Дорогие друзья, сегодня великий день. На этой неделе я закрыла многолетний гештальт родом еще с институтских времен: целиком прослушала книгу Берналя Диаса "Правдивая история завоевания Новой Испании". Я ее неоднократно цитировала - и в дневнике, и в диссертации, но целиком так и не прочла. Ибо книга большая, а я ленивая. Но вот одна девушка из избранного стала ее читать, и я испугалась, что мне могут проспойлерить содержание.))
Хотя, сказать по правде, какие там могут быть ну прям спойлеры? Кортес трансгендер? Марина сядет за наркоторговлю? Ацтеки примут ислам? Как бы то ни было, я быстро взялась за дело и за три дня под рукоделие прослушала книгу целиком.
Остаюсь при своем мнении: это лучшее, с чего можно начать знакомство с Конкистой. Подробно, художественно, с вниманием и уважением ко всем сторонам дела и из первых уст, так сказать. Автор сочинения - самый что ни на есть подлинный конкистадор первого призыва, солдат-пехотинец, прошедший с Кортесом от А до Я, своими глазами видевший, как людей приносят в жертву на пирамидах. Во всех художественных произведениях, где Диас выступает как персонаж, даже в адской "Малинче", он изображен человеком добрым и чистосердечным, каким, судя по всему, и был. Ибо нельзя прочесть его книгу и изобразить его мудаком.
Не то чтобы книга принесла мне какие-то супероткрытия, скорее укрепила в прежних впечатлениях. Кортес - медоточивая лисица. Предпочитает закидать любую проблему котятами и замазать медом. И вместе с тем человек железного самообладания. Когда иной давно бы вышел из себя, говорит сладкие речи. Когда иной давно бы опустил руки, всех ободряет, смеется и делает вид, что ничего страшного не происходит. Неважно, выбиты ли они из Теночтитлана со страшными потерями, или прутся через джунгли, умирая по человеку в день, или он ранен, или что там еще. Удивительный человек. Такова же донья Марина "
с великим бестрепетным сердцем" - тоже непростая киса, умеющая и подольститься, и вытянуть нужные сведения, и в то же время не теряющая присутствия духа и ободряющая тех, кто сам его потерял. Эти двое идеальная пара.
Ниже приведу моменты книги, которые меня особенно зацепили. Возможны спойлеры (если в этой теме вообще есть спойлеры).
__________________________
читать дальшеКнига начинается введением, в котором старый Диас говорит: в наши, мол, дни Конкиста - хайповая тема, посему пишут о ней все кому не лень. Кто-то поет Кортесу дифирамбы, кто-то живописует наши зверства. Но помни, пожалуйста, дорогой читатель, что и те и другие в большинстве своем никогда здесь не были и никогда нас не видели.
Золотые слова, черт возьми! Насчет любого контента вообще.
***
Один из моих любимых эпизодов - с апельсиновыми деревцами. Диас, побывав на землях майя еще до Кортеса, с другой экспедицией, по приколу посадил там три апельсиновых семечка с Кубы. Когда вернулся уже с Кортесом, то обнаружил, что индейцы все это время ухаживали за саженцами, хотя вряд ли когда-либо видели апельсины, и те уже превратились в молодые деревца. После завоевания Диас их выкопал и пересадил в свое поместье.
***
Когда в веселой суете будущие конкистадоры собираются на Карибских островах, Диас перечисляет их по именам, причем, как это часто бывает с дедовскими рассказами, в таком тоне: еще с нами отправился чувак N, он после завоевания стал богатым человеком, а вот этот умрет от лихорадки на такой-то реке, а вон того живьем унесут к Куаутемоку. Не знаю, как это прокомментировать, но впечатление произвело сильное.
***
Агиляр при этом заметил, что <...> местное население имеет кое-какое золото, и что он готов нам служить проводником. Но Кортес лишь улыбнулся, сказав, что отправились мы не за пустяками, а надеясь послужить Богу и королю.
***
Про те самые стеклянные бусы, которые стали уже чуть ли не мемом. Да, действительно, по свидетельствам Диаса, с майя испанцы обменивались стеклянными бусами, но давайте по-чесноку: майя им тоже приносили далеко не сокровища. Там шел обмен товарами из Фикс Прайса в категории "все за 99 рублей".
Когда визит вежливости нанесли ацтеки, подъехали подарки посерьезнее, но им и испанцы предложили вещи поинтереснее. Впрочем, Диас пишет, что "больше от нашей бедности дать было нельзя". И когда он говорит о бедности, то подразумевается, что испанцам буквально было нечего есть: они либо охотились, либо голодали.
***
Когда испанцы подчиняли очередной индейский народец (в абсолютном большинстве случаев - мирно, обещая защищать их от ужасных ацтеков), Кортес и падре рассказывали, кратко или не очень, об основах христианского вероучения, после чего ставили крест и статую Богородицы, что местные принимали довольно благожелательно. Но вот они вошли уже собственно в пределы науа, прочли знати очередного города душеспасительную лекцию, на что науа ответили молчанием. Кортес обернулся к падре, мол, ну что, ставим крест? Падре Ольмедо был человек умный и ответил: - Нет, время не пришло, они еще не готовы.
***
В "Эрнане" тлашкальская принцесса пылала такой ненавистью к ацтекам, что буквально кайфовала, глядя, как ее муж учинил резню на ацтекском празднике. Я решила, что она поехавшая и что ненависть по национальному признаку - это болезнь. Но, судя по всему, создатели сериала не так уж приукрасили действительность. Ибо, когда Кортес собирается идти в Мехико, его союзники из Тлашкалы говорят вот что: "Они всячески старались переубедить Кортеса, умоляя его не доверять мешикам ни в чем: все их предложения, речи и подарки таят лишь измену. Нельзя ни верить им, ни щадить их, будь то юноша или старец; всех нужно уничтожить".
Миленько, да? Но дальше забавнее. Кортес говорит: не волнуйтесь. После того как я войду в Мехико, всюду настанет мир, да и ваши отношения коренным образом изменятся. И знаете что? Через пятнадцать лет францисканский миссионер Мотолиния, один из так называемых апостолов Мексики, оставит описание праздника Тела Христова, который будет сопровождаться всевозможными театрализованными представлениями и военным парадом. "В авангарде шествовали Тласкала и Мехико; эти шагали очень дружно и вызвали всеобщий восторг, они несли знамя с королевским гербом и с гербом своего генерал-капитана".
Мне кажется, или Израилю и Палестине нужен Кортес?
***
Насчет резни в Чолуле. Я не поняла, почему в "Эрнане" это показано именно как резня всего населения города, включая женщин и детей, тогда как у Диаса четко сказано, что все происходило в рамках одного квартала и жертвами стали квартальные старосты и взрослые мужики, пускай и безоружные.
Итак, как это событие описано у Диаса: испанцев пригласили в город Чолула, союзный Мехико, где им готовили ловушку. Испанцы о ней узнали, и в утро, когда ловушку хотели захлопнуть, на двор дома, где разместились гости, стали подтягиваться якобы носильщики и войска, присланные якобы в сопровождение. Испанцы перед входом требовали сдавать оружие. Когда все собрались, Кортес велел перекрыть выход со двора, огласил собравшимся их вину и велел их истребить. Женщины и дети еще до этого, прекрасно зная о ловушке, были выведены в другие кварталы города. Конец.
***
В какое индейское поселение Кортес ни приходит, все ему жалуются на ацтеков и одновременно стращают: не ходи в Теночтитлан! Так что реально создается ощущение какого-то Мордора. И вот в очередном городе им начинают расписывать мощь и величие ацтекской столицы, испанцы слушают и дивятся.
"Немало мы дивились этим рассказам. Но, странно, не страх они нам внушали, а великую жажду поскорее испытать свое счастье вопреки всяким укреплениям и съемным мостам. Таков уж испанский солдат - нет для него невозможного: ведь на деле Мешико оказался куда грознее этих рассказов!".
С описанием великого и ужасного Мехико тоже все в порядке. Вообще автор как будто не писатель, но стройность повествования выдерживает и напряжение нагнетает нормально. Чем ближе к Мехико, тем мрачнее предчувствия. А чуть не у самых ворот индейские союзники бросают их, говоря: ну все, дальше сами, мы ссым. Так невольно подумаешь, что авторам "Малинче" было откуда взять образ Мордора.
Однако буквально за день до входа в город Монтесума снова ведет себя как истеричка (про это напишу отдельный пост), так что самообладание Кортеса на его фоне выглядит очень выгодно, и трепет у испанцев проходит. И все же, когда они входили в город, "с каждым шагом восхищение наше росло, а язык немел от удивления".
***
Ацтеки лютобешеные. Если бы я не любила их до сей поры, то полюбила бы после этой книги. Свои ощущения от пребывания в Теночтитлане даже в качестве гостя Диас бы приятными не назвал. Как он пишет, за время странствий по Мезоамерике они привыкли чувствовать себя могущественными, привыкли, что их называют - а возможно, и считают - божествами, "и вдруг - мы такие же люди, как и все".
И вот испанцы, чтобы иметь чуть больше защиты в этом большом и, как им кажется, враждебном городе, решают пленить Монтесуму. Чтобы он жил при них, ведь "выскажи он недовольство, сейчас же обрушились бы на нас бесчисленные его подданные". Это Монтесума сейчас добрая кисонька, а за спиной мало что интриги плетет, так еще и, как истеричка, меняет свое мнение каждые два дня.
Но после пленения Монтесумы, пусть его и заставляют говорить, что все в порядке и он сам решил переселиться к испанцам, настроения в городе реально становятся враждебными. Ацтеки не глупы и видят, что через императора пытаются манипулировать ими. Во дворец ежедневно приходит кто-то из племянников Монтесумы - а это, я вам скажу, особая категория многочисленных и злых молодых людей, к которым принадлежал и Куаутемок - и спрашивает: дядюшка, все ли в порядке? Такое чувство, что тебя удерживают силой. Только скажи - и мы их отпиздим. Но Монтесума уверяет, что все это наговоры и ему тут заебись.
Интересно, что на человеческом уровне испанцы сильно привязались к Монтесуме. Так, Диас пишет, что, когда тот погиб, многие оплакивали его, как если бы умер их отец. Может, и сам Монтесума в какой-то мере проникся к ним. Трудно сказать. Тем не менее, Кортес понимает, что доверять ему нельзя, и, когда с Кубы приплывает Нарваэс его арестовать, а Монтесума предлагает в поддержку пять тысяч отборных воинов, Кортес отказывается, понимая, что эти самые отборные воины порешат его, едва они выйдут из Мехико.
Потом, правда, думает, что пять тыщ воинов и правда помогли бы, и пытается попросить их в Тлашкале, но там ему отвечают: сорян, против индейцев мы бы тебе их дали, но так как ты идешь пиздиться с испанцами, а у них лошади и огнестрел, то нет. Облом.
Справедливости ради скажу, что после покорения Мехико испанцы вполне себе брали ацтеков в свои походы против других племен (и против других испанцев), и никаких проблем с их верностью не было.
***
Еще помню угарный случай (хотя, думаю, действующим лицам было отнюдь не весело), когда после Ночи печали Кортес с остатками войска явился в Тлашкалу виниться перед ее владыками. Мы, мол, вынуждены были бежать из Мехико, потеряли полвойска, погибла ваша принцесса, вы теперь, наверное, разочаровались в нас. На что тлашкальтеки отвечают: што, што, вы сбежали из Мехико? Ну нихуя вы мощные. Мы вас теперь еще больше уважаем. Путь в Мехико обычно - билет в один конец. Ибо вы видели цены на обратный?
***
Очень тронул меня момент, где Кортес, уже перед самым началом боев с Теночтитланом, приводит двух новых испанцев, никогда не видевших великого города, на возвышенность, чтобы показать его с высоты.
"Горевал Кортес, а мы его старались развлечь, и один солдат, бакалавр Алонсо Перес, помню как сейчас, тонко и учтиво обратился к нему: "Несчастья неизбежны на войне! Не убивайтесь посему! Ведь никто про Вас не скажет, как про Нерона, что с высот Тарпейской скалы он спокойно созерцал пожар Рима и гибель людей!" - "Да, - ответил Кортес, - Бог свидетель, сколь часто я этот великий город призывал к миру! Угнетают же меня не только бывшие, но и будущие потери!".
Но Алонсо Перес ошибся. Сейчас пруд пруди научно-популярных книг, не говоря уж о художественных, в которых Кортес равнодушный мудак. А сожаление в его письмах - так оно притворное, ясно же!
***
Испанцы трижды в ходе боевых действий предлагали ацтекам мир. Первое предложение было проигнорировано, второе рассмотрено и отклонено, третье Куаутемок использовал, чтобы потянуть время и укрепить позиции. Причем в третий раз Кортес буквально гуманитарный груз с едой посылал в осажденный город, на что ацтеки отреагировали в духе: ахаха, спасибо, лох.
Я здесь приведу аргумент, который во время обсуждения второй мирной инициативы привел Куаутемоку жрец Уицилопочтли, если я правильно поняла: "Конечно, мир - великое, славное дело. Но вспомни, с тех пор, как иноземцы пришли в нашу страну, не было ни мира, ни удачи. Вспомни, какими милостями осыпал их твой дядя, великий Мотекусома, и что же за это он получил?! Как кончил он, все его дети и родственники - ваши родственники, сперва Какамацин, король Тескоко, а затем - сеньоры Истапалапана, Койоакана, Тлакопана и Талатсинго?! Где ныне богатство наших стран?! Ведомо ли тебе, что множество жителей [наших] вассалов Чалько, Тепеака и Тескоко клеймили раскаленным железом в качестве рабов?! А посему не пренебрегай советом наших богов, не доверяйся словам Малинче. Лучше с честью пасть в борьбе, под развалинами этого прекрасного города, нежели покориться и стать рабом".
***
Сказ о том, как терпение и труд все перетрут и что, если тебе трудно, иди маленькими шагами. Итак, испанцы пытаются пробиться в Мехико, и у них не получается. Более того, после очередной попытки они терпят поражение, многих захватывают и приносят в жертву. Ацтеки оглашают жуткое пророчество, мол, в течение десяти дней все испанцы будут убиты и страна полностью освободится от них. Индейские союзники Кортеса верят пророчеству и начинают дезертировать. А он не может попросить их остаться, ведь это значит показать слабость. И вот с ним остается полтора индейца, один из которых говорит: вы уже пробовали атаковать в лоб и получили по щщам. Не лучше ли сейчас не рваться в город, а спокойно держать осаду, перекрыть подвоз продовольствия и ждать? Сражаться с голодом труднее, чем с врагом.
Испанцев эта мысль особо не привлекала, ибо осада - дело утомительное и нудное, ничто так не разлагает войско, как она, но теперь их мало, союзники ушли, прорываться в город они не могут. И Кортес сбавляет обороты и продолжает просто осаждать. И в один прекрасный день тот индеец говорит ему: посмотри! Прошло десять дней - а вы все еще живы и продолжаете борьбу! Значит, пророчество не исполнилось.
И он рассылает об этом весть всем остальным союзникам, и те возвращаются. На этом месте испанцы, наверное, всю свою жизнь пересмотрели.
***
К слову об ужасной бойне в Теночтитлане. Уже 13 августа, в решающий день, когда испанцы собирались захватить город целиком, "боевой приказ гласил: "Уничтожать возможно меньше, лишь самое необходимое - укрепления, баррикады, брустверы и прочее; людей также щадить, особенно если они сдаются". Потому что Кортес нереальный мудак, очевидно же.
***
Ну, и напоследок приведу самый конец сочинения. Когда Диас, уже глубокий старик, отвечает сам себе на вопрос: ради чего все это было?
"Наш Сеньор Иисус Христос поможет ему, и Бог простит дону Эрнану Кортесу его грехи. Это гораздо важнее всего, всех наших завоеваний и побед!.. Ежели же читатель спросит: "Что же сделали вы, все эти конкистадоры, в Новом Свете?" Я отвечу так. Прежде всего, мы ввели здесь христианство, освободив страну от прежних ужасов: достаточно указать, что в одном лишь Мешико ежегодно приносилось в жертву не менее 2 500 людей! Вот что мы изменили! Переделали мы, в связи с этим, и нравы, и всю жизнь. Множество городов и селений построено заново; введено скотоводство и плодоводство на европейский манер; туземцы научились многим новым ремеслам, и новая работа закипела в новых мастерских. Возникло немало художественных зданий, а ребята обучаются даже в правильных школах; что же касается самого Мешико, то там учреждена Универсальная коллегия, где изучают грамматику, богословие, риторику, логику, философию, и где раздаются ученые степени лиценциата и доктора. Книг там множество, и на всех языках. Всюду устроены добрые суды и поддерживается полная безопасность; индейцы привыкли уже выбирать себе свое самоуправление, и все мелкие дела решаются по их праву и обычаю. Касики по-прежнему богаты, окружают себя множеством пажей и слуг, имеют знатную конюшню, зачастую владеют конскими заводами и стадами мулов, пуская их с большой выгодой под торговые караваны. Индейцы ловки, удачливы, сметливы, легко все перенимают. Словом, и страна, и люди улучшаются".
надо тоже почитать, штоле )