дикий котанчик
Возможно, я пишу это по приколу. А может, где-то глубоко в душе у меня живет девачьки, записываемся на расклад, со скидкой всего семь тысяч
. Если вдруг кто-то помнит, у меня есть свой фантастический мир, в который я переношу действие тех историй, которые необязательно привязывать к конкретным эпохам и странам в нашем. В последние годы я о нем почти не писала, но это не значит, что он канул в Лету. Как-то я нашла запись от марта 2017 года, в которой кратко описывала местное гадание на плашках и давала несколько примеров значений. Я заинтересовалась и захотела эту систему развить и довести до логической завершенности. Поэтому в минувшем году этим и занялась. Результат представляю в этом посте.
Культурно-историческая частьКультурно-историческая часть
Это гадание, как и письменность, на которой оно основано, берет начало из земель Суари – древнейшей цивилизации материка и одного из самых суровых мест на нем. Вместе с семантической письменностью гадание распространилось и по остальным землям Империи Лидетци, изменяясь в каждом регионе на свой лад. Кто-то добавлял новые значения, подходящие для его реалий, кто-то редактировал старые. Потому и количество плашек в наборе разнится от страны к стране и в среднем составляет от семидесяти до ста штук. Неизменным остался один принцип: на плашку из дерева, кости или камня наносится иероглиф, обозначающий понятие, которое, в свою очередь, не прямо отсылает к значению плашки, но является его символом. Многие символы имеют два значения: прямое и переносное, некоторые – только одно. Следовательно, если плашки вынимать и выкладывать друг за другом, для владеющего суатрийским письмом выйдет связное предложение, которое и читается как результат гадания. Для нас, правда, выйдет что-то в духе «собака лошадь красный скакать», но, думаю, принцип вы поняли.
Список значенийСписок значений
Иероглифы указаны в том порядке, в котором я их записывала, особого смысла очередность не несет. Самому раннему десятку значений – больше семи лет, последнему нет и месяца. Понятия, указанные через слэш - это варианты одного и того же значения в разных странах.
1. «Река»/«Вода» - обозначает как реку, любую текущую воду, так и течение времени, изменчивость.
2. «Чудовище» - обозначает как реальное чудовище, которые там вполне себе водятся, так и препятствие на пути к цели. Во многих странах вместо отвлеченного понятия «чудовище» используется более конкретное – по роду самых распространенных в этой местности чудищ. Например, в Суари можно встретить плашку «Червь», в какой-нибудь Вертолии – «Дракон» и так далее. Но символическое значение у них одно.
3. «Мать» - означает как реальную мать, любого родителя, так и источник чего-либо. Например, ледник можно назвать «матерью рек».
4. «Кошка» - означает как реальную кошку, любого одиночного хищника, так и самостоятельность в целом.
5. «Царь» - означает любого руководителя, а также человека, явление или предмет, предельные в своих проявлениях: «царь засух» - сильнейшая засуха, «царь ветров» - сильнейший ветер.
6. «Орм» - это суатрийский иероглиф, означающий окончание засухи. В других культурах либо оставляют суатрийский вариант, либо используют более привычные для себя символы, скажем, «Оттепель» в холодных странах. Обозначает как соответствующее время года, так и облегчение после трудного периода жизни.
7. «Буря» - означает как непогоду, бурю, ураганный ветер, шторм на море, так и жизненные бури.
8. «Солнце» - означает как солнце, светлое время суток, так и кристальную ясность вопроса. При необходимости может обозначать мужское начало.
9. «Луна» - означает луну, темное время суток, таинственность, замутненность вопроса, без пол-литра не воткнешь. При необходимости может означать женское начало.
10. «Материк»/«Земля»/«Суша» - означает как собственно сушу, так и стабильность, долговечность, неизменность, в отличие от «Реки».
11. «Невеста» - означает как невесту, любую незамужнюю девицу, так и подготовительный этап чего-либо; в самом раннем толковании, которое я писала семь лет назад, эта плашка означала также известия, ожидаемые и не очень. Сейчас мне трудно понять символический ряд, но и это толкование я на всякий случай оставлю.
12. «Огонь» - означает как буквально огонь или пожар, любое стихийное бедствие, так и разрушение извне. Может означать лихорадку или слепую ярость.
13. «Яд» - означает как буквально отраву, так и разрушение изнутри.
14. «Меч» - означает как буквально меч, любое оружие, так и войну.
15. «Луч». Здесь толкование посложнее. Это значение связано с местными богословскими прокурами о том, что Бога можно сравнить с солнцем, а отдельное Его творение – с лучом, преломленным определенным образом. Так что «Луч» скорее всего означает индивидуальность человека и вообще любого существа. Божественную искру, то уникальное и драгоценное, что было вложено в него Богом при сотворении (и на что потом, как налет, накладываются уже привычки, характер и всякое зло, что есть в мире). Также может означать часть от целого.
16. «Стрела»/«Стрелка»/«Указатель»/«Направление» - рисуется в виде стрелки. В суатрийском письме такие стрелки даются в начале текста и указывают, в каком направлении его читать (потому что строгого канона тут нет). Означает как буквально указатель, так и некую целенаправленность.
17. «Поле»/«Пространство»/«Степь» - означает как буквально поле, участок земли, так и широкие возможности для выбора.
18. «Ладья» - означает любое транспортное средство и шире – вообще средство достижения цели. В рамках этой символической картины, скажем, ваши высокопоставленные друзья – это ладья, мчащая вас к успеху.
19. «Руки» (в некоторых странах может заменяться иероглифом «Прялка» или «Веретено»). Для начала заметим, что в некоторых языках материка руки обозначаются двумя разнокоренными словами. Ближайший, но неточный пример – английские «hand» (как кисть руки, ее творческая часть) и «arm» (вся рука от плеча как часть тела). То есть во фразах вроде «все в твоих руках», или «я построил этот дом своими руками», или «дело рук человеческих» используется один корень (руки как инструмент творения), а во фразах вроде «за воровство отрубают руку», «болит рука», «положил руки на стол» - другой корень (рука как часть тела). Так вот, иероглиф на этой плашке означает руки как инструмент творения. Переносное значение этого иероглифа: прямое (немагическое) воздействие на мир. Скажем, если эта плашка выпадает в ответ на вопрос «что мне делать, чтобы разбогатеть?», то очевидный ответ: надо работать, кисонька, лапками бякать надо. Ну, или заставить бякать лапками кого-то другого.
20. «Невольник». В культуре, где так широко распространены разные виды угнетения, было бы странно пропустить этот символ. Он означает как буквально подневольное существо, так и несвободу в целом.
21. «Разрыв»/«Разлом»/«Трещина»/«Рана» - означает как буквально повреждение, так и в самом общем смысле нарушение целостности.
22. «Стая» - означает любой животный или человеческий коллектив.
23. «Эловати». В Западной Суари есть такое малоприятное явление, как эловати, нам известное как пирокластический поток. В других странах, где вулканов и близко нет, этот иероглиф, однако, не заменяется каким-то местным аналогом, а пишется буквально в суатрийском варианте. Эта плашка обозначает пиздец.
24. «Очаг пожара» - означает первопричину чего бы то ни было.
25. «Песня» - означает как буквально песню, пение, любое поэтическое творчество (во многих культурах, если не во всех, разницы между песнями и стихами не видят), так и непрямое (магическое) воздействие на мир.
26. «Искра»/«Семя». Да из искры разгорится пламя! Означает зародыш чего бы то ни было, имеющий потенциал разрастись и развиться. Если приводить пример из нашего мира, то европейские переселенцы – это искра, из которой разгорелись как костер большие народы заокеанского запада.
27. «Награда»/«Добыча». По трактовкам сразу можно понять, какие народы более воинственны. :) Эта плашка означает то благо, которого ты добился своими силами. Ее значение во многом противоположно значению следующего иероглифа.
28. «Дар» - это то благо, которое тебе дали просто так, за красивые глаза, без всяких вложений с твоей стороны. Или которое ты дал другому.
29. «Урожай». В отличие от «Награды»/«Добычи» не имеет однозначно положительной коннотации. Это просто плоды посеянного ранее. А как известно, посеешь ветер – пожнешь бурю. Также может означать прибавление в семействе.
30. «Охота»/«Лов»/«Ловушка»/«Сеть» - означает как буквально охоту на зверя, так и попытку в переносном смысле завлечь в свои сети.
31. «Лес». Готова спорить, что этого иероглифа в изначальном суатрийском наборе не было, его добавили народы, живущие севернее. И я даже не могу предположить, что могло бы служить его аналогом в Суари. Возможно, какое-нибудь слово, обозначающее неизведанные земли. В классической же трактовке севера «Лес» означает как буквально лес, так и все, что лежит за пределами зоны комфорта, за границами привычного. Лес – это там, где непонятно, неизвестно, загадочно, в чем-то опасно и страшновато. «Идти в лес» - это выходить из зоны комфорта.
32. «Сад» - означает как буквально сад, так и уютный уголок пространства, такой себе рай на земле. Однако не совсем беззаботный, ибо как сад поддерживается и взращивается человеческими руками, так и о счастье, которое означает эта плашка, надлежит заботиться, чтобы его не похерить.
33. «Остров» - означает как буквально остров, так и одиночество.
34. «Зеркало»/«Отражение». Здесь символизм тоже понятен. Как ты, так и тебе.
35. «Ид». Это не суатрийское слово, ицельское, но как в Суари называется небо, я не знаю. Это «небо», но не физическое, которое над головой, а то небо, где обитает Бог. И плашка эта означает если не самого Бога, то во всяком случае установленные Им законы природы.
36. «Ножны». Это то, что может сдержать разрушительную силу, умиротворить ее, дать ей иссякнуть внутри себя и не пострадать. Здесь самый лучший пример – это, простите, Россия, о которой не помню кто из классиков сказал, что она, благодаря своим размерам, может поглотить любой натиск – его энергия просто иссякнет.
37. «Форум» - означает политику и в целом общественную деятельность.
38. «Сокровище»/«Клад»/«Колодец»/«Золотоносная жила» - означает как буквально клад, колодец или жилу, так и обретение блага там, где оно неочевидно, где никому бы в голову не пришло искать. Буквальная иллюстрация фразы «учись играть на недооцененном другими».
39. «Мост» - означает как буквально мост или иной способ перехода (туннель, коридор и так далее), так и посредничество и связь в целом.
40. «Голос». Этот символ связан с мистическим представлением о голосе как о том, что делает тебя заметным. Например, заговорив, можно разрушить чары невидимости, выдать себя. Таким образом, плашка «Голос» означает способ заявить о себе.
41. «Спутник» - означает спутников во всех смыслах этого слова. Тех и то, что делит с тобой жизнь или отдельный ее этап.
42. «Лампа»/«Светильник»/«Свеча»/«Фонарь» - это нечто помогающее понять, что происходит. Разобраться в ситуации. Пролить на нее свет, так сказать.
43. «Океан». Для наших реалий я бы скорее написала «Космос», потому что символизм здесь похожий. Дело в том, что известная населенная территория в моем фантастическом мире представляет собой небольшой материк размером с полторы географические Европы и многочисленные острова вокруг. За островами простирается океан, до края которого никто не доплывал, и никому не известно, что там. Так и нам ясно сегодня, что за пределами Земли есть космос, а есть ли кто-то в космосе – как знать. Эта плашка означает как буквально океан, так и бесконечную даль и бесконечность в целом. В наших реалиях я бы использовала только ее переносное значение.
44. «Птица». На самом деле иероглиф этот значит «летающая тварь», коей может быть и птица, и дракон, и насекомое, и самолет. Означает как буквально что-то летающее, так и свободу во всех ее проявлениях.
45. «Граница»/«Порог»/«Предел» - как в буквальном, так и в переносном смысле.
46. «Маяк»/«Ориентир» - означает это самое, как в буквальном, так и в переносном смысле.
47. «Сигнальный костер» (в некоторых странах заменяется плашкой «Бдение»/«Бодрствование»). Означает, что стоит быть внимательнее, иначе можно попасть в беду. Своеобразное предупреждение. Хотя иногда может толковаться и в положительном ключе: смотри в оба, не проворонь удачу!
48. «Сердце»/«Ядро» - здесь тоже понятный символизм. Означает как буквально сердце или ядро, так и, чаще, средоточие, центр, основную часть чего бы то ни было. В отличие от «Луча», который означает божественную неуничтожимую искру, «Сердце» относится к вполне себе физическим вещам. Например, храм может быть сердцем площади, площадь – сердцем города, средний класс – ядром общества, государство – ядром региона и так далее.
49. «Лабиринт». Означает как буквально лабиринт, любое запутанное строение или местность, так и жизненную ситуацию, из которой никак не получается найти выход. Здесь отмечу только, что во многих легендах материка и островов самый распространенный способ выйти из лабиринта и вообще как-то с ним совладать – это подняться над ним. Герои легенд оборачиваются птицами и взлетают над лабиринтом, либо, если это простые смертные, хотя бы просто влезают на стену. Лабиринт страшен тем, что сужает поле зрения, и оттого кажется, что выхода нет, хотя он может быть уже за следующим поворотом.
50. «Щит»/«Ограда»/«Стена»/«Покрывало» - здесь тоже весьма понятный символизм. Это то, что охраняет как физически, так и незримо. При этом важно заметить, что даже значения «Ограда» или «Стена» не связаны с бессмысленными ограничениями, запретами и препятствиями. Эта плашка всегда имеет положительную коннотацию.
51. «Музыка» - тут символизм тоже понятен. Думаю, нет народа, для которого музыка не была бы синонимом гармонии. В прямом значении этот иероглиф может означать музыку и профессию музыканта сами по себе.
52. «Мираж»/«Морок»/«Призрак»/«Приманка» - означает иллюзию, обман, введение в заблуждение – как человеком самого себя, так и его другими. Может, например, означать препятствия, которые мы придумываем себе сами и которых в реальности не существует.
53. «Место»/«Положение» - может означать как буквально «местоположение», какую-то область пространства (какую именно – расскажут плашки, вынутые вместе с этой), но чаще всего имеет символическое значение с преимущественно положительной коннотацией. Имеется в виду то место, которое человек должен занять в этом мире, которое предназначено ему Богом, на котором он будет счастлив. Имеется в виду и географическая точка, и социальный статус, и вообще само устройство жизни.
54. «Пир»/«Праздник» - здесь, наверное, и пояснять не стоит. Означает как буквально, так и небуквально праздник, торжество, неважно, справляете ли вы его за столом с друзьями и родными или только в своем сердце.
55. «Безмолвие»/«Молчание»/«Тишина» - эта плашка противостоит «Голосу». Если «Голос» - это способ заявить о себе, то «Молчание» - способ сделать себя невидимым для мира, залечь на дно. Также иероглиф может означать любую безответность (от безответной любви до проигнорированного сообщения или тщетных усилий) или затишье в жизни, когда ничего не происходит. Как писал Зеланд, одно из самых тяжелых испытаний – это испытание безмолвием, когда не понимаешь, правильно ли ты все делаешь, и если да, то почему ничего не меняется.
56. «Шум» - обычно используется только в переносном значении. Это все, что мешает, мельтешит, отвлекает от главного. От уличного шума до погони за ложными ценностями.
57. «Обычай» - означает все, что принято в конкретном социуме. Здесь попрошу минуточку внимания. В моем фантастическом мире отношение к обычаям двойственное. С одной стороны, они позволяют обобщить и передать опыт поколений, с другой – именно обычай почитается источником всякого зла и может увести человека с пути истинного, ибо голос общества часто звучит громче голоса Бога. Даже в моем мире, где за попытку выдать «так принято» за «так правильно» могут побить камнями, эта угроза существует. Что уж говорить о нашем, где «так принято» и «так правильно» чуть ли не синонимы! Посему советую держать эту двойственность в голове всякий раз, когда выпадает эта плашка (а лучше вообще всегда ^^). Например, если она выпадет в ответ на вопрос «как мне вести себя в новом коллективе, чтобы заслужить уважение коллег», ответ, скорее всего, можно толковать как «поступай как там принято». А если в ответ на вопрос «в чем причина моих несчастий» - то, думаю, в том, что голос общества свел вас с вашего пути: глупыми требованиями, ложными идеалами, сетью обусловленности, да чем угодно еще. Если вкратце описать отношение культур моего фантастического мира к обычаям как таковым, я бы сказала так: традиция должна служить человеку, а не человек – традиции. Эта плашка в чем-то противопоставлена «Лучу».
58. «Цена»/«Плата» - речь идет о том, что предмет вопроса не будет получен даром. За него придется что-нибудь отдать или сделать.
59. «Узда» - означает сдерживание. Причем в отличие от «Ножен», которые означают скорее умиротворение, «Узда» - это насильственное сдерживание. Тем не менее, этот иероглиф не всегда имеет негативную коннотацию, например, если речь идет о самообладании.
60. «Ветер» - буквальное значение имеет смысл только внутри моей фантастической вселенной, поэтому я его разбирать не буду. Символическое значение этой плашки: могущественные обстоятельства, не зависящие от человеческой воли, как у нас говорится, «ветер перемен». Может иметь как негативную, так и положительную коннотацию.
61. «Озеро» - может означать и буквально озеро, но чаще всего обозначает глубину. Те самые 80% айсберга, которые не видны над водой. Например, если выпадает эта плашка, значит, предмет вопроса глубже, чем кажется на первый взгляд, имеет далеко уходящие корни, несколько пластов, без пол-литра не разберешься. Либо она может означать, что в некий предмет стоит погрузиться глубже.
62. «Казнь» - означает любое наказание. От себя еще добавлю, что, если человек терзается чувством вины и подсознательно ждет наказания, он тоже его обязательно получит, и эта плашка в том числе об этом. Не заключайте сделок с собственной совестью, котятки. Ну, или не мучайтесь тогда уж.
63. «Север» (зима, ночь). В буквальном смысле означает географический север, в переносном – «центр притяжения». В некоторых наборах плашек «Север» может также заменять плашку «Маяк»/«Ориентир». Не думаю, что в моем фантастическом мире существует аналог полярной звезды, но север всегда притягивает намагниченный металл.
64. «Восток» (весна, утро). Означает как географический восток, так и восход, рассвет, начало, возрождение.
65. «Юг» (лето, день). Означает как географический юг, так и (здесь - внимание! – значение определено скорее логически, чем интуитивно) область хаоса и неопределенности, куда мы попадаем, если отдаляемся от центра притяжения.
66. «Запад» (осень, вечер). Как и в нашей культуре, запад естественно означает конец и в натуре умирание. Но необязательно конец естественный. Видимо, в представлении народов материка, солнце не само по себе уходит на запад спать, а идет себе спокойно по небосводу и тут вдруг проваливается в запад(ню) и такое: а че в смысле что происходит памагити. Запад ассоциируется с засадными хищниками и выжиданием. Если эта плашка выпадает на вопрос из серии «че делать», то ответ скорее всего будет «ждать и наблюдать».
67. «Нън» (на месте твердого знака должна быть короткая гласная, нечто среднее между «а», «ы» и «э»). У ацтеков (которые не имеют отношения к моей вселенной и здесь просто для примера) было пять сторон света. К четырем основным добавлялся еще и центр. Причем под центром понимался не некий мифический центр мира, а любая точка, от которой отсчитываются направления, будь то человек, дом, остров и так далее. Так вот, «Нън» - это исходная точка, это «здесь и сейчас», это то, где ты есть, когда ты есть и что у тебя есть. Все, что дано тебе на данный момент. Если эта плашка выпадает в ответ на вопрос «когда начать дело», то ответ «сейчас». Если на вопрос «какие качества мне надо развить», то ответ «у тебя уже есть все необходимое». И так далее. Надеюсь, вы уловили суть.
68. «Зов»/«Призыв»/«Обращение» - означает буквально это самое, включая просьбу о помощи.
69. «Блудница» - обозначает состояние метания от одного к другому, неспособность или нежелание сделать выбор и на чем-то остановиться. Не имеет однозначно негативной коннотации.
70. «Посох» - тут хочется пошутить, что это более приличный вариант «Блудницы». На самом деле эта плашка означает странствие. Чаще физическое путешествие, но не только. От «Блудницы» отличается тем, что странствие целенаправленно и часто имеет некую очередность, а метания от одного к другому хаотичны.
71. «Очаг» - обозначает дом и домашнюю жизнь. В этом смысле противоположен «Форуму». Однако не стоит считать «Форум» мужской плашкой, а «Очаг» - женской. Для обозначения мужского и женского начал обычно используют плашки «Солнце» и «Луна» соответственно.
72. «Оазис» - я уже писала, что гадание на плашках родом из Суари, края необыкновенно засушливого и недружелюбного. Не стоит говорить, что для человека, живущего в таком краю, обозначает оазис. Если «Орм» - это время облегчения, то «Оазис» - место облегчения. Это свет среди тьмы, тепло среди холода, чистый родник среди болота, единый свет в окошке. Интересно, что народы, живущие в других природных условиях, не адаптировали этот символ под себя, а используют буквально иероглиф «Оазис».
73. «Пустыня» - буквально означает «здесь для тебя ничего нет».
74. «Ржа» - означает самопроизвольное разрушение, запущенность, загнивание, заброшенность, приведение в негодность из-за неиспользования. Может относиться как к физическим объектам, так и к свойствам и качествам человека.
75. «Племя» - означает то сообщество, с которым человек себя идентифицирует. Твое племя – это та общность, о которой ты можешь сказать «мы». Семья, народ, кружок по интересам или все это вместе. Чаще всего обозначает группу, связанную с человеком кровными узами. Хотя необязательно.
76. «Дом»/«Двор»/«Город» - противоположность «Лесу». Означает зону комфорта, пространство, где тебе все знакомо, которое ты освоил и откуда не ждешь угрозы. Не путать с «Очагом», который означает просто домашнюю жизнь.
77. «Ответ» - обозначает отклик, реакцию, отзывчивость, обратную связь
78. «Кто»/«Тот, кто»/«Тот самый» - плашка, означающая человека или предмет, о котором задается вопрос. В отличие от остальных плашек не встряхивается вместе со всеми, а сознательно кладется в нужную позицию (насчет этого я не уверена, нужно проверять на практике, как оно адекватнее работает). Может не использоваться.
79. «Плач» - противоположность «Празднику». Означает траур, время горевания и оплакивания.
80. «Чаша» - символ мира и согласия. Под чашей подразумевается не индивидуальный кубок, а общий сосуд, из которого пьют те, кто больше не держит друг на друга зла.
81. «Гарь» - вероятно, этот иероглиф тоже добавили северные народы. Это то, что случилось, когда конец пришел, а ты все еще жив. Ибо гарь рано или поздно всегда порастает лесом. Это символ восстановления, рубцевания и возрождения, начала с нового листа.
82. «Лицо» - экстерьер, внешность, поверхностное знакомство и впечатление, презентационная часть, противоположность «Озеру».
83. «Устье» - весьма счастливый знак. Означает конец пути, достижение цели, слияние, воссоединение с тем, что больше тебя и к чему ты стремился. Может означать свадьбу, объединение семьи, счастливое завершение трудного пути, возвращение домой, воссоединение с божеством, наконец!
84. «Полотно» - означает ровную дорогу, где все идет как шло и никаких особых бурь не предвидится. Но, в отличие от «Тишины», это не день сурка.
85. «Пес» - символ слепой преданности. Необязательно негативный, но явно не добрый знак.
86. «Обрыв»/«Бездна» - предупреждение о том, что человек идет по неверному пути и, если продолжит в том же духе, то пожалеет.
87. «Цветок» - обозначает красоту во всех ее проявлениях.
Правила гаданияПравила гадания
Иероглифы (в наших реалиях - просто слова) наносятся на костяные, деревянные или каменные плашки (можно на картонные карточки, опять же для наших реалий) и складываются в мешочек или шкатулку. Перед гаданием задают вопрос, как можно более конкретный, затем плашки встряхивают или перемешивают вручную и вынимают по одной. Ответом на вопрос может служить и единственная плашка, но если по ней ничего не ясно, можно вынуть для пояснения еще несколько - тогда они читаются как предложение. Желательно, чтобы их количество в итоге составило три или пять, потому что в суатрийском письме четные иероглифы часто обозначают отношения между нечетными. Например, "руки" (1) > "ладья" (2) > "урожай" (3) > "голос" (4) > "форум" (5) читается как "труд (1) - это способ (2) получить плоды (3) и стать заметным (4) для общества (5)". Тем не менее, это не строгое правило, количество знаков в предложении может быть и четным. Выкладывать продолжение фразы можно в любую сторону, потому что в суатрийском письме нет четкого указания, как читать текст, обычно перед его началом ставится стрелка, указывающая направление чтения. Так что условный русский может выкладывать слева направо, условный араб - справа налево, условный монгол - сверху вниз, да хоть в кружочек, только запомните, в каком направлении вы собрались это читать.
Больше пяти плашек желательно не вынимать в ответ на один вопрос - тогда логическая цепочка получится слишком длинной, есть шанс запутаться в мудрствованиях и толкованиях. Если нужно что-то уточнить, лучше задать новый вопрос.
Это гадание не предполагает позиционных раскладов. У него не так много способов сказать одно и то же разными символами, поэтому, чтобы избежать неточностей, после ответа на всякий новый вопрос плашки лучше собрать, снова перемешать и вынимать для каждого последующего вопроса из полного набора. В идеале более пяти плашек перед вами лежать не должно.
Ну, и главное, о чем следует помнить - это не статичная закосневшая система. Как я уже сказала, каждый народ допиливал ее под свои нужды, какие-то значения добавлял, какие-то редактировал, так что если условному Васе покажется, что в наборе не хватает, скажем, значения "офисная работа", он вполне может его добавить. Только, следуя традиции, не писать буквально "офисная работа", а найти подходящий для этого понятия символ, например, "созвон", простите.

Культурно-историческая частьКультурно-историческая часть
Это гадание, как и письменность, на которой оно основано, берет начало из земель Суари – древнейшей цивилизации материка и одного из самых суровых мест на нем. Вместе с семантической письменностью гадание распространилось и по остальным землям Империи Лидетци, изменяясь в каждом регионе на свой лад. Кто-то добавлял новые значения, подходящие для его реалий, кто-то редактировал старые. Потому и количество плашек в наборе разнится от страны к стране и в среднем составляет от семидесяти до ста штук. Неизменным остался один принцип: на плашку из дерева, кости или камня наносится иероглиф, обозначающий понятие, которое, в свою очередь, не прямо отсылает к значению плашки, но является его символом. Многие символы имеют два значения: прямое и переносное, некоторые – только одно. Следовательно, если плашки вынимать и выкладывать друг за другом, для владеющего суатрийским письмом выйдет связное предложение, которое и читается как результат гадания. Для нас, правда, выйдет что-то в духе «собака лошадь красный скакать», но, думаю, принцип вы поняли.
Список значенийСписок значений
Иероглифы указаны в том порядке, в котором я их записывала, особого смысла очередность не несет. Самому раннему десятку значений – больше семи лет, последнему нет и месяца. Понятия, указанные через слэш - это варианты одного и того же значения в разных странах.
1. «Река»/«Вода» - обозначает как реку, любую текущую воду, так и течение времени, изменчивость.
2. «Чудовище» - обозначает как реальное чудовище, которые там вполне себе водятся, так и препятствие на пути к цели. Во многих странах вместо отвлеченного понятия «чудовище» используется более конкретное – по роду самых распространенных в этой местности чудищ. Например, в Суари можно встретить плашку «Червь», в какой-нибудь Вертолии – «Дракон» и так далее. Но символическое значение у них одно.
3. «Мать» - означает как реальную мать, любого родителя, так и источник чего-либо. Например, ледник можно назвать «матерью рек».
4. «Кошка» - означает как реальную кошку, любого одиночного хищника, так и самостоятельность в целом.
5. «Царь» - означает любого руководителя, а также человека, явление или предмет, предельные в своих проявлениях: «царь засух» - сильнейшая засуха, «царь ветров» - сильнейший ветер.
6. «Орм» - это суатрийский иероглиф, означающий окончание засухи. В других культурах либо оставляют суатрийский вариант, либо используют более привычные для себя символы, скажем, «Оттепель» в холодных странах. Обозначает как соответствующее время года, так и облегчение после трудного периода жизни.
7. «Буря» - означает как непогоду, бурю, ураганный ветер, шторм на море, так и жизненные бури.
8. «Солнце» - означает как солнце, светлое время суток, так и кристальную ясность вопроса. При необходимости может обозначать мужское начало.
9. «Луна» - означает луну, темное время суток, таинственность, замутненность вопроса, без пол-литра не воткнешь. При необходимости может означать женское начало.
10. «Материк»/«Земля»/«Суша» - означает как собственно сушу, так и стабильность, долговечность, неизменность, в отличие от «Реки».
11. «Невеста» - означает как невесту, любую незамужнюю девицу, так и подготовительный этап чего-либо; в самом раннем толковании, которое я писала семь лет назад, эта плашка означала также известия, ожидаемые и не очень. Сейчас мне трудно понять символический ряд, но и это толкование я на всякий случай оставлю.
12. «Огонь» - означает как буквально огонь или пожар, любое стихийное бедствие, так и разрушение извне. Может означать лихорадку или слепую ярость.
13. «Яд» - означает как буквально отраву, так и разрушение изнутри.
14. «Меч» - означает как буквально меч, любое оружие, так и войну.
15. «Луч». Здесь толкование посложнее. Это значение связано с местными богословскими прокурами о том, что Бога можно сравнить с солнцем, а отдельное Его творение – с лучом, преломленным определенным образом. Так что «Луч» скорее всего означает индивидуальность человека и вообще любого существа. Божественную искру, то уникальное и драгоценное, что было вложено в него Богом при сотворении (и на что потом, как налет, накладываются уже привычки, характер и всякое зло, что есть в мире). Также может означать часть от целого.
16. «Стрела»/«Стрелка»/«Указатель»/«Направление» - рисуется в виде стрелки. В суатрийском письме такие стрелки даются в начале текста и указывают, в каком направлении его читать (потому что строгого канона тут нет). Означает как буквально указатель, так и некую целенаправленность.
17. «Поле»/«Пространство»/«Степь» - означает как буквально поле, участок земли, так и широкие возможности для выбора.
18. «Ладья» - означает любое транспортное средство и шире – вообще средство достижения цели. В рамках этой символической картины, скажем, ваши высокопоставленные друзья – это ладья, мчащая вас к успеху.
19. «Руки» (в некоторых странах может заменяться иероглифом «Прялка» или «Веретено»). Для начала заметим, что в некоторых языках материка руки обозначаются двумя разнокоренными словами. Ближайший, но неточный пример – английские «hand» (как кисть руки, ее творческая часть) и «arm» (вся рука от плеча как часть тела). То есть во фразах вроде «все в твоих руках», или «я построил этот дом своими руками», или «дело рук человеческих» используется один корень (руки как инструмент творения), а во фразах вроде «за воровство отрубают руку», «болит рука», «положил руки на стол» - другой корень (рука как часть тела). Так вот, иероглиф на этой плашке означает руки как инструмент творения. Переносное значение этого иероглифа: прямое (немагическое) воздействие на мир. Скажем, если эта плашка выпадает в ответ на вопрос «что мне делать, чтобы разбогатеть?», то очевидный ответ: надо работать, кисонька, лапками бякать надо. Ну, или заставить бякать лапками кого-то другого.
20. «Невольник». В культуре, где так широко распространены разные виды угнетения, было бы странно пропустить этот символ. Он означает как буквально подневольное существо, так и несвободу в целом.
21. «Разрыв»/«Разлом»/«Трещина»/«Рана» - означает как буквально повреждение, так и в самом общем смысле нарушение целостности.
22. «Стая» - означает любой животный или человеческий коллектив.
23. «Эловати». В Западной Суари есть такое малоприятное явление, как эловати, нам известное как пирокластический поток. В других странах, где вулканов и близко нет, этот иероглиф, однако, не заменяется каким-то местным аналогом, а пишется буквально в суатрийском варианте. Эта плашка обозначает пиздец.
24. «Очаг пожара» - означает первопричину чего бы то ни было.
25. «Песня» - означает как буквально песню, пение, любое поэтическое творчество (во многих культурах, если не во всех, разницы между песнями и стихами не видят), так и непрямое (магическое) воздействие на мир.
26. «Искра»/«Семя». Да из искры разгорится пламя! Означает зародыш чего бы то ни было, имеющий потенциал разрастись и развиться. Если приводить пример из нашего мира, то европейские переселенцы – это искра, из которой разгорелись как костер большие народы заокеанского запада.
27. «Награда»/«Добыча». По трактовкам сразу можно понять, какие народы более воинственны. :) Эта плашка означает то благо, которого ты добился своими силами. Ее значение во многом противоположно значению следующего иероглифа.
28. «Дар» - это то благо, которое тебе дали просто так, за красивые глаза, без всяких вложений с твоей стороны. Или которое ты дал другому.
29. «Урожай». В отличие от «Награды»/«Добычи» не имеет однозначно положительной коннотации. Это просто плоды посеянного ранее. А как известно, посеешь ветер – пожнешь бурю. Также может означать прибавление в семействе.
30. «Охота»/«Лов»/«Ловушка»/«Сеть» - означает как буквально охоту на зверя, так и попытку в переносном смысле завлечь в свои сети.
31. «Лес». Готова спорить, что этого иероглифа в изначальном суатрийском наборе не было, его добавили народы, живущие севернее. И я даже не могу предположить, что могло бы служить его аналогом в Суари. Возможно, какое-нибудь слово, обозначающее неизведанные земли. В классической же трактовке севера «Лес» означает как буквально лес, так и все, что лежит за пределами зоны комфорта, за границами привычного. Лес – это там, где непонятно, неизвестно, загадочно, в чем-то опасно и страшновато. «Идти в лес» - это выходить из зоны комфорта.
32. «Сад» - означает как буквально сад, так и уютный уголок пространства, такой себе рай на земле. Однако не совсем беззаботный, ибо как сад поддерживается и взращивается человеческими руками, так и о счастье, которое означает эта плашка, надлежит заботиться, чтобы его не похерить.
33. «Остров» - означает как буквально остров, так и одиночество.
34. «Зеркало»/«Отражение». Здесь символизм тоже понятен. Как ты, так и тебе.
35. «Ид». Это не суатрийское слово, ицельское, но как в Суари называется небо, я не знаю. Это «небо», но не физическое, которое над головой, а то небо, где обитает Бог. И плашка эта означает если не самого Бога, то во всяком случае установленные Им законы природы.
36. «Ножны». Это то, что может сдержать разрушительную силу, умиротворить ее, дать ей иссякнуть внутри себя и не пострадать. Здесь самый лучший пример – это, простите, Россия, о которой не помню кто из классиков сказал, что она, благодаря своим размерам, может поглотить любой натиск – его энергия просто иссякнет.
37. «Форум» - означает политику и в целом общественную деятельность.
38. «Сокровище»/«Клад»/«Колодец»/«Золотоносная жила» - означает как буквально клад, колодец или жилу, так и обретение блага там, где оно неочевидно, где никому бы в голову не пришло искать. Буквальная иллюстрация фразы «учись играть на недооцененном другими».
39. «Мост» - означает как буквально мост или иной способ перехода (туннель, коридор и так далее), так и посредничество и связь в целом.
40. «Голос». Этот символ связан с мистическим представлением о голосе как о том, что делает тебя заметным. Например, заговорив, можно разрушить чары невидимости, выдать себя. Таким образом, плашка «Голос» означает способ заявить о себе.
41. «Спутник» - означает спутников во всех смыслах этого слова. Тех и то, что делит с тобой жизнь или отдельный ее этап.
42. «Лампа»/«Светильник»/«Свеча»/«Фонарь» - это нечто помогающее понять, что происходит. Разобраться в ситуации. Пролить на нее свет, так сказать.
43. «Океан». Для наших реалий я бы скорее написала «Космос», потому что символизм здесь похожий. Дело в том, что известная населенная территория в моем фантастическом мире представляет собой небольшой материк размером с полторы географические Европы и многочисленные острова вокруг. За островами простирается океан, до края которого никто не доплывал, и никому не известно, что там. Так и нам ясно сегодня, что за пределами Земли есть космос, а есть ли кто-то в космосе – как знать. Эта плашка означает как буквально океан, так и бесконечную даль и бесконечность в целом. В наших реалиях я бы использовала только ее переносное значение.
44. «Птица». На самом деле иероглиф этот значит «летающая тварь», коей может быть и птица, и дракон, и насекомое, и самолет. Означает как буквально что-то летающее, так и свободу во всех ее проявлениях.
45. «Граница»/«Порог»/«Предел» - как в буквальном, так и в переносном смысле.
46. «Маяк»/«Ориентир» - означает это самое, как в буквальном, так и в переносном смысле.
47. «Сигнальный костер» (в некоторых странах заменяется плашкой «Бдение»/«Бодрствование»). Означает, что стоит быть внимательнее, иначе можно попасть в беду. Своеобразное предупреждение. Хотя иногда может толковаться и в положительном ключе: смотри в оба, не проворонь удачу!
48. «Сердце»/«Ядро» - здесь тоже понятный символизм. Означает как буквально сердце или ядро, так и, чаще, средоточие, центр, основную часть чего бы то ни было. В отличие от «Луча», который означает божественную неуничтожимую искру, «Сердце» относится к вполне себе физическим вещам. Например, храм может быть сердцем площади, площадь – сердцем города, средний класс – ядром общества, государство – ядром региона и так далее.
49. «Лабиринт». Означает как буквально лабиринт, любое запутанное строение или местность, так и жизненную ситуацию, из которой никак не получается найти выход. Здесь отмечу только, что во многих легендах материка и островов самый распространенный способ выйти из лабиринта и вообще как-то с ним совладать – это подняться над ним. Герои легенд оборачиваются птицами и взлетают над лабиринтом, либо, если это простые смертные, хотя бы просто влезают на стену. Лабиринт страшен тем, что сужает поле зрения, и оттого кажется, что выхода нет, хотя он может быть уже за следующим поворотом.
50. «Щит»/«Ограда»/«Стена»/«Покрывало» - здесь тоже весьма понятный символизм. Это то, что охраняет как физически, так и незримо. При этом важно заметить, что даже значения «Ограда» или «Стена» не связаны с бессмысленными ограничениями, запретами и препятствиями. Эта плашка всегда имеет положительную коннотацию.
51. «Музыка» - тут символизм тоже понятен. Думаю, нет народа, для которого музыка не была бы синонимом гармонии. В прямом значении этот иероглиф может означать музыку и профессию музыканта сами по себе.
52. «Мираж»/«Морок»/«Призрак»/«Приманка» - означает иллюзию, обман, введение в заблуждение – как человеком самого себя, так и его другими. Может, например, означать препятствия, которые мы придумываем себе сами и которых в реальности не существует.
53. «Место»/«Положение» - может означать как буквально «местоположение», какую-то область пространства (какую именно – расскажут плашки, вынутые вместе с этой), но чаще всего имеет символическое значение с преимущественно положительной коннотацией. Имеется в виду то место, которое человек должен занять в этом мире, которое предназначено ему Богом, на котором он будет счастлив. Имеется в виду и географическая точка, и социальный статус, и вообще само устройство жизни.
54. «Пир»/«Праздник» - здесь, наверное, и пояснять не стоит. Означает как буквально, так и небуквально праздник, торжество, неважно, справляете ли вы его за столом с друзьями и родными или только в своем сердце.
55. «Безмолвие»/«Молчание»/«Тишина» - эта плашка противостоит «Голосу». Если «Голос» - это способ заявить о себе, то «Молчание» - способ сделать себя невидимым для мира, залечь на дно. Также иероглиф может означать любую безответность (от безответной любви до проигнорированного сообщения или тщетных усилий) или затишье в жизни, когда ничего не происходит. Как писал Зеланд, одно из самых тяжелых испытаний – это испытание безмолвием, когда не понимаешь, правильно ли ты все делаешь, и если да, то почему ничего не меняется.
56. «Шум» - обычно используется только в переносном значении. Это все, что мешает, мельтешит, отвлекает от главного. От уличного шума до погони за ложными ценностями.
57. «Обычай» - означает все, что принято в конкретном социуме. Здесь попрошу минуточку внимания. В моем фантастическом мире отношение к обычаям двойственное. С одной стороны, они позволяют обобщить и передать опыт поколений, с другой – именно обычай почитается источником всякого зла и может увести человека с пути истинного, ибо голос общества часто звучит громче голоса Бога. Даже в моем мире, где за попытку выдать «так принято» за «так правильно» могут побить камнями, эта угроза существует. Что уж говорить о нашем, где «так принято» и «так правильно» чуть ли не синонимы! Посему советую держать эту двойственность в голове всякий раз, когда выпадает эта плашка (а лучше вообще всегда ^^). Например, если она выпадет в ответ на вопрос «как мне вести себя в новом коллективе, чтобы заслужить уважение коллег», ответ, скорее всего, можно толковать как «поступай как там принято». А если в ответ на вопрос «в чем причина моих несчастий» - то, думаю, в том, что голос общества свел вас с вашего пути: глупыми требованиями, ложными идеалами, сетью обусловленности, да чем угодно еще. Если вкратце описать отношение культур моего фантастического мира к обычаям как таковым, я бы сказала так: традиция должна служить человеку, а не человек – традиции. Эта плашка в чем-то противопоставлена «Лучу».
58. «Цена»/«Плата» - речь идет о том, что предмет вопроса не будет получен даром. За него придется что-нибудь отдать или сделать.
59. «Узда» - означает сдерживание. Причем в отличие от «Ножен», которые означают скорее умиротворение, «Узда» - это насильственное сдерживание. Тем не менее, этот иероглиф не всегда имеет негативную коннотацию, например, если речь идет о самообладании.
60. «Ветер» - буквальное значение имеет смысл только внутри моей фантастической вселенной, поэтому я его разбирать не буду. Символическое значение этой плашки: могущественные обстоятельства, не зависящие от человеческой воли, как у нас говорится, «ветер перемен». Может иметь как негативную, так и положительную коннотацию.
61. «Озеро» - может означать и буквально озеро, но чаще всего обозначает глубину. Те самые 80% айсберга, которые не видны над водой. Например, если выпадает эта плашка, значит, предмет вопроса глубже, чем кажется на первый взгляд, имеет далеко уходящие корни, несколько пластов, без пол-литра не разберешься. Либо она может означать, что в некий предмет стоит погрузиться глубже.
62. «Казнь» - означает любое наказание. От себя еще добавлю, что, если человек терзается чувством вины и подсознательно ждет наказания, он тоже его обязательно получит, и эта плашка в том числе об этом. Не заключайте сделок с собственной совестью, котятки. Ну, или не мучайтесь тогда уж.
63. «Север» (зима, ночь). В буквальном смысле означает географический север, в переносном – «центр притяжения». В некоторых наборах плашек «Север» может также заменять плашку «Маяк»/«Ориентир». Не думаю, что в моем фантастическом мире существует аналог полярной звезды, но север всегда притягивает намагниченный металл.
64. «Восток» (весна, утро). Означает как географический восток, так и восход, рассвет, начало, возрождение.
65. «Юг» (лето, день). Означает как географический юг, так и (здесь - внимание! – значение определено скорее логически, чем интуитивно) область хаоса и неопределенности, куда мы попадаем, если отдаляемся от центра притяжения.
66. «Запад» (осень, вечер). Как и в нашей культуре, запад естественно означает конец и в натуре умирание. Но необязательно конец естественный. Видимо, в представлении народов материка, солнце не само по себе уходит на запад спать, а идет себе спокойно по небосводу и тут вдруг проваливается в запад(ню) и такое: а че в смысле что происходит памагити. Запад ассоциируется с засадными хищниками и выжиданием. Если эта плашка выпадает на вопрос из серии «че делать», то ответ скорее всего будет «ждать и наблюдать».
67. «Нън» (на месте твердого знака должна быть короткая гласная, нечто среднее между «а», «ы» и «э»). У ацтеков (которые не имеют отношения к моей вселенной и здесь просто для примера) было пять сторон света. К четырем основным добавлялся еще и центр. Причем под центром понимался не некий мифический центр мира, а любая точка, от которой отсчитываются направления, будь то человек, дом, остров и так далее. Так вот, «Нън» - это исходная точка, это «здесь и сейчас», это то, где ты есть, когда ты есть и что у тебя есть. Все, что дано тебе на данный момент. Если эта плашка выпадает в ответ на вопрос «когда начать дело», то ответ «сейчас». Если на вопрос «какие качества мне надо развить», то ответ «у тебя уже есть все необходимое». И так далее. Надеюсь, вы уловили суть.
68. «Зов»/«Призыв»/«Обращение» - означает буквально это самое, включая просьбу о помощи.
69. «Блудница» - обозначает состояние метания от одного к другому, неспособность или нежелание сделать выбор и на чем-то остановиться. Не имеет однозначно негативной коннотации.
70. «Посох» - тут хочется пошутить, что это более приличный вариант «Блудницы». На самом деле эта плашка означает странствие. Чаще физическое путешествие, но не только. От «Блудницы» отличается тем, что странствие целенаправленно и часто имеет некую очередность, а метания от одного к другому хаотичны.
71. «Очаг» - обозначает дом и домашнюю жизнь. В этом смысле противоположен «Форуму». Однако не стоит считать «Форум» мужской плашкой, а «Очаг» - женской. Для обозначения мужского и женского начал обычно используют плашки «Солнце» и «Луна» соответственно.
72. «Оазис» - я уже писала, что гадание на плашках родом из Суари, края необыкновенно засушливого и недружелюбного. Не стоит говорить, что для человека, живущего в таком краю, обозначает оазис. Если «Орм» - это время облегчения, то «Оазис» - место облегчения. Это свет среди тьмы, тепло среди холода, чистый родник среди болота, единый свет в окошке. Интересно, что народы, живущие в других природных условиях, не адаптировали этот символ под себя, а используют буквально иероглиф «Оазис».
73. «Пустыня» - буквально означает «здесь для тебя ничего нет».
74. «Ржа» - означает самопроизвольное разрушение, запущенность, загнивание, заброшенность, приведение в негодность из-за неиспользования. Может относиться как к физическим объектам, так и к свойствам и качествам человека.
75. «Племя» - означает то сообщество, с которым человек себя идентифицирует. Твое племя – это та общность, о которой ты можешь сказать «мы». Семья, народ, кружок по интересам или все это вместе. Чаще всего обозначает группу, связанную с человеком кровными узами. Хотя необязательно.
76. «Дом»/«Двор»/«Город» - противоположность «Лесу». Означает зону комфорта, пространство, где тебе все знакомо, которое ты освоил и откуда не ждешь угрозы. Не путать с «Очагом», который означает просто домашнюю жизнь.
77. «Ответ» - обозначает отклик, реакцию, отзывчивость, обратную связь
78. «Кто»/«Тот, кто»/«Тот самый» - плашка, означающая человека или предмет, о котором задается вопрос. В отличие от остальных плашек не встряхивается вместе со всеми, а сознательно кладется в нужную позицию (насчет этого я не уверена, нужно проверять на практике, как оно адекватнее работает). Может не использоваться.
79. «Плач» - противоположность «Празднику». Означает траур, время горевания и оплакивания.
80. «Чаша» - символ мира и согласия. Под чашей подразумевается не индивидуальный кубок, а общий сосуд, из которого пьют те, кто больше не держит друг на друга зла.
81. «Гарь» - вероятно, этот иероглиф тоже добавили северные народы. Это то, что случилось, когда конец пришел, а ты все еще жив. Ибо гарь рано или поздно всегда порастает лесом. Это символ восстановления, рубцевания и возрождения, начала с нового листа.
82. «Лицо» - экстерьер, внешность, поверхностное знакомство и впечатление, презентационная часть, противоположность «Озеру».
83. «Устье» - весьма счастливый знак. Означает конец пути, достижение цели, слияние, воссоединение с тем, что больше тебя и к чему ты стремился. Может означать свадьбу, объединение семьи, счастливое завершение трудного пути, возвращение домой, воссоединение с божеством, наконец!
84. «Полотно» - означает ровную дорогу, где все идет как шло и никаких особых бурь не предвидится. Но, в отличие от «Тишины», это не день сурка.
85. «Пес» - символ слепой преданности. Необязательно негативный, но явно не добрый знак.
86. «Обрыв»/«Бездна» - предупреждение о том, что человек идет по неверному пути и, если продолжит в том же духе, то пожалеет.
87. «Цветок» - обозначает красоту во всех ее проявлениях.
Правила гаданияПравила гадания
Иероглифы (в наших реалиях - просто слова) наносятся на костяные, деревянные или каменные плашки (можно на картонные карточки, опять же для наших реалий) и складываются в мешочек или шкатулку. Перед гаданием задают вопрос, как можно более конкретный, затем плашки встряхивают или перемешивают вручную и вынимают по одной. Ответом на вопрос может служить и единственная плашка, но если по ней ничего не ясно, можно вынуть для пояснения еще несколько - тогда они читаются как предложение. Желательно, чтобы их количество в итоге составило три или пять, потому что в суатрийском письме четные иероглифы часто обозначают отношения между нечетными. Например, "руки" (1) > "ладья" (2) > "урожай" (3) > "голос" (4) > "форум" (5) читается как "труд (1) - это способ (2) получить плоды (3) и стать заметным (4) для общества (5)". Тем не менее, это не строгое правило, количество знаков в предложении может быть и четным. Выкладывать продолжение фразы можно в любую сторону, потому что в суатрийском письме нет четкого указания, как читать текст, обычно перед его началом ставится стрелка, указывающая направление чтения. Так что условный русский может выкладывать слева направо, условный араб - справа налево, условный монгол - сверху вниз, да хоть в кружочек, только запомните, в каком направлении вы собрались это читать.
Больше пяти плашек желательно не вынимать в ответ на один вопрос - тогда логическая цепочка получится слишком длинной, есть шанс запутаться в мудрствованиях и толкованиях. Если нужно что-то уточнить, лучше задать новый вопрос.
Это гадание не предполагает позиционных раскладов. У него не так много способов сказать одно и то же разными символами, поэтому, чтобы избежать неточностей, после ответа на всякий новый вопрос плашки лучше собрать, снова перемешать и вынимать для каждого последующего вопроса из полного набора. В идеале более пяти плашек перед вами лежать не должно.
Ну, и главное, о чем следует помнить - это не статичная закосневшая система. Как я уже сказала, каждый народ допиливал ее под свои нужды, какие-то значения добавлял, какие-то редактировал, так что если условному Васе покажется, что в наборе не хватает, скажем, значения "офисная работа", он вполне может его добавить. Только, следуя традиции, не писать буквально "офисная работа", а найти подходящий для этого понятия символ, например, "созвон", простите.