дикий котанчик
Праздных слов уже не говорите,
Позабудьте песни озорные —
Прилетали грозные Сибитти,
Разрушали стены крепостные.
Нинхили Амаги, "Плач о Месопотамии"
Позабудьте песни озорные —
Прилетали грозные Сибитти,
Разрушали стены крепостные.
Нинхили Амаги, "Плач о Месопотамии"
Почему-то многие, знающие меня поверхностно, уверены, что я обожаю мифологию, хотя на самом деле я отношусь к ней более чем спокойно. Конечно, мне нравятся мифические чудища, но точно так же мне нравятся вообще все красивые животные. В самой же мировой мифологии крайне мало образов и сюжетов, способных меня тронуть. Поэтому, кстати, я не вижу себя в роли неоязычницы: ни одно божество из тех, что мне известны, не вызывает у меня ни теплых чувств, ни желания узнать его ближе.
Но знания мои ужасно неполны, и сегодня я в этом в очередной раз убедилась. Хотела к одному из своих рассказов вставить в эпиграф четверостишие выше, погуглила, кто такие Себитти (буду писать через "е", чаще видела именно такую форму), и заинтересовалась так, что забыла о рассказе. Вообще стихотворение Нинхили Амаги я знаю давно, но все это время Себитти представлялись мне кем-то вроде чудовищных птиц, приносящих несчастье.
На самом же деле это, как утверждает Википедия, "семеро второстепенных божеств войны", и вот что говорится в мифе об Эрре:
У Сибитти, бойцов несравненных, иная природа,
Их рожденье дивно, страх они внушают,
Их вид ужасен, смерть — их дыханье,
Боятся люди, приблизиться не смеют.
Ишум — дверь, что для них закрыта!
Ану, царь богов, обрюхатил землю —
Семь богов она породила, он нарек их Сибитти.
Пред ним они встали, он назначил им судьбы.
Одного он призвал и дает повеленье:
"Где б ни буйствовал ты, соперника не встретишь!"
Молвит он второму: "Как огнь сожигай, полыхай, как пламя!"
Третьего заклинает: "Уподобься льву, тебя узревший да сгинет!"
Четвертому молвит: "От взмаха твоего оружья гора пусть рухнет!"
Пятому молвит: "Дуй, словно ветер, возмути всю землю!"
Шестому велит: "Рази налево и направо, никого не милуй!"
Седьмого змеиным ядом снабдил: "Истребляй живущих!"
Как назначил судьбы всем Сибитти Ану,
Эрре, воителю богов, он их отдал: "Пусть идут с тобой рядом.
Когда надоест тебе человеческий гомон
И ты пожелаешь свершить расправу,
Перебить черноголовых и стада Шаккана, —
Да станут они твоим грозным оружьем, да идут с тобой рядом!"
... Поначалу Себитти сидят дома вместе с Эррой, которому лень. Но постепенно им это надоедает, и они обращаются к своему господину с речью, которая меня бы лично замотивировала, ну, и Эрре понравилась, разумеется. "Эрра-воитель, ступай на волю, взмахни оружьем", — говорят они. Жалуются, что им, прирожденным воинам, опостылело безделье. И, в конце концов, убеждают Эрру оторвать зад от дивана и идут развлекаться вместе с ним. Он потом, правда, всякой дичи натворил, но, мне кажется, многим из нас не помешали бы товарищи,
Всю их речь приводить не буду, но настрой Себитти мне очень близок, а кроме того, близок образ небольшого воинского сообщества, мыслящегося как одно целое (Шичининтай, Шитошин, Халиноми). Жаль, что, кроме мифа об Эрре и пары строчек из заклинания, о Себитти я больше источников не нашла, но образ очень яркий и очень мой, даже странно, что я додумалась почитать о них только сейчас. Мне почему-то кажется, мы нашли бы общий язык.