Мне уже лень извиняться, но рассуждать о вещах из заглавия я буду на примерах Шичининтай. Все же это история моей юности, много мне давшая в школьные годы. Засим я заканчиваю оправдания, поехали.
# Слушала сегодня новую (по крайней мере, для меня) фолк-группу, претензий масса, но написать хотелось об одной. В чем суть: поется, как в шестом веке предки славян пошли на Царьград, как усрался Юстиниан и как они круты. Песня такая себе, но придерусь к одной строчке: "Крестьяне бежали, но видели в нас спасителей, а не врагов".
... не опрашивала византийских крестьян той эпохи, но я бы на их месте видела в пришельцах как минимум залог геморроя с восстановлением хозяйства, если не прямую угрозу жизни и свободе.
читать дальшеЯ вообще не люблю романтизации войны, и если романтический образ воина-защитника еще понимаю (пусть он не вызывает у меня должного эмоционального отклика), то романтизировать войну захватническую (которую в пропагандистских материалах часто зовут освободительной) — дело совершенно лишнее. Тут стоит оговориться: я понимаю пропаганду, нужную для конкретных политических задач. Когда немецкие войска вошли в Австрию, например. Или в одном недавнем конфликте, не буду показывать пальцем, где тоже вопросов не возникает. А вот к песне вопросов масса. Там романтизация завоевателей нужна не для политической цели, а для художественной, и как художественный прием так себе.
Не нужно оправдывать своих героев. Если вам стыдно быть потомками захватчиков, а хочется наследовать освободителям, помните, что ложное благородство не красит. Думаю, воины древности не считали себя плохими людьми, и вам не стоит, как не стоит приписывать им несуществующие добродетели.
Шичининтай во многом олицетворяют мой идеал воина. Это ребята, у которых геройский пафос выкручен на минимум, они талантливы и свирепы, но находят на войне место всем человеческим чувствам: от сострадания до страха, от жадности до веселья. Они гордятся — но своими дарованиями, а не тем, что вершат правое дело. О правом деле наемнику вообще говорить не приходится, и многие из них свой выбор объясняли так: в школе не было курсов профориентации пошел куда пацаны пошли чем еще заниматься в наш век. Так что, думаю, они и грабили, и не особо щадили мирное население, и прекрасно себя при этом чувствовали.
Задумалась, участвовали ли они когда-нибудь в оборонительных войнах. Видимо, могли, и все же для меня Шичининтай больше меч, чем щит. Именно поэтому в "Годе Кошки" они не спасают Мадоку от смерти. Не потому что не хотят — не выходит. Словом, повезло, что у нее был папенька с полезными подарками.
# Мадока, к слову, могла бы написать книгу "Самый верный способ проебать год" и сиквел "Сто способов просрать жизнь". Ничего не потребовалось бы выдумывать, просто написала бы автобиографию. Конечно, не мне из двадцать первого века ее судить, но со стороны выглядит как-то так:
Отец: — Дочь, мне пора, вот тебе билет в счастливое будущее, куча бабла и подушка безопасности, не проеби.
Мадока: — Ну, хз, мутная какая-то тема, по отзывам вроде норм, смотреть надо, короче, может, в следующей жизни.
Тут, впрочем, сказалось не только влияние культуры, но в целом нерешительность Мадоки. С детства мягкая и податливая, она полжизни жила в доме, где ей внушалось: ты никто, от тебя ничего не зависит. Трудно судить девочку, выросшую в забитую застенчивую женщину.
Понимали ли это Шичининтай, когда она отказалась воспользоваться их предложением (ну, знаете, когда тебе нравится женщина, ты же спросишь разрешения убить ее мужа)? Конечно, понимали. Уважали ли ее решение? Вряд ли. По их мнению, Мадока приняла его из общей слабости натуры, оно было ошибочным и глупым. Почему же они подчинились ей и не тронули Котояму? Полагаю, не хотели разрушить с ней дружбу. Как говорит моя любимая Лариса Парфентьева: хуйня вопрос, это всего лишь твоя жизнь.
И в этом Шичининтай, как ни странно, проявили больше чуткости, чем отец, любивший Мадоку превыше прочих. Останься Йендо Арета жив и осуществись его замысел, он убил бы Котояму, а дочь насильно забрал бы домой и вовсе не печалился бы возможным разладом между ними. Но он отец, а они левые ребята. Вмешайся они столь грубо в ее жизнь, дружба их могла прерваться навсегда.
# Не осталось сил ваять простыню о любви, постараюсь кратко. Если помните, пару лет назад у меня была задумка макси по Толкину, где мальчик приходит в темную крепость Ангбанд просить работу и живет там пятнадцать лет — до падения Моргота. Там он знакомится с драконихой Савалах и после низложения владыки уходит с ней на север.
Так вот.
В отношениях Мадоки с Шичининтай и в отношениях Стенолаза с Савалах для меня много сходства.
Во-первых, это некий квазиинцест. Беззащитная Мадока, угнетенная деспотичным мужем, нуждается в братьях, рано осиротевший Стенолаз нуждается в матери. Воплощения своих чаяний находят они в Шичининтай и Савалах соответственно, хотя ни те, ни другая об этих фантазиях понятия не имеют и не думают в них участвовать.
Во-вторых, если это квазиинцест, то он представляет некую идеальную форму родственной близости. Согласитесь, не у всех хорошие отношения с братьями или матерями, но когда ты можешь сам выбрать себе родственника, ты выберешь того, кто больше всего совпадает с твоими представлениями о родстве. А какое главное качество родни по всем учебникам семейной этики? Принятие. К своим родным ты можешь обратиться любым, оставить церемонии и быть тем, кто ты есть. Звучит как издевательство, если вспомнить известные мне семьи, но в идеале это так. А квазиинцест — история об идеале.
В-третьих, это невероятная сладость общения. И берется она не из общей охуенности возлюбленных, а из второго пункта нашего списка. Когда ты ничего из себя не строишь, отпускаешь свое сердце на волю, когда в тебе видят ровно то, чем ты являешься, и принимают... в общем, если вы никогда не испытывали этого чувства, советую испытать, это необыкновенное ощущение. Я испытала его пару раз за жизнь и довольно давно, но как же я понимаю своих героев. Понимаю Стенолаза, который каждый вечер после работы спускался в гнездо Савалах, где мог быть человечьим детенышем. Понимаю Мадоку, которая, забив на приличия, днями просиживала в доме Рен, где могла быть глупой женщиной. Часто они даже не говорили — молчать тоже было хорошо.
В-четвертых, это финал истории. Я любитель счастливых концов, а подобные отношения, единожды зародившись, уже не хотят прерываться: это как ступить из теплого дома в холодный слякотный двор. Потому Стенолаз уходит с Савалах на север и живет с драконами всю жизнь. Ну, а что случается с Мадокой и Шичининтай, я пока не скажу, ибо надеюсь все же дописать вторую часть истории, но вы можете догадаться, если смотрели арку: Шичининтай обсуждают эту возможность в каноне.
Надеюсь, вам стало понятнее, какие истории любви трогают меня больше прочих.
Нуремхет, да. Такая война - это зло...