дикий котанчик
Я хочу сказать о том, почему, на мой взгляд, Смауг является не злодеем и нравственным уродом, а всего лишь одушевленным препятствием на пути гномов. Начну с самого очевидного: для того, чтобы быть нравственным уродом, нужно иметь представление о нравственности как таковой. Нам в университете часто приводили в пример Чингисхана и Гитлера: первому на родине ставят памятники, а второго проклинают, хотя по количеству жертв Чингисхан едва ли уступит фюреру. Дело в том, что, когда родился будущий покоритель Евразии, не было самого понятия прав человека, тогда как в первой половине прошлого столетия множество законов и философских учений, начиная едва не с гуманистических идей Возрождения, эти права защищали. Гитлер знал их — и нарушил.
Что знал Смауг? То, что известно любому животному: свою потребность. Расположить ее относительно каких-либо нравственных координат ему и в голову не приходило, да и откуда бы взялись те нравственные координаты? Вряд ли к их обретению располагала жизнь в северном пределе Средиземья.
Между тем, не только в этом Смауг предстает как животное — разумное, прекрасное, но все-таки животное. Если взглянуть на его систему ценностей и сравнить с ценностями местных злодеев, то разрушение как таковое в ней отсутствует, иначе вряд ли бы Эсгарот так долго простоял близ Горы. Единственное, чего ищет дракон, — утоления собственной страсти. Сетон-Томпсон писал, что животные не знают ни добра, ни зла, а хотят покоя, и я не смогла бы сказать лучше.
Собрав золото Эребора (которого, к слову, вечно не хватало Трору по киноверсии), Смауг удовлетворился им и лег спать, и эта насытимость — снова же черта, роднящая его с животными, потому как люди обычно не любят останавливаться на достигнутом.
Кстати, о сокровищах: в серии книг "Зачарованный мир", собиравшей мифы и фольклор различных народов, есть том, посвященный драконам, в котором я встретила мысль о том, что драконы, вышедшие из воды или подземного огненного сердца, так любят и берегут клады, потому что драгоценные камни и металлы принадлежат к колыбели, из которой вышли сами драконы, а оттого утешают их душу. Сначала эта мысль показалась мне притянутой за уши — может, потому, что была коряво изложена, — но сейчас я все чаще задумываюсь о ней и допускаю: почему бы и нет.
Иными словами, Смауг выходит больше внеморальным препятствием, чем безнадежным мудаком, а препятствие достаточно отодвинуть с пути, чтобы оно перестало мешать. В теории это могло бы спасти ему жизнь. Если вы еще не поняли, то все логические выкладки были приведены для того, чтобы оправдать уползание любимого персонажа.
Что знал Смауг? То, что известно любому животному: свою потребность. Расположить ее относительно каких-либо нравственных координат ему и в голову не приходило, да и откуда бы взялись те нравственные координаты? Вряд ли к их обретению располагала жизнь в северном пределе Средиземья.
Между тем, не только в этом Смауг предстает как животное — разумное, прекрасное, но все-таки животное. Если взглянуть на его систему ценностей и сравнить с ценностями местных злодеев, то разрушение как таковое в ней отсутствует, иначе вряд ли бы Эсгарот так долго простоял близ Горы. Единственное, чего ищет дракон, — утоления собственной страсти. Сетон-Томпсон писал, что животные не знают ни добра, ни зла, а хотят покоя, и я не смогла бы сказать лучше.
Собрав золото Эребора (которого, к слову, вечно не хватало Трору по киноверсии), Смауг удовлетворился им и лег спать, и эта насытимость — снова же черта, роднящая его с животными, потому как люди обычно не любят останавливаться на достигнутом.
Кстати, о сокровищах: в серии книг "Зачарованный мир", собиравшей мифы и фольклор различных народов, есть том, посвященный драконам, в котором я встретила мысль о том, что драконы, вышедшие из воды или подземного огненного сердца, так любят и берегут клады, потому что драгоценные камни и металлы принадлежат к колыбели, из которой вышли сами драконы, а оттого утешают их душу. Сначала эта мысль показалась мне притянутой за уши — может, потому, что была коряво изложена, — но сейчас я все чаще задумываюсь о ней и допускаю: почему бы и нет.
Иными словами, Смауг выходит больше внеморальным препятствием, чем безнадежным мудаком, а препятствие достаточно отодвинуть с пути, чтобы оно перестало мешать. В теории это могло бы спасти ему жизнь. Если вы еще не поняли, то все логические выкладки были приведены для того, чтобы оправдать уползание любимого персонажа.
Я утащу?