понедельник, 28 октября 2024
Еще вспомнились занятные оскорбления, которыми ацтеки осыпали испанцев во время боев за Теночтитлан.
Наши лагеря окружили со всех сторон, и целыми днями шли бои, и раздавались клики мешиков: "Эй, злодеи, ни к чему не годные! От вашего короля вы сбежали, как и от честного труда: не умеете вы ни дома построить, ни поля засеять! не для слабонервныхДаже в пищу вы не годитесь, ибо мясо ваше горькое как желчь!"
Хотя меня в этой истории заинтересовали не столько сами издевки, сколько то, почему испанцы вообще их поняли. Неужто Марина такая: хм, переведу-ка ребятам угрозы и оскорбления, это явно их ободрит.
***
Но это была всратая присказка, а вообще я собиралась грузить вас ацтекской этикой и этикетом. В основном тут будут цитаты из книги Сустеля об ацтекской повседневности, которую я вчера дослушала.
Вообще должна отметить, что у нас с ацтеками представления о достойном и недостойном во многом совпадают, и после того, как я прослушала главу об этике, в очередной раз погрустила о том, какую страну просрали.
Итак:
Цивилизованный человек прежде всего умеет владеть собой, не выставляет напоказ своих чувств (за исключением тех случаев, когда это положено делать, причем в приемлемом виде), в любых обстоятельствах ведет себя достойно, держится корректно и сдержанно.
В правящем классе постоянная забота о достоинстве была тесно связана со стремлением выглядеть серьезным, спокойным и даже смиренным, «знать свое место». Молодых воинов укоряли за то, что те «болтают впустую, бахвалятся, громко разговаривают, грубо выражаются».
«Ни один горделивый, заносчивый или шумный человек никогда не избирался сановником; ни один неучтивый, плохо воспитанный человек, грубый в своих высказываниях и дерзкий в своих речах, ни один из тех, кто говорит все, что ни придет ему в голову, никогда не сидел на циновке или икпалли. И если случится, что сановник позволит себе дурные шутки или легкомысленные слова, его назовут текукуэкуэчтли, то есть шутом. Никогда ни одну важную должность в государстве не доверяли тщеславному человеку, непристойно выражающемуся или записному остряку», — пишет Саагун.
Идеалом аристократии была римская степенность в частной жизни, в словах, в поведении, в сочетании с утонченной учтивостью. Допускалось, что некоторые мужчины, например ветераны, отходят от этого идеала, им прощали невоздержанность в речах и в поведении, однако, по этой же самой причине, не допускали до высших должностей. <...> Настоящий вельможа должен выглядеть «смиренным, а не заносчивым, осмотрительным и осторожным, тихим и спокойным». Причем надо, говорил один отец сыну, «чтобы это было истиной, исходящей из твоего сердца, перед нашим богом (Тескатлипокой). Пусть твое смирение не будет напускным, иначе тебя станут называть титолошочтон (лицемер) или титланишикипиле (притворяющийся человек), ведь наш господь бог видит, что есть в сердцах, и ему ведомы все тайны».
Это «смирение» (возможно, более правильно было бы говорить о гордости, сдерживаемой самообладанием) выражалось в умеренности в наслаждениях («Не набрасывайся на женщин, точно пес на свою еду»); в чувстве меры, проявляемом при разговоре («Говорить нужно спокойно; не говори слишком быстро, разгорячаясь, не повышай голоса… сохраняй умеренный тон, ни громкий, ни тихий, и да будут твои слова мягки и спокойны»); в скрытности («Если ты услышишь или увидишь нечто, в особенности дурное, не подавай виду и молчи»); в послушании и скором повиновении («Не дожидайся, пока тебя позовут дважды, отзывайся по первому зову»); в хорошем вкусе и чувстве меры в одежде («Не одевайся ни чересчур изысканно, ни вычурно… но не носи и рваных и бедных одежд»), наконец, в поведении в целом.
Тут, короче, всякие правила типа как ходить по улице, как вести себя в гостях и так далее. Будет интересно - сами нагуглите и прочтете, а я уже не буду вдаваться в частности, ибо суть ацтекского этикета вы поняли.)
Этот культ умеренности в словах и поступках, отвращение к невоздержанности, важность, придаваемая хорошим манерам и учтивости, мог быть своего рода защитной реакцией на грубость нравов и силу страстей. Ибо этот хрупкий цветок рыцарства распустился в мире, который к началу XVI века едва-едва выбрался из длинной череды войн, государственных переворотов, интриг, сопряженных с убийствами и предательством.
Похоже, выжившие в то смутное время под конец жизни образумились: философские вирши Несауалькойотля, отражающие трезвый и ясный склад ума и мудрое эпикурейство, в основе которого лежит осознание тщеты преходящих волнений, были написаны именно в период реакции, последовавший за эрой потрясений.
Этот кодекс умеренности, борьба со страстями в первую очередь касались правителя, ибо от него зависело всё. Идеалом той эпохи был просвещенный деспот, император-философ, способный владеть собой, чтобы править для общего блага.
При восшествии нового императора на трон жрец произносил наставительную речь, которая сводилась в общем к следующему: "Мой господин, надеюсь, ты нагулялся и натусил на всю оставшуюся жизнь, потому что впереди тебя ждет неустанный трудпиздец. Тебе досталось тяжелое бремя, и народ, которым ты будешь править, непостоянен и вспыльчивпросто пиздец. Правь им мудро, не суди сгоряча, подавай пример добродетели, иначе они изберут себе другого правителяпиздец".
Вообще считалось, что император должен быть настолько богом самообладания, чтобы мочь без гнева выслушать критику от кого угодно, даже от последнего раба, еще и наградить его, если критика окажется по делу. Понятно, что это был идеал, следовать которому удавалось не всем, но он хотя бы был!
***
И еще немного о том, какую страну просрали. Чувствую, если бы ацтекское государство дожило до наших дней, то MADE IN MEXICO было бы сейчас синонимом MADE IN GERMANY или даже покруче.
Украшением жизни становились прежде всего изделия прикладных искусств: мастера старались «облагородить» предметы — редкостные или повседневные, и это им отлично удавалось, ведь ни в самой заурядной тарелке из терракоты, ни в золотом украшении не было ничего вульгарного, не чувствовалось «халтуры», стремления произвести эффект или жажды наживы.
@темы:
индейцы и конкистадоры