против христианского государства на стороне нехристианского. Каждый желающий вступить в конфликт на такой стороне должен делать это в индивидуальном порядке и проходить слаживание с боевыми частями выбранной стороны (нехристианского государства). Каждый желающий вступить в конфликт на такой стороне не должен склонять к этому других. По сути, это запрет воевать со своими за чужих. Со своими за своих можно, с чужими за чужих тоже, с чужими за своих - тем более можно, а наоборот - нет. Вступать в такую войну позволено только лично, по зову сердца, но не организованным воинским формированием. Запретить отдельному человеку принять сторону условных чужих его командир не может.
А вот за кого командир может и должен запретить тебе воевать - так это за террористов. Террористическим считается любой режим, ответственный хотя бы за один теракт. За выступление на его стороне полагается смертная казнь. За материальную, транспортную и иную поддержку - также. Если на стороне террористического режима выступает намдаленское воинское формирование, его ждет страшное наказание, и я сильно сомневаюсь, что в истории Намдалена когда-либо что-то такое было, иначе это бы многим запомнилось на долгие годы. Итак, согласно Гуманитарному кодексу, если на стороне террористов воюет намдаленское подразделение, то оно распускается, весь его офицерский состав и каждый десятый рядовой подлежат смертной казни (или убийству спецслужбами, если свалят от расправы за границу) и конфискации имущества, их собственного и всех ближайших родственников (родителей, детей, супруги, несовершеннолетних братьев и сестер). Небольшое отступление о том, что в Намдалене считается несовершеннолетием. Как я уже писала, в Намдалене есть три ступени взросления. В 15 лет молодой человек получает право жениться/выйти замуж. В 18 лет - вступить в трудовые отношения без согласия родителей. В 21 год - избирательное право. Таким образом, если молодой человек не воспользуется ни одним из предоставляемых ему прав, то его совершеннолетие наступает в 21 год. Но если он вступил в брак в 15 - значит, он совершеннолетний. Если устроился на работу в 18 - он совершеннолетний.
Несмотря на то, что целыми подразделениями намдалени за террористов вряд ли когда-то воевали, случаи единичных побегов, думаю, были. Возьмем текущую ситуацию с Палестиной. Многие жалеют палестинцев, но, поскольку по намдаленскому законодательству ХАМАС - террористы, воевать за них нельзя. Единственный способ утолить свое сострадание - отправиться в гуманитарный конвой. Но едва станет известно, что ты применял оружие не только для самообороны, тебе пиздец. На просьбу отправиться воевать за Палестину любой ответ, кроме "конечно же, нет" - уже повод казнить офицера, к которому обращаются с вопросом. Если выяснится, что сбежавшему наемнику дали разрешение его командиры, то вся офицерская цепочка, которая была в этом задействована, подлежит смертной казни. Но бывает так, что боец сбежал, не поставив в известность командиров или презрев их прямой запрет. В этом случае глава ЧВК должен как можно скорее объявить о таком побеге в соответствующие госструктуры. Его, конечно, после этого ждут непростые дни, но, если он предпочтет скрыть побег, чтобы избежать гемора, гемора в итоге будет еще больше.
После такого сообщения начинается расследование на тему причастности офицеров ЧВК к пособничеству террористам. Если выяснится, что они не виноваты, о намерениях бойца не знали или знали, но прямо запретили ему участвовать в конфликте, то наказанию они не подлежат. Даже за то, что не уследили за своим человеком. Те моральные страдания, которые переносит командир во время разбирательства, уже считаются достаточным наказанием. Если такого беглеца поймают и предадут казни, командиру могут даже предложить собственноручно застрелить его, чтобы смыть нанесенную обиду. Но это просто предложение, а не требование, командир вполне может отказаться.
Тем не менее, бывает, например, так, что бойцы отправляются воевать за некий режим, который признается террористическим впоследствии, когда они уже встали на его сторону. В этом случае воины наказанию не подлежат, они же не знали, что сторона, за которую они собрались воевать, вдруг скурвится. Разве что их могут попросить поскорее вернуться домой. Наказание в виде смертной казни применяется только в случае, если будет доказано, что намдалени принимали участие непосредственно в террористических актах.
***
Так как Намдален довольно воинственное сообщество, он стремится компенсировать это миролюбием в риторике. Главное качество намдаленского политика, которому приходится иметь дело с международным сообществом - спокойствие, миролюбие, рассудительность или, во всяком случае, умение их изобразить. Выступления намдаленских пресс-секретарей - это прелесть что такое. Даже намдаленский президент на встречах с иностранными коллегами обычно ведет себя как кисонька. За любые агрессивные высказывания, обвинения, пусть даже справедливые, любого спикера могут тут же снять с должности. Я могу предположить, что отбор пресс-секретарей в разные ведомства (от аппарата президента до региональной ЧВК) проходит так: руководитель организации собирает местных журналистов, устраивает им встречу с кандидатом и просит задавать максимально неудобные, провокационные, каверзные вопросы, обличать самые болезненные пороки общества, спрашивать мнения о самых неоднозначных вещах, разве только не переходить на личности (то есть вопрос "а не гей ли вы?" задавать нельзя, во всяком случае, кандидат не обязан на него отвечать). Чтобы у журналистов был какой-то азарт участвовать в этой экзекуции, автор самого провокационного вопроса получает ценный приз.
Итак, кандидат оказывается перед группой людей, каждый из которых стремится смутить и озадачить его, и должен выстоять под шквалом обвинений и провокаций, ответить всем вежливо и спокойно, умно и по возможности честно, а главное - не выставить никого виноватым (кроме явных нарушителей законов, конечно).
В зависимости от желания ведомства, которое устраивает испытания, экзамен может проходить как в виде открытых дебатов, куда может зайти любой человек с улицы, послушать и даже задать вопросы, так и в виде закрытой встречи, видеозапись которой потом предоставляется главе ведомства, и тот уже решает, нужен ли ему такой человек. Хорошие спикеры ценятся на вес золота.
Испытания, проходящие в закрытом формате, не предназначены для публикации, но если какому-нибудь журналисту понравятся ответы кандидата и он захочет опубликовать часть из них, он должен спросить разрешения у самого кандидата или главы ведомства, устроившего экзамен.
В общем, как вы поняли, это весьма суровое испытание, нужно обладать определенной невозмутимостью, чтобы выдержать его достойно. Зато потом такие люди с гарантией не уронят чести Намдалена перед какими угодно иностранными обвинителями.
***
О здравоохранении
Кроме обычного профилирования по заболеваниям, клиники в Намдалене делятся на три вида по режиму посещения. Это отделения плановой медицинской помощи, экстренной медицинской помощи и медкомиссии. Частные клиники могут быть плановыми и(ли) экстренными, комиссии проходят только в государственных. В районных поликлиниках каждое из трех отделений располагается в своем крыле. У них может быть общая лаборатория, общий рентген-кабинет и прочее дорогостоящее оборудование, которое нецелесообразно дублировать трижды, но врачи и медсестры в каждом из отделений будут свои. Это не значит, что, если ты работаешь, скажем, офтальмологом в плановом отделении, тебя не закинут при необходимости в медкомиссию. Среди медперсонала происходят рокировки, например, когда в одном из отделений посещаемость выше, чем в другом, или просто когда захотелось поменяться. Неизменным остается только то, что в каждом из трех отделений свои врачи, и не бывает такого, что в один кабинет выстраивается очередь из "я по записи", "я с острой болью" и "я на комиссию".
Что касается очередей, то в плановых отделениях запрещено отводить на прием пациента менее получаса. Если это первичный осмотр или некая сложная операция, скажем, стоматологическая, или полное обследование глаз с офтальмоскопией, на такой прием вообще отводят час. Хороший регистратор при записи пациента обязательно уточнит, что предполагается на приеме, чтобы выделить под это подходящее время. Конечно, бывает так, что врач заканчивает прием быстрее, чем за полчаса, но лучше пускай он выпьет кофе и прогуляется, чем уделит пациенту недостаточно времени. Если пациент записался на прием, неважно, в платную клинику или в бесплатную, но не явился в назначенное время и не отменил визит хотя бы за день, с его номера телефона списывается штраф в размере где-то одной российской тысячи. Несмертельно, но неприятно, и учит помнить, что, пока ты проебываешь прием, кто-то другой не может на него попасть.
В экстренных отделениях очередь живая, в ней нередко можно ждать и несколько часов, прежде чем тобою займутся.
На медкомиссиях тоже живая очередь, но там нет четкого порядка посещения врачей, поэтому обычно удается справиться довольно быстро, особенно если это не время летнего призыва в армию.
***
В своей застольной культуре намдалени мало отличаются от других романских народов. Завтрак у многих представляет собой быстрый перекус перед работой. Обед - уже более основательный прием пищи, на него могут отводить от получаса до часа. Многим, чтобы не отрывать от работы, обед приносят их домочадцы. Но самая главная трапеза дня - это ужин. На него часто закладывают полтора-два часа, и в это время вся семья обязательно собирается за столом, чем бы они ни были заняты. Самый уважаемый человек на любом застолье - хозяйка дома, никто не приступает к еде прежде нее. Желая покинуть стол, дети должны спросить разрешения у взрослых.
Хозяйка - в принципе самый уважаемый человек в доме, и власть ее там так велика, что она может даже прогнать мужа с его друзьями, мол, идите праздновать в алкобар, а то опять нажретесь и засрете хату, задолбалась за вами убирать.
***
Как и во многих странах Западной Европы, в Намдалене не существует понятия морального устаревания. Если работает, пускай работает, неважно, сколько ему лет. Так, намдалени могут жить в домах раннего средневековья, проведя туда воду и электричество; проводят массовые мероприятия в римских амфитеатрах и так далее.
Как я уже писала, в намдаленском законодательстве отсутствует понятие превышения самообороны, поэтому даже за незначительное злоумышление ты рискуешь быть если не убитым, то покалеченным. Столкнуться с бытовым хамством в Намдалене сложно. Но все же поговорим о том, что делают намдалени, если их обижают.
В одном позднесредневековом итальянском руководстве по боевым искусствам поединки делились на две группы. Точных названий не вспомню, что-то вроде "поединка чести" и "поединка ярости". "Поединок чести" - это когда вы с противником уважаете друг друга, не имеете друг к другу особых предъяв и просто решили пободаться. У таких поединков есть правила, список прилагается. "Поединок ярости" - это когда вы сводите счеты и стремитесь убить друг друга, правил здесь нет, допустимы самые подлые приемы.
Мальчиков с детства учат обоим способам драться, а девочек - только второму. Считается, что женщине при ее слабости незачем думать о благородстве, главное защититься. Обучают детей обычно родственники мужского пола, но это не нерушимое правило. Если мать достаточно бешеная сука, она может учить дочь самостоятельно. Или детьми может заниматься какой-нибудь авторитетный человек, скажем, ветеран боевых действий. Тогда ему часто отдают детей со всей округи. Такой человек может, если дела хорошо идут, даже открыть школу. Правда, большая часть бизнеса в Намдалене обычно индивидуальные или семейные предприятия. Намдалени не любят доверять свое дело чужим людям, которых не смогут проконтролировать, поэтому вряд ли у такой школы появятся филиалы или другие тренеры. Максимум хозяин может доверить своему родственнику обучать детей.
Намдалени учат, что задевать достоинство других - последнее, чем стоит заниматься в этой жизни, но если задели твое, это никак нельзя оставить без ответа. Местные родители не скажут ребенку, мальчик то или девочка, "не обращай внимания, будь выше этого". Ведь если не обращать внимания, значит, тебя можно обидеть и не поиметь проблем! Поэтому многие намдаленские девушки, если начать им делать неприличные комплименты, вполне могут двинуть коленом по яйцам. Если же обидчик вне зоны досягаемости, например, оскорбляет ее с крыши, девушка может бросить в него камнем или снять на телефон, чтобы потом показать родственникам, кого им при случае следует отпиздить. Специально разыскивать этого человека родня не будет, но если случайно где-то столкнутся, побьют его.
Из этого правила есть одно исключение. Считается, что не пристало мужчине злиться на женщину, поэтому, если возможно, лучше действительно не обращать внимания на обидные слова и провокации. Если не ответить нельзя, нужно отвечать словами. Применять к женщине физическую силу, если она не бросается на тебя с ножом, не принято, у многих намдалени уже к очень раннему возрасту стоит буквально психологический блок на то, чтобы бить девочек. Впрочем, должна сказать, что благодаря этому блоку они придумали много других способов испортить человеку жизнь, пальцем его не тронув.
***
Наряду с Трудовым, Уголовным, Налоговым и прочими привычными нам сборниками законов, в Намдалене есть еще Гуманитарный кодекс. Так как весь Намдален по сути представляет собой один большой наемничий рынок, рано или поздно должна была возникнуть необходимость все это регулировать. Частично ГК строится на принципах международного гуманитарного права, частично - на чисто намдаленских законах. Описывается, например, за кого можно впрягаться в чужих войнах, за кого нельзя или нежелательно и что будет, если все-таки впрячься. Описывается порядок разделения трофеев (в основном, между государством и войском, ибо как делить добычу внутри войска, оно решает само) и возвращения этих трофеев в страны происхождения по запросу (об этом я писала в одном из прежних постов).
Например, в ГК говорится, что крайне нежелательно намдалени воевать в чужом конфликте, если на стороне врага выступают их соотечественники. В таком случае любой офицер или солдат может отказаться участвовать в боевых действиях, и за принуждение их к этому любым образом следуют лишение звания, имущества и тюремное заключение. Тем не менее, полностью такое противостояние не запрещено, потому что некоторые ЧВК используют чужие войны для сведения собственных счетов, и пусть лучше они поубивают друг друга на чужой земле, чем начнут разборку в Намдалене.
Также запрещается предлагать вступить в конфликт против христианского государства на стороне нехристианского. Каждый желающий вступить в конфликт на такой стороне должен делать это в индивидуальном порядке и проходить слаживание с боевыми частями выбранной стороны (нехристианского государства). Каждый желающий вступить в конфликт на такой стороне не должен склонять к этому других. По сути, это запрет воевать со своими за чужих. Со своими за своих можно, с чужими за чужих тоже, с чужими за своих - тем более можно, а наоборот - нет. Вступать в такую войну позволено только лично, по зову сердца, но не организованным воинским формированием. Запретить отдельному человеку принять сторону условных чужих его командир не может.
А вот за кого командир может и должен запретить тебе воевать - так это за террористов. Террористическим считается любой режим, ответственный хотя бы за один теракт. За выступление на его стороне полагается смертная казнь. За материальную, транспортную и иную поддержку - также. Если на стороне террористического режима выступает намдаленское воинское формирование, его ждет страшное наказание, и я сильно сомневаюсь, что в истории Намдалена когда-либо что-то такое было, иначе это бы многим запомнилось на долгие годы. Итак, согласно Гуманитарному кодексу, если на стороне террористов воюет намдаленское подразделение, то оно распускается, весь его офицерский состав и каждый десятый рядовой подлежат смертной казни (или убийству спецслужбами, если свалят от расправы за границу) и конфискации имущества, их собственного и всех ближайших родственников (родителей, детей, супруги, несовершеннолетних братьев и сестер). Небольшое отступление о том, что в Намдалене считается несовершеннолетием. Как я уже писала, в Намдалене есть три ступени взросления. В 15 лет молодой человек получает право жениться/выйти замуж. В 18 лет - вступить в трудовые отношения без согласия родителей. В 21 год - избирательное право. Таким образом, если молодой человек не воспользуется ни одним из предоставляемых ему прав, то его совершеннолетие наступает в 21 год. Но если он вступил в брак в 15 - значит, он совершеннолетний. Если устроился на работу в 18 - он совершеннолетний.
Несмотря на то, что целыми подразделениями намдалени за террористов вряд ли когда-то воевали, случаи единичных побегов, думаю, были. Возьмем текущую ситуацию с Палестиной. Многие жалеют палестинцев, но, поскольку по намдаленскому законодательству ХАМАС - террористы, воевать за них нельзя. Единственный способ утолить свое сострадание - отправиться в гуманитарный конвой. Но едва станет известно, что ты применял оружие не только для самообороны, тебе пиздец. На просьбу отправиться воевать за Палестину любой ответ, кроме "конечно же, нет" - уже повод казнить офицера, к которому обращаются с вопросом. Если выяснится, что сбежавшему наемнику дали разрешение его командиры, то вся офицерская цепочка, которая была в этом задействована, подлежит смертной казни. Но бывает так, что боец сбежал, не поставив в известность командиров или презрев их прямой запрет. В этом случае глава ЧВК должен как можно скорее объявить о таком побеге в соответствующие госструктуры. Его, конечно, после этого ждут непростые дни, но, если он предпочтет скрыть побег, чтобы избежать гемора, гемора в итоге будет еще больше.
После такого сообщения начинается расследование на тему причастности офицеров ЧВК к пособничеству террористам. Если выяснится, что они не виноваты, о намерениях бойца не знали или знали, но прямо запретили ему участвовать в конфликте, то наказанию они не подлежат. Даже за то, что не уследили за своим человеком. Те моральные страдания, которые переносит командир во время разбирательства, уже считаются достаточным наказанием. Если такого беглеца поймают и предадут казни, командиру могут даже предложить собственноручно застрелить его, чтобы смыть нанесенную обиду. Но это просто предложение, а не требование, командир вполне может отказаться.
Тем не менее, бывает, например, так, что бойцы отправляются воевать за некий режим, который признается террористическим впоследствии, когда они уже встали на его сторону. В этом случае воины наказанию не подлежат, они же не знали, что сторона, за которую они собрались воевать, вдруг скурвится. Разве что их могут попросить поскорее вернуться домой. Наказание в виде смертной казни применяется только в случае, если будет доказано, что намдалени принимали участие непосредственно в террористических актах.
***
Так как Намдален довольно воинственное сообщество, он стремится компенсировать это миролюбием в риторике. Главное качество намдаленского политика, которому приходится иметь дело с международным сообществом - спокойствие, миролюбие, рассудительность или, во всяком случае, умение их изобразить. Выступления намдаленских пресс-секретарей - это прелесть что такое. Даже намдаленский президент на встречах с иностранными коллегами обычно ведет себя как кисонька. За любые агрессивные высказывания, обвинения, пусть даже справедливые, любого спикера могут тут же снять с должности. Я могу предположить, что отбор пресс-секретарей в разные ведомства (от аппарата президента до региональной ЧВК) проходит так: руководитель организации собирает местных журналистов, устраивает им встречу с кандидатом и просит задавать максимально неудобные, провокационные, каверзные вопросы, обличать самые болезненные пороки общества, спрашивать мнения о самых неоднозначных вещах, разве только не переходить на личности (то есть вопрос "а не гей ли вы?" задавать нельзя, во всяком случае, кандидат не обязан на него отвечать). Чтобы у журналистов был какой-то азарт участвовать в этой экзекуции, автор самого провокационного вопроса получает ценный приз.
Итак, кандидат оказывается перед группой людей, каждый из которых стремится смутить и озадачить его, и должен выстоять под шквалом обвинений и провокаций, ответить всем вежливо и спокойно, умно и по возможности честно, а главное - не выставить никого виноватым (кроме явных нарушителей законов, конечно).
В зависимости от желания ведомства, которое устраивает испытания, экзамен может проходить как в виде открытых дебатов, куда может зайти любой человек с улицы, послушать и даже задать вопросы, так и в виде закрытой встречи, видеозапись которой потом предоставляется главе ведомства, и тот уже решает, нужен ли ему такой человек. Хорошие спикеры ценятся на вес золота.
Испытания, проходящие в закрытом формате, не предназначены для публикации, но если какому-нибудь журналисту понравятся ответы кандидата и он захочет опубликовать часть из них, он должен спросить разрешения у самого кандидата или главы ведомства, устроившего экзамен.
В общем, как вы поняли, это весьма суровое испытание, нужно обладать определенной невозмутимостью, чтобы выдержать его достойно. Зато потом такие люди с гарантией не уронят чести Намдалена перед какими угодно иностранными обвинителями.
***
О здравоохранении
Кроме обычного профилирования по заболеваниям, клиники в Намдалене делятся на три вида по режиму посещения. Это отделения плановой медицинской помощи, экстренной медицинской помощи и медкомиссии. Частные клиники могут быть плановыми и(ли) экстренными, комиссии проходят только в государственных. В районных поликлиниках каждое из трех отделений располагается в своем крыле. У них может быть общая лаборатория, общий рентген-кабинет и прочее дорогостоящее оборудование, которое нецелесообразно дублировать трижды, но врачи и медсестры в каждом из отделений будут свои. Это не значит, что, если ты работаешь, скажем, офтальмологом в плановом отделении, тебя не закинут при необходимости в медкомиссию. Среди медперсонала происходят рокировки, например, когда в одном из отделений посещаемость выше, чем в другом, или просто когда захотелось поменяться. Неизменным остается только то, что в каждом из трех отделений свои врачи, и не бывает такого, что в один кабинет выстраивается очередь из "я по записи", "я с острой болью" и "я на комиссию".
Что касается очередей, то в плановых отделениях запрещено отводить на прием пациента менее получаса. Если это первичный осмотр или некая сложная операция, скажем, стоматологическая, или полное обследование глаз с офтальмоскопией, на такой прием вообще отводят час. Хороший регистратор при записи пациента обязательно уточнит, что предполагается на приеме, чтобы выделить под это подходящее время. Конечно, бывает так, что врач заканчивает прием быстрее, чем за полчаса, но лучше пускай он выпьет кофе и прогуляется, чем уделит пациенту недостаточно времени. Если пациент записался на прием, неважно, в платную клинику или в бесплатную, но не явился в назначенное время и не отменил визит хотя бы за день, с его номера телефона списывается штраф в размере где-то одной российской тысячи. Несмертельно, но неприятно, и учит помнить, что, пока ты проебываешь прием, кто-то другой не может на него попасть.
В экстренных отделениях очередь живая, в ней нередко можно ждать и несколько часов, прежде чем тобою займутся.
На медкомиссиях тоже живая очередь, но там нет четкого порядка посещения врачей, поэтому обычно удается справиться довольно быстро, особенно если это не время летнего призыва в армию.
***
В своей застольной культуре намдалени мало отличаются от других романских народов. Завтрак у многих представляет собой быстрый перекус перед работой. Обед - уже более основательный прием пищи, на него могут отводить от получаса до часа. Многим, чтобы не отрывать от работы, обед приносят их домочадцы. Но самая главная трапеза дня - это ужин. На него часто закладывают полтора-два часа, и в это время вся семья обязательно собирается за столом, чем бы они ни были заняты. Самый уважаемый человек на любом застолье - хозяйка дома, никто не приступает к еде прежде нее. Желая покинуть стол, дети должны спросить разрешения у взрослых.
Хозяйка - в принципе самый уважаемый человек в доме, и власть ее там так велика, что она может даже прогнать мужа с его друзьями, мол, идите праздновать в алкобар, а то опять нажретесь и засрете хату, задолбалась за вами убирать.
***
Как и во многих странах Западной Европы, в Намдалене не существует понятия морального устаревания. Если работает, пускай работает, неважно, сколько ему лет. Так, намдалени могут жить в домах раннего средневековья, проведя туда воду и электричество; проводят массовые мероприятия в римских амфитеатрах и так далее.
@темы: Видесский цикл, современный Намдален