дикий котанчик
Раньше я думала, будто мне знакомы все негативные чувства: зависть, ревность, алчность, ненависть (или, скажем мягче, неприязнь). А теперь понимаю, что не все. Как есть люди, которые не умеют завидовать, так я не умею презирать. Подруга одно время спрашивала меня, есть ли на свете люди, к которым я отношусь с презрением. Тогда я ничего конкретного сказать не смогла и ответила нечто невразумительное. И за прошедшие с тех пор месяцы (или годы?) ничего не поменялось.
На мой взгляд, чтобы презирать человека, нужно считать или чувствовать, что он ниже каких-то минимальных критериев достоинства, общепринятых или твоих личных. Видимо, у меня их нет или они не разработаны в должной мере, потому что даже условного дядю Васю с лестничной клетки, который пьет, курит, ругается матом, уже пять лет безработный и сидит на шее у жены, я презирать не могу. Во многом наши представления о достоинстве заданы нашими стартовыми условиями: местом и обществом, в которых мы родились, и врожденными качествами. По умолчанию многие переносят эти стартовые условия на всех, с кем встречаются. И если взрослый человек еще способен понять, что не каждый его знакомый вырос в похожих обстоятельствах, то понять, что врожденные свойства психики и нервной системы у людей тоже разнятся, способны далеко не все. У кого-то хватает сил на революцию, а чей-то потолок — скворечник. Кто-то способен стойко переносить тяготы военного времени, а кого-то выбьет из колеи отключение горячей воды. Но дай этому второму комфорт и безопасность — и он, не стесненный больше досадными обстоятельствами, напишет великолепную сонату. Или нарисует картину. Или изобретет лекарство от всех болезней.
Все мы предназначены для разного и, если человек опустился в условиях, в которых вы сумели (или думаете, что сумели бы) удержаться, это не значит, что он ничтожество. Это значит, что условия, которые для вас (в том числе и по причинам, от вас не зависящим) оказались более-менее терпимы, для него неприемлемы.
Никто же не презирает дерево, погибшее на каменистой безводной почве. Почему же стоит презирать человека?
На мой взгляд, чтобы презирать человека, нужно считать или чувствовать, что он ниже каких-то минимальных критериев достоинства, общепринятых или твоих личных. Видимо, у меня их нет или они не разработаны в должной мере, потому что даже условного дядю Васю с лестничной клетки, который пьет, курит, ругается матом, уже пять лет безработный и сидит на шее у жены, я презирать не могу. Во многом наши представления о достоинстве заданы нашими стартовыми условиями: местом и обществом, в которых мы родились, и врожденными качествами. По умолчанию многие переносят эти стартовые условия на всех, с кем встречаются. И если взрослый человек еще способен понять, что не каждый его знакомый вырос в похожих обстоятельствах, то понять, что врожденные свойства психики и нервной системы у людей тоже разнятся, способны далеко не все. У кого-то хватает сил на революцию, а чей-то потолок — скворечник. Кто-то способен стойко переносить тяготы военного времени, а кого-то выбьет из колеи отключение горячей воды. Но дай этому второму комфорт и безопасность — и он, не стесненный больше досадными обстоятельствами, напишет великолепную сонату. Или нарисует картину. Или изобретет лекарство от всех болезней.
Все мы предназначены для разного и, если человек опустился в условиях, в которых вы сумели (или думаете, что сумели бы) удержаться, это не значит, что он ничтожество. Это значит, что условия, которые для вас (в том числе и по причинам, от вас не зависящим) оказались более-менее терпимы, для него неприемлемы.
Никто же не презирает дерево, погибшее на каменистой безводной почве. Почему же стоит презирать человека?
Стыдно, но что за чувак?
Что за чувак не помню, мне запомнилась только мысль.