дикий котанчик
Если я написала 20+ постов о том, как мог бы выглядеть современный Намдален, не думали же вы, что я не напишу чего-то подобного об ацтеках.)
Итак.
читать дальшеЕсли рассуждать о том, как могло ацтекское государство уцелеть, то многие исследователи (и примазавшиеся вроде меня) сходятся во мнении, что шансы у ребят были. Если бы не столько внутренних врагов, если бы не эпидемии европейских болезней, если бы, если бы... О том, чтобы отбиться от испанцев, я говорить не буду: в Новое время европейскому завоеванию подверглись все части света, было бы странно оставить богатейшую Мексику в покое. Но давайте предположим, что случилось чудо и европейские болезни не уничтожили 90+% индейцев и население материка осталось таким же дохуянским, не считая военных потерь. И Мексика вышла из колониальной зависимости примерно как Индия - уцелевшей и окрепшей.
Тут, правда, встает вопрос, как тогда это население подчинили, особенно ацтеков, которые не принимали концепции сдачи врагу. Впрочем, привлекши на свою сторону всю восставшую против бывших владык Мексику и взяв в плен Куаутемока (или скорее Куитлауака, ведь если бы не оспа, Куаутемок бы не стал императором), быстро выдав за него знатную испанку и рассыпавшись в обещаниях, что ацтеки будут как сыр в масле кататься, Кортес мог с горем пополам склонить их к себе. Здесь вспомнимугарную грустную историю про конкисту с точки зрения Тлашкалы: сначала ты помогаешь Кортесу победить ненавистных ацтеков, а потом с грустью смотришь, как он с ними носится будто с писаной торбой: Мехико то, Мехико сё, а посмотри, как ацтеки круто сделали, а вот мы с ними пойдем в поход!..
Ну, а дальше начинается совместная жизнь. С тем лишь отличием, что индейцев так дохуя, что, сколько на них ни женись, размыть эту культуру не получится. Хотя испанцы активно ведут миссионерскую деятельность, перекладывают науатль на кастильский алфавит (чем оказывают ему неоценимую услугу, ведь теперь писать на родном языке может научиться даже не самый одаренный чувак). И вот настает 19 век, суетолог Наполеон Испанию шатал, и мексиканцы решают, что сейчас самое время припомнить все обиды. Ну, и там война за независимость, лалала, а я напомню, что по нашей альтернативной версии большую часть населения Мексики составляют индейцы, а столичного региона - ацтеки сотоварищи, которых Кортес любил брать с собой в походы военные и налоговые, то есть ребята суровые как пиздец. А так как за триста лет они прокачались и сейчас на лошадях и с огнестрелом, это довольно грозная сила. Разве что за триста лет католической пропаганды их отучили приносить пленников в жертву. И вот у нас война за независимость, и долго ли, коротко ли, но Мексика остается наедине с самой собой, хотя сохраняет и до сих пор поддерживает (как, впрочем, и реальная, не альтернативная Мексика) дружеские отношения с бывшей метрополией.
Итак, испанские граждане спешно валят из страны, и в Мексике остается две силы, претендующие на звание элиты: немногочисленные креолы и многочисленные науа. Как вы думаете, кто победит?)
Да, Мексика постепенно превращается вновь в ацтекскую державу.
Итак, науатль с письменностью на основе латинского алфавита становится государственным языком наравне с испанским, но так как и ацтекское государство, и современная Мексика представляют собой то еще лоскутное одеяло со множеством индейских языков и народностей, думаю, это разнообразие сохранилось бы и в альтернативной Мексике. Оба языка были бы лингва франка, обязательными к преподаванию во всех школах. Вся деятельность государственных учреждений, вся хоть сколько-нибудь государственная документация должна была бы вестись на науатле или дублироваться на него. К частному бизнесу и частной жизни таких требований, разумеется, никто бы не предъявлял, там местные народы вполне могли использовать родные языки.
***
Что касается религии, тут я затрудняюсь сказать что-то определенное. В наши дни хватает примеров вполне себе языческих, но притом высокоразвитых государств, равно как и последователей мировых религий, являющихся странами "третьего мира". Так что связывать общественный и экономический прогресс с религией вряд ли уместно. Предположим, что у индейцев сохранились бы традиционные культы. Сомневаюсь, однако, что практика человеческих жертвоприношений дожила бы до наших дней, ибо за это испанцы должны были пиздить нещадно, однако некоторые элементы кровавых обрядов вполне могли сохраниться - в частности, принесение собственной крови. Как любые язычники, ацтеки вполне миролюбиво относились бы к остальным религиям и, думаю, в их государстве могли спокойно существовать практически любые общины - от католиков до кришнаитов. Сейчас мне трудно сказать, что там с законодательством об осквернении святынь и оскорблении чувств верующих, но уверена, что, даже если бы пирамиды не использовались как действующие храмы, за восхождение на них (и тем более за танцы наверху по примеру одной тиктокерши) можно было бы, как и в современной Мексике, присесть лет на пять.
***
В отличие от современного Намдалена и несмотря на всю их воинственность и жестокость, я не думаю, что в наши дни ацтеки бы вели активные захватнические войны, несли бы миру демократию и так далее. Все же Конкиста немного поумерила их пыл и поставила, так сказать, на место. Да и, как цивилизованный народ, ацтеки прекрасно понимали бы, что вопросы сейчас решаются по-другому. Тем не менее, в плане глухой обороны страна была бы весьма военизирована. Думаю, они приложили бы много усилий к тому, чтобы стать ядерной державой и в принципе иметь у себя и мочь изготовить все новейшие образцы вооружений - на случайважных переговоров споров с северным соседом, да и просто чтобы отбить у остальных желание и возможность диктовать свою волю. И во имя обороноспособности, и как часть традиционного ацтекского воспитания, военная подготовка и воинская повинность были бы обязательны для всего мужского населения.
***
Что до численности этого самого населения, то мне кажется, народу там было бы дохуя. Его и в современной-то Мексике дохуя, десятое место в мире, если мне не изменяет память, да и древнюю Мексику испанцы описывали как густонаселенную. Вот и в наши дни, вероятно, там было бы, по меньшей мере, 150-200 млн человек. Сколько из них собственно ацтеков, трудно сказать. Но, думаю, немало.
Дальше я буду писать о более приземленных вещах, что-то вроде справочника туриста, в настоящем времени, ибо задолбаюсь везде ставить это "бы". Но держите в уме, что все это - одно сплошное сослагательное наклонение.
***
Теночтитлан - настоящий город-сад на озере (ибо если бы Мексика оставалась ацтекской, озеро бы не осушили). Его районы, жилые и деловые комплексы часто представляют собой настоящие города-в-городе - их здания и площади соединяются между собой подземными переходами и надземными галереями, утопающими в цветах, а на плоских крышах разбиты сады. Так как город стоит на озере, а население его растет, столица превращается в нерезиновую. Недвижимость, а тем более земля там очень дороги, и многие предпочитают селиться в городах-спутниках, стоящих на том же озере, или даже в других регионах. Но вообще ацтеки и науа остаются преимущественно населением столичного региона - озера Тескоко.
***
Ацтеки приложили много усилий к тому, чтобы восстановить в стране порядок, особенно после войны за независимость, приведшей к временному вакууму власти. И надо сказать, им это удалось. Так, в альтернативной Мексике практически отсутствует безработица - трудовая повинность ложится на все мужское население. В "Сообщении из Тескоко", если мне не изменяет память, говорилось, что даже знатные науа, которым нет нужды заботиться о хлебе насущном, обычно обучались какому-нибудь ремеслу, шоб делом были заняты. Так и сейчас: даже если ты получил от мамки нехилое наследство и можешь всю жизнь плевать в потолок, государство не даст тебе засохнуть. Хоть ремесленником-ИПшником или преподом музыки на 0,1 ставки, но ты должен работать. Для женщин трудовой повинности нет, но, если женщина работает, она тоже должна платить налог. Сколько он составляет, сказать трудно, мне кажется, ацтеки пользовались бы прогрессивной шкалой налогообложения (от 10% для большинства простых граждан до 25% для владельцев заводов-газет-пароходов).
Многие индианки из провинций или мигрантки из Латинской Америки устраиваются в креольские и науанские семьи кем-то типа домработниц и гувернанток. Если мне не изменяет память, в современной Мексике это называется мучача, и такая работа весьма популярна, многие девочки, едва закончив школу, начинают работать именно мучачами. В принципе ацтеки лояльные хозяева, работой не грузят, не унижают, хорошую домработницу или няню могут порекомендовать знакомым. Но не дай ей Бог что-нибудь украсть или еще как-нибудь обмануть доверие хозяев, скажем, оклеветать их или выдать некую их тайну ради личных целей. Тогда сразу пошла вон без расчета, пофиг, что у тебя семеро детей, еще и в полицию могут сдать, если там что-то уголовное.
***
Немного о мигрантах. И для реальной-то Мексики это большая проблема - ее рассматривают и как конечный пункт, и как перевалочную станцию на пути в Штаты. Альтернативная Мексика решила бы этот вопрос... альтернативно. Думаю, у них существовала бы договоренность с США на тему контроля потока мигрантов, и ацтеки бы его контролировали так, что южная граница Мексики считалась бы одним из самых страшных мест на земле. Она представляла бы собой забор под высоким напряжением. Не исключено, что провода в неповторимом ацтекском стиле были бы замаскированы под цветочные гирлянды. На заборе через каждые n метров висело бы предупреждение на трех языках - испанском, науатле и английском, что-то типа: ЭТЕНШЕН! НАПРЯЖЕНИЕ МИЛЛИАРД ВОЛЬТ! ТЫ НЕ ПРОЙДЕШЬ! СМЕРТЬ СМЕРТЬ ВНАТУРЕ УМИРАНИЕ МОЖНО СДОХНУТЬ! Ну, и рисунок черепа, чтобы точно было понятно, что соваться нельзя. Но если какому-нибудь ушлому мигранту удалось бы поймать момент, когда секция забора находится на ТО и обесточена, и пробраться на территорию Мексики, там его ждали бы другие причины для смерти: укрытые землей капканы и ямы с осыпающимися краями - в некоторых из них могли быть установлены на дне острия, в некоторых нет, но это и неважно, потому что из такой ямы человеку уже не выбраться. Думаю, трупы и кости нелегалов ацтекские пограничники бы даже не убирали (за исключением тех случаев, когда те мешают проведению ТО), ведь это еще один способ отвадить желающих войти в страну не через КПП. Возможно, такие трэшовые ограждения могли бы прерываться в тех местах, где проходят традиционные миграции животных, все-таки ацтекам не совсем пофиг на природу, но там стояли бы пограничники, которые прекрасно могут отличить условную кисоньку от условного Мигеля из Гватемалы, переодетого в кисоньку.
***
Отдельно следует сказать об ацтекских тюрьмах. Они делятся на нормальные и трэшовые. В нормальных обретаются те заключенные, которые приговорены собственно к тюремному заключению. И там... нормально. Охрана относится к заключенным по-человечески, условия содержания - хорошие, без излишеств, узникам оказывается квалифицированная медицинская помощь, есть все возможности для социализации и даже самообразования. Если нормально себя ведешь и хорошо работаешь, могут скостить срок. А есть так называемые тюрьмы кратковременного содержания - туда помещаются те, кто приговорен к смертной казни. И с ними можно делать буквально что угодно, ибо ацтекское право их больше не защищает, а соответствующие международные конвенции ацтеки, думаю, не подписывали, а то бы неловко вышло. А поскольку индейцы Мезоамерики - ребята жестокие, об этих тюрьмах могли ходить самые ужасные слухи. Не исключено, что некоторые заключенные до казни просто не доживали, предпочитая покончить с собой.
Но за что же в альтернативной Мексике можно получить такой приговор? В принципе, за любое преступление против человека или государства. За взятку, злоупотребление служебным положением, за разглашение государственной тайны, за измену родине. За терроризм и пособничество террористам, за убийство, изнасилование или покушение на убийство, если, конечно, речь не идет о самообороне. Тут скажу пару слов о самообороне: если в Намдалене понятия превышения самообороны нет, то в альтернативной Мексике оно есть, но довольно щадящее. Так, если ты защищался или защищал кого-то от убийства, избиения, ограбления или изнасилования и сознательно или невольно убил нападавшего, ты будешь оправдан. Если к тебе домой проник вор, а ты пальнул в него из ружья, то заплатишь штраф - неприятный, но не разорительный.
***
Несмотря на весь пиздец, альтернативная Мексика - в полном смысле этого слова социальное государство. Государственный аппарат берет на себя обязанность помогать в трудной ситуации любому человеку, законно находящемуся на его территории: от собственных граждан и обладателей РВП и ВНЖ до туристов, приехавших отдохнуть. Если с тобой произошла беда (не по твоей вине, это важно!), ты можешь пойти в ближайший офис МВД и быстро получить помощь - либо денежную, либо фактическую, скажем, временное размещение или, напротив, организацию выезда из страны. Конечно, нужно провести расследование, чтобы понять, что случилось, не виноват ли ты сам и не брешешь ли просто, чтобы поиметь бабла. Поэтому лучше в такие органы идти с хоть сколько-нибудь полным комплектом документов или других доказательств вашей беды, хотя бы просто с фотками на телефоне. Тем не менее, даже если вы придете ни с чем, вас не пошлют собирать документы, а помогут сразу. И потом уже займутся расследованием инцидента. Если окажется, что вы злоупотребили благородством государства, то вы просто отправитесь в тюрьму на несколько лет, пока не отработаете потраченные на вас средства. Если же вы и вправду оказались жертвой форс-мажора, бояться вам нечего.
***
В альтернативной Мексике (как, надеюсь, и в реальной) нет кастовой системы, дискриминации по национальному признаку и так далее. Но исторически сложилось так, что люди определенных народностей занимают в обществе одно положение, а других - другое. В паспортах, кстати, национальная принадлежность указывается, причем весьма конкретно. Не просто "майя", а, скажем, "цоциль" или "цельталь". Не просто "науа", а, скажем, "мешикатль", "аколхуа" и так далее. У креолов в паспортах указано "испанец". Конечно, ничто не мешает условному креолу всю жизнь мести улицы, а условному тотонаку возглавлять правительство, но, как правило, существует обычная практика и устоявшиеся представления о том, чем занимаются представители той или иной народности. Так, науа и креолы (грубо говоря, ацтеки и испанцы) обычно идут по стезе военной или государственной службы. Хотя воинская повинность тут всеобщая для мужского населения, но большинство граждан, отслужив пару лет, обычно занимается чем-то другим, лишь раз в три года выезжая на очередные сборы, тогда как служить по контракту идут, в основном, именно ацтеки. Индейцы нестоличного региона, то есть большая часть населения страны - обычные труженики.
Здесь хотелось бы отдельно сказать о майя. В реальной Мексике майя и науа имеют самый высокий уровень жизни по сравнению с иными индейскими народностями, из чего можно сделать вывод, что, хоть ко времени Конкисты майя уже несколько веков как находились в упадке, они все же пали не настолько глубоко, чтобы вовсе забыть величие своих предков. Еще Дженнингс писал, уж не знаю, насколько это правда, что даже у ацтеков сохранялся о майя стереотип как о ниибаца мудрецах, впрочем, он и сейчас существует. Не исключено, что в альтернативной Мексике майя занимали бы место пусть не элиты, но, во всяком случае, интеллигенции.
***
Хоть законодательство и допускает многоженство (или скорее наличие одной жены и наложниц), абсолютное большинство браков моногамны. Тут и финансовый вопрос играет роль, и триста лет с испанцами. Большинство женщин, особенно в столице, не готовы делить мужей с кем-то еще, поэтому разрешение на наложницу дают крайне редко, да и сами крайне редко соглашаются стать наложницами. По закону наложница и ее дети имеют по сравнению с женой права наследования в соотношении 2:1 в пользу жены, также наложница не может предъявить мужчине за измену и считаться оскорбленной стороной.
К слову об изменах. Сейчас за них, конечно, не разбивают голову каменной плитой, но все же карают. Изменой со стороны женщины считается любой секс на стороне, со стороны мужчины - связь с женщиной, на которую он не имел права (то есть которая ему не жена, не наложница и не проститутка). Сейчас за это не казнят, но, если изменника не прощает оскорбленная сторона, оформляется развод, в котором все совместно нажитое имущество и дети, рожденные в браке, передаются оскорбленной стороне.
Добрачных связей в альтернативной Мексике не много. Они порицаются обществом, да и сама концепция того, что мужчина может с тобой переспать и не поиметь оттого обязательств, большинству женщин, особенно в столичном регионе, не нравится. Даже если юная влюбленная пара и переспит до брака, родители девушки начнут прессовать молодого человека и стыдить его семью, и дело все равно завершится свадьбой. Запретов на выбор супруга нет, неважно, какого он народа или сословия, но все же, если речь идет не о великой любви, а об обычном житейском браке, предпочитают выбирать людей своего круга. Как правило, первая женщина становится женой, и только в очень редких случаях мужчина может взять сначала наложницу. Например, когда индианка из провинции приехала в столицу и замутила с ацтеком, который когда-нибудь через пару лет найдет себе нормальную ацтекскую жену, а сейчас не по шлюхам же ходить. Но, как правило, такие союзы довольно честны и девушке никто не обещает любви до гроба и статуса супруги.
Ацтеки вообще весьма честные ребята и заботятся о том, чтобы ничего в их речи или поведении не было понято превратно и не ввело никого в заблуждение. Так, если вы иностранец и ведете с ними дела, они специально заморочатся, чтобы разжевать вам все условия соглашений, в том числе мелкий шрифт, чтобы между вами уж точно не осталось недопонимания и чтобы вы не смогли сказать потом, будто вас обманули.
Но вернемся к сексуальной морали, поговорим о проституции. Она там легализована.) Проститутки обычно, гхм, работают при воинских подразделениях и при гостиницах. Они проходят регулярные медосмотры, платят налоги, в общем, вполне приличные женщины, и подцепить от них ЗППП бояться не нужно. Услуги жриц любви стоят не копейки, но и не бешеных миллиардов, в целом, можно найти развлечение на любой кошелек. На окраинах страны могут предлагать переспать с вами за деньги и всякие индивидуалки - но с этими нужно быть осторожнее. Тут вам никто не гарантирует, что вы не подцепите венеричку, а то и не нарветесь на клофелинщицу. Государство с такой, простите, самозанятостью борется. В принципе, связь с проституткой не считается супружеской изменой, хотя жене такого гуляки и может быть неприятно. Но это личное дело супругов, и никакой суд по разводам в это лезть не будет.
***
Ацтеки и в доколумбову пору любили танец и музыку, и кто мог содержал на свои средства музыкально-танцевальный ансамбль. Испанцы относились к этому по-разному. Кто-то, как Бернардино де Саагун, не видел в этом ничего предосудительного, но большинство все же считало, что это лишнее. Тем не менее, эта любовь жива в ацтеках до сих пор, и в альтернативной Мексике в каждой науанской школе (именно науанской, у остальных народов есть в культурном плане автономия) в обязательную программу входят всевозможные песни-пляски. Мальчиков обычно учат играть на музыкальных инструментах, а девочек - танцевать. Что, конечно, не означает, что условная девочка не может выучиться игре на любом инструменте в специализированной школе. Без танцев и музыки не обходится ни один праздник, и я говорю сейчас даже не о профессиональных выступлениях, а буквально "собрались подружки поболтать, потом пошли в сад, врубили музыку и пляшут". В кинематографе их тоже много музыки и - если то допускает сюжет - танца. Мне кажется, ацтекам бы нравились индийские фильмы - и за музыкальную составляющую, и за то, что они, с одной стороны, чувственные, а с другой - целомудренные. Вот "Падмавати" бы им точно со всех сторон зашла.
На сегодня, пожалуй, все.
Итак.
читать дальшеЕсли рассуждать о том, как могло ацтекское государство уцелеть, то многие исследователи (и примазавшиеся вроде меня) сходятся во мнении, что шансы у ребят были. Если бы не столько внутренних врагов, если бы не эпидемии европейских болезней, если бы, если бы... О том, чтобы отбиться от испанцев, я говорить не буду: в Новое время европейскому завоеванию подверглись все части света, было бы странно оставить богатейшую Мексику в покое. Но давайте предположим, что случилось чудо и европейские болезни не уничтожили 90+% индейцев и население материка осталось таким же дохуянским, не считая военных потерь. И Мексика вышла из колониальной зависимости примерно как Индия - уцелевшей и окрепшей.
Тут, правда, встает вопрос, как тогда это население подчинили, особенно ацтеков, которые не принимали концепции сдачи врагу. Впрочем, привлекши на свою сторону всю восставшую против бывших владык Мексику и взяв в плен Куаутемока (или скорее Куитлауака, ведь если бы не оспа, Куаутемок бы не стал императором), быстро выдав за него знатную испанку и рассыпавшись в обещаниях, что ацтеки будут как сыр в масле кататься, Кортес мог с горем пополам склонить их к себе. Здесь вспомним
Ну, а дальше начинается совместная жизнь. С тем лишь отличием, что индейцев так дохуя, что, сколько на них ни женись, размыть эту культуру не получится. Хотя испанцы активно ведут миссионерскую деятельность, перекладывают науатль на кастильский алфавит (чем оказывают ему неоценимую услугу, ведь теперь писать на родном языке может научиться даже не самый одаренный чувак). И вот настает 19 век, суетолог Наполеон Испанию шатал, и мексиканцы решают, что сейчас самое время припомнить все обиды. Ну, и там война за независимость, лалала, а я напомню, что по нашей альтернативной версии большую часть населения Мексики составляют индейцы, а столичного региона - ацтеки сотоварищи, которых Кортес любил брать с собой в походы военные и налоговые, то есть ребята суровые как пиздец. А так как за триста лет они прокачались и сейчас на лошадях и с огнестрелом, это довольно грозная сила. Разве что за триста лет католической пропаганды их отучили приносить пленников в жертву. И вот у нас война за независимость, и долго ли, коротко ли, но Мексика остается наедине с самой собой, хотя сохраняет и до сих пор поддерживает (как, впрочем, и реальная, не альтернативная Мексика) дружеские отношения с бывшей метрополией.
Итак, испанские граждане спешно валят из страны, и в Мексике остается две силы, претендующие на звание элиты: немногочисленные креолы и многочисленные науа. Как вы думаете, кто победит?)
Да, Мексика постепенно превращается вновь в ацтекскую державу.
Итак, науатль с письменностью на основе латинского алфавита становится государственным языком наравне с испанским, но так как и ацтекское государство, и современная Мексика представляют собой то еще лоскутное одеяло со множеством индейских языков и народностей, думаю, это разнообразие сохранилось бы и в альтернативной Мексике. Оба языка были бы лингва франка, обязательными к преподаванию во всех школах. Вся деятельность государственных учреждений, вся хоть сколько-нибудь государственная документация должна была бы вестись на науатле или дублироваться на него. К частному бизнесу и частной жизни таких требований, разумеется, никто бы не предъявлял, там местные народы вполне могли использовать родные языки.
***
Что касается религии, тут я затрудняюсь сказать что-то определенное. В наши дни хватает примеров вполне себе языческих, но притом высокоразвитых государств, равно как и последователей мировых религий, являющихся странами "третьего мира". Так что связывать общественный и экономический прогресс с религией вряд ли уместно. Предположим, что у индейцев сохранились бы традиционные культы. Сомневаюсь, однако, что практика человеческих жертвоприношений дожила бы до наших дней, ибо за это испанцы должны были пиздить нещадно, однако некоторые элементы кровавых обрядов вполне могли сохраниться - в частности, принесение собственной крови. Как любые язычники, ацтеки вполне миролюбиво относились бы к остальным религиям и, думаю, в их государстве могли спокойно существовать практически любые общины - от католиков до кришнаитов. Сейчас мне трудно сказать, что там с законодательством об осквернении святынь и оскорблении чувств верующих, но уверена, что, даже если бы пирамиды не использовались как действующие храмы, за восхождение на них (и тем более за танцы наверху по примеру одной тиктокерши) можно было бы, как и в современной Мексике, присесть лет на пять.
***
В отличие от современного Намдалена и несмотря на всю их воинственность и жестокость, я не думаю, что в наши дни ацтеки бы вели активные захватнические войны, несли бы миру демократию и так далее. Все же Конкиста немного поумерила их пыл и поставила, так сказать, на место. Да и, как цивилизованный народ, ацтеки прекрасно понимали бы, что вопросы сейчас решаются по-другому. Тем не менее, в плане глухой обороны страна была бы весьма военизирована. Думаю, они приложили бы много усилий к тому, чтобы стать ядерной державой и в принципе иметь у себя и мочь изготовить все новейшие образцы вооружений - на случай
***
Что до численности этого самого населения, то мне кажется, народу там было бы дохуя. Его и в современной-то Мексике дохуя, десятое место в мире, если мне не изменяет память, да и древнюю Мексику испанцы описывали как густонаселенную. Вот и в наши дни, вероятно, там было бы, по меньшей мере, 150-200 млн человек. Сколько из них собственно ацтеков, трудно сказать. Но, думаю, немало.
Дальше я буду писать о более приземленных вещах, что-то вроде справочника туриста, в настоящем времени, ибо задолбаюсь везде ставить это "бы". Но держите в уме, что все это - одно сплошное сослагательное наклонение.
***
Теночтитлан - настоящий город-сад на озере (ибо если бы Мексика оставалась ацтекской, озеро бы не осушили). Его районы, жилые и деловые комплексы часто представляют собой настоящие города-в-городе - их здания и площади соединяются между собой подземными переходами и надземными галереями, утопающими в цветах, а на плоских крышах разбиты сады. Так как город стоит на озере, а население его растет, столица превращается в нерезиновую. Недвижимость, а тем более земля там очень дороги, и многие предпочитают селиться в городах-спутниках, стоящих на том же озере, или даже в других регионах. Но вообще ацтеки и науа остаются преимущественно населением столичного региона - озера Тескоко.
***
Ацтеки приложили много усилий к тому, чтобы восстановить в стране порядок, особенно после войны за независимость, приведшей к временному вакууму власти. И надо сказать, им это удалось. Так, в альтернативной Мексике практически отсутствует безработица - трудовая повинность ложится на все мужское население. В "Сообщении из Тескоко", если мне не изменяет память, говорилось, что даже знатные науа, которым нет нужды заботиться о хлебе насущном, обычно обучались какому-нибудь ремеслу, шоб делом были заняты. Так и сейчас: даже если ты получил от мамки нехилое наследство и можешь всю жизнь плевать в потолок, государство не даст тебе засохнуть. Хоть ремесленником-ИПшником или преподом музыки на 0,1 ставки, но ты должен работать. Для женщин трудовой повинности нет, но, если женщина работает, она тоже должна платить налог. Сколько он составляет, сказать трудно, мне кажется, ацтеки пользовались бы прогрессивной шкалой налогообложения (от 10% для большинства простых граждан до 25% для владельцев заводов-газет-пароходов).
Многие индианки из провинций или мигрантки из Латинской Америки устраиваются в креольские и науанские семьи кем-то типа домработниц и гувернанток. Если мне не изменяет память, в современной Мексике это называется мучача, и такая работа весьма популярна, многие девочки, едва закончив школу, начинают работать именно мучачами. В принципе ацтеки лояльные хозяева, работой не грузят, не унижают, хорошую домработницу или няню могут порекомендовать знакомым. Но не дай ей Бог что-нибудь украсть или еще как-нибудь обмануть доверие хозяев, скажем, оклеветать их или выдать некую их тайну ради личных целей. Тогда сразу пошла вон без расчета, пофиг, что у тебя семеро детей, еще и в полицию могут сдать, если там что-то уголовное.
***
Немного о мигрантах. И для реальной-то Мексики это большая проблема - ее рассматривают и как конечный пункт, и как перевалочную станцию на пути в Штаты. Альтернативная Мексика решила бы этот вопрос... альтернативно. Думаю, у них существовала бы договоренность с США на тему контроля потока мигрантов, и ацтеки бы его контролировали так, что южная граница Мексики считалась бы одним из самых страшных мест на земле. Она представляла бы собой забор под высоким напряжением. Не исключено, что провода в неповторимом ацтекском стиле были бы замаскированы под цветочные гирлянды. На заборе через каждые n метров висело бы предупреждение на трех языках - испанском, науатле и английском, что-то типа: ЭТЕНШЕН! НАПРЯЖЕНИЕ МИЛЛИАРД ВОЛЬТ! ТЫ НЕ ПРОЙДЕШЬ! СМЕРТЬ СМЕРТЬ ВНАТУРЕ УМИРАНИЕ МОЖНО СДОХНУТЬ! Ну, и рисунок черепа, чтобы точно было понятно, что соваться нельзя. Но если какому-нибудь ушлому мигранту удалось бы поймать момент, когда секция забора находится на ТО и обесточена, и пробраться на территорию Мексики, там его ждали бы другие причины для смерти: укрытые землей капканы и ямы с осыпающимися краями - в некоторых из них могли быть установлены на дне острия, в некоторых нет, но это и неважно, потому что из такой ямы человеку уже не выбраться. Думаю, трупы и кости нелегалов ацтекские пограничники бы даже не убирали (за исключением тех случаев, когда те мешают проведению ТО), ведь это еще один способ отвадить желающих войти в страну не через КПП. Возможно, такие трэшовые ограждения могли бы прерываться в тех местах, где проходят традиционные миграции животных, все-таки ацтекам не совсем пофиг на природу, но там стояли бы пограничники, которые прекрасно могут отличить условную кисоньку от условного Мигеля из Гватемалы, переодетого в кисоньку.
***
Отдельно следует сказать об ацтекских тюрьмах. Они делятся на нормальные и трэшовые. В нормальных обретаются те заключенные, которые приговорены собственно к тюремному заключению. И там... нормально. Охрана относится к заключенным по-человечески, условия содержания - хорошие, без излишеств, узникам оказывается квалифицированная медицинская помощь, есть все возможности для социализации и даже самообразования. Если нормально себя ведешь и хорошо работаешь, могут скостить срок. А есть так называемые тюрьмы кратковременного содержания - туда помещаются те, кто приговорен к смертной казни. И с ними можно делать буквально что угодно, ибо ацтекское право их больше не защищает, а соответствующие международные конвенции ацтеки, думаю, не подписывали, а то бы неловко вышло. А поскольку индейцы Мезоамерики - ребята жестокие, об этих тюрьмах могли ходить самые ужасные слухи. Не исключено, что некоторые заключенные до казни просто не доживали, предпочитая покончить с собой.
Но за что же в альтернативной Мексике можно получить такой приговор? В принципе, за любое преступление против человека или государства. За взятку, злоупотребление служебным положением, за разглашение государственной тайны, за измену родине. За терроризм и пособничество террористам, за убийство, изнасилование или покушение на убийство, если, конечно, речь не идет о самообороне. Тут скажу пару слов о самообороне: если в Намдалене понятия превышения самообороны нет, то в альтернативной Мексике оно есть, но довольно щадящее. Так, если ты защищался или защищал кого-то от убийства, избиения, ограбления или изнасилования и сознательно или невольно убил нападавшего, ты будешь оправдан. Если к тебе домой проник вор, а ты пальнул в него из ружья, то заплатишь штраф - неприятный, но не разорительный.
***
Несмотря на весь пиздец, альтернативная Мексика - в полном смысле этого слова социальное государство. Государственный аппарат берет на себя обязанность помогать в трудной ситуации любому человеку, законно находящемуся на его территории: от собственных граждан и обладателей РВП и ВНЖ до туристов, приехавших отдохнуть. Если с тобой произошла беда (не по твоей вине, это важно!), ты можешь пойти в ближайший офис МВД и быстро получить помощь - либо денежную, либо фактическую, скажем, временное размещение или, напротив, организацию выезда из страны. Конечно, нужно провести расследование, чтобы понять, что случилось, не виноват ли ты сам и не брешешь ли просто, чтобы поиметь бабла. Поэтому лучше в такие органы идти с хоть сколько-нибудь полным комплектом документов или других доказательств вашей беды, хотя бы просто с фотками на телефоне. Тем не менее, даже если вы придете ни с чем, вас не пошлют собирать документы, а помогут сразу. И потом уже займутся расследованием инцидента. Если окажется, что вы злоупотребили благородством государства, то вы просто отправитесь в тюрьму на несколько лет, пока не отработаете потраченные на вас средства. Если же вы и вправду оказались жертвой форс-мажора, бояться вам нечего.
***
В альтернативной Мексике (как, надеюсь, и в реальной) нет кастовой системы, дискриминации по национальному признаку и так далее. Но исторически сложилось так, что люди определенных народностей занимают в обществе одно положение, а других - другое. В паспортах, кстати, национальная принадлежность указывается, причем весьма конкретно. Не просто "майя", а, скажем, "цоциль" или "цельталь". Не просто "науа", а, скажем, "мешикатль", "аколхуа" и так далее. У креолов в паспортах указано "испанец". Конечно, ничто не мешает условному креолу всю жизнь мести улицы, а условному тотонаку возглавлять правительство, но, как правило, существует обычная практика и устоявшиеся представления о том, чем занимаются представители той или иной народности. Так, науа и креолы (грубо говоря, ацтеки и испанцы) обычно идут по стезе военной или государственной службы. Хотя воинская повинность тут всеобщая для мужского населения, но большинство граждан, отслужив пару лет, обычно занимается чем-то другим, лишь раз в три года выезжая на очередные сборы, тогда как служить по контракту идут, в основном, именно ацтеки. Индейцы нестоличного региона, то есть большая часть населения страны - обычные труженики.
Здесь хотелось бы отдельно сказать о майя. В реальной Мексике майя и науа имеют самый высокий уровень жизни по сравнению с иными индейскими народностями, из чего можно сделать вывод, что, хоть ко времени Конкисты майя уже несколько веков как находились в упадке, они все же пали не настолько глубоко, чтобы вовсе забыть величие своих предков. Еще Дженнингс писал, уж не знаю, насколько это правда, что даже у ацтеков сохранялся о майя стереотип как о ниибаца мудрецах, впрочем, он и сейчас существует. Не исключено, что в альтернативной Мексике майя занимали бы место пусть не элиты, но, во всяком случае, интеллигенции.
***
Хоть законодательство и допускает многоженство (или скорее наличие одной жены и наложниц), абсолютное большинство браков моногамны. Тут и финансовый вопрос играет роль, и триста лет с испанцами. Большинство женщин, особенно в столице, не готовы делить мужей с кем-то еще, поэтому разрешение на наложницу дают крайне редко, да и сами крайне редко соглашаются стать наложницами. По закону наложница и ее дети имеют по сравнению с женой права наследования в соотношении 2:1 в пользу жены, также наложница не может предъявить мужчине за измену и считаться оскорбленной стороной.
К слову об изменах. Сейчас за них, конечно, не разбивают голову каменной плитой, но все же карают. Изменой со стороны женщины считается любой секс на стороне, со стороны мужчины - связь с женщиной, на которую он не имел права (то есть которая ему не жена, не наложница и не проститутка). Сейчас за это не казнят, но, если изменника не прощает оскорбленная сторона, оформляется развод, в котором все совместно нажитое имущество и дети, рожденные в браке, передаются оскорбленной стороне.
Добрачных связей в альтернативной Мексике не много. Они порицаются обществом, да и сама концепция того, что мужчина может с тобой переспать и не поиметь оттого обязательств, большинству женщин, особенно в столичном регионе, не нравится. Даже если юная влюбленная пара и переспит до брака, родители девушки начнут прессовать молодого человека и стыдить его семью, и дело все равно завершится свадьбой. Запретов на выбор супруга нет, неважно, какого он народа или сословия, но все же, если речь идет не о великой любви, а об обычном житейском браке, предпочитают выбирать людей своего круга. Как правило, первая женщина становится женой, и только в очень редких случаях мужчина может взять сначала наложницу. Например, когда индианка из провинции приехала в столицу и замутила с ацтеком, который когда-нибудь через пару лет найдет себе нормальную ацтекскую жену, а сейчас не по шлюхам же ходить. Но, как правило, такие союзы довольно честны и девушке никто не обещает любви до гроба и статуса супруги.
Ацтеки вообще весьма честные ребята и заботятся о том, чтобы ничего в их речи или поведении не было понято превратно и не ввело никого в заблуждение. Так, если вы иностранец и ведете с ними дела, они специально заморочатся, чтобы разжевать вам все условия соглашений, в том числе мелкий шрифт, чтобы между вами уж точно не осталось недопонимания и чтобы вы не смогли сказать потом, будто вас обманули.
Но вернемся к сексуальной морали, поговорим о проституции. Она там легализована.) Проститутки обычно, гхм, работают при воинских подразделениях и при гостиницах. Они проходят регулярные медосмотры, платят налоги, в общем, вполне приличные женщины, и подцепить от них ЗППП бояться не нужно. Услуги жриц любви стоят не копейки, но и не бешеных миллиардов, в целом, можно найти развлечение на любой кошелек. На окраинах страны могут предлагать переспать с вами за деньги и всякие индивидуалки - но с этими нужно быть осторожнее. Тут вам никто не гарантирует, что вы не подцепите венеричку, а то и не нарветесь на клофелинщицу. Государство с такой, простите, самозанятостью борется. В принципе, связь с проституткой не считается супружеской изменой, хотя жене такого гуляки и может быть неприятно. Но это личное дело супругов, и никакой суд по разводам в это лезть не будет.
***
Ацтеки и в доколумбову пору любили танец и музыку, и кто мог содержал на свои средства музыкально-танцевальный ансамбль. Испанцы относились к этому по-разному. Кто-то, как Бернардино де Саагун, не видел в этом ничего предосудительного, но большинство все же считало, что это лишнее. Тем не менее, эта любовь жива в ацтеках до сих пор, и в альтернативной Мексике в каждой науанской школе (именно науанской, у остальных народов есть в культурном плане автономия) в обязательную программу входят всевозможные песни-пляски. Мальчиков обычно учат играть на музыкальных инструментах, а девочек - танцевать. Что, конечно, не означает, что условная девочка не может выучиться игре на любом инструменте в специализированной школе. Без танцев и музыки не обходится ни один праздник, и я говорю сейчас даже не о профессиональных выступлениях, а буквально "собрались подружки поболтать, потом пошли в сад, врубили музыку и пляшут". В кинематографе их тоже много музыки и - если то допускает сюжет - танца. Мне кажется, ацтекам бы нравились индийские фильмы - и за музыкальную составляющую, и за то, что они, с одной стороны, чувственные, а с другой - целомудренные. Вот "Падмавати" бы им точно со всех сторон зашла.
На сегодня, пожалуй, все.
@темы: альтернативная Мексика
К частному бизнесу и частной жизни таких требований, разумеется, никто бы не предъявлял, там местные народы вполне могли использовать родные языки.
Подтверждаю, там сейчас в районе лакандонской сельвы живут индейцы-лакандоны (из группы майя), проводят в том числе экскурсии по древним городам Яшчилан и Бонампак, прям все дела, в национальных костюмах, профиль у нашего гида был в точности как на стелах, с этим характерным носом. И вот бабульки, которые продают там украшения, не говорят на испанском. Только на своем. Ну так, пару слов на испанском знают, но им не надо
Правда, я чуток зла на них, т.к. они периодически протестуют против чего-то там, блокируют дороги, и из-за них перенесли мой рейс в Паленке на 12 часов и чуть ен потеряли мой рюкзак
про современное ацтекское государство, альтернативную историю
Я бы тоже, но, боюсь, я так требовательна, что мне бы не зашло.)
А для этого приходится писать самому, ахаха ))) я на это намекаю. Но правда, еще же сюжет, конфликт нужен. А это сложно. Красивый сеттинг, увы, даже не полдела, а сильно меньше, 10%.
У меня еще вопрос по внешней политике ацтекского государства. Вот Техас стал бы от них отделяться? (война за независимость Техаса, он какое-то время существовал в виде отдельной республики, потом вошел в состав США) Была бы война за Калифорнию (мексикано-американская война 1846-48 года)? Существовали бы Гватемала и Белиз, сильно вклинившиеся в территорию Мексики на полуострове Юкатан? (хотя Юкатан уже сильно далеко от ацтеков и наверняка интересовал бы мало). Какие были бы границы этого ацтекского государства нынче?
И еще вопрос, а почему ацтеки не стали бы осушать озеро Тескоко? Типа испанцы осушили его, чтобы понизить защиту Теночтитлана? Но вообще город на воде - не такая уж хорошая практика, судя по Венеции. В Теночтитлане еще и москиты небось разводились там миллиардами (
Насчет озера - его начали осушать в 17 веке, так что отношение к обороне это вряд ли имело. Я так понимаю, испанцы просто не втыкали, как поддерживать систему стоков, и решили, дабы избежать наводнений, просто осушить озеро нахуй. Если бы ацтеки сохранились в таком количестве, что помнили бы, как обращаться с озером, думаю, его бы не осушили.