дикий котанчик
Я дослушала "Ацтека". Признаться, ощущения такие, будто в груди хорошенько поворошили угли кочергой.
Раз уж в наши дни любая домохозяйка считает себя вправе судить страны и народы и решать, за кем историческая правда, влезу и я со своим частным мнением. Я считаю Мексику и, во вторую очередь, Испанию имеющими право на культурное, а в случае с Мексикой и на материальное наследие ацтеков. Поясню: если вдруг мексиканцы откопают то самое легендарное "золото ацтеков" и решат не передавать его в музеи, а обеспечить им золотовалютные резервы страны - имеют право. Если мексиканцы или испанцы решат снять на ацтекском материале какой-то тупой сериальчик для восьмиклассниц с Фикбука и выйдет лютая хрень - ну, что ж, жаль, что так бездарно распорядились своим наследием, но хозяин барин (если хуевый сериальчик про ацтеков снимет любая другая страна, я изолью тонны критики в духе "не умеешь - не берись", "куда лезете" и так далее).
Но право на наследство не делает никого ничьим преемником и продолжателем. Это просто распоряжение имуществом покойного, вот и все. Преемники и продолжатели - это те, кто сохранил в первую очередь дух. Не язык, не расовый тип, не землю, не государственность, а именно дух. Так, в книгах Тертлдава я узнала в намдалени западноевропейцев, хотя ни Намдален географически, ни его жители физически Западную Европу не напоминали, даже отдельные обычаи я не могла отнести ни к одной из известных мне культур. И только дух этих людей заставил меня подумать: это какая-то Западная Европа. Как выяснилось, я была права.
Именно дух, душа, индивидуальность, личность, божественная искра, как ни назови, заставляет нас узнать человека или народ в любом случае и в любом обличии. Помните, как в сказках героиням (почему-то это испытание проходят обычно женщины) предлагают узнать их родных или возлюбленных, превращенных в животных? И героини узнают, хотя никаких подсказок, никакого сходства, ничего, что хотя бы отдаленно напомнило родного человека, в бессловесных тварях нет.
И скажу честно, народа, в котором я видела бы именно дух ацтеков, я в наши дни не знаю. Это не значит, что его нет, мне известны далеко не все народы. Если бы злой колдун, как героине сказки, показал мне всех людей на земле, сказав: ищи! - может, я и нашла бы. Но мексиканцам до них как до луны пешком. Зачем далеко ходить: в Теночтитлане женщина могла пройтись по ночному городу в одиночестве и вряд ли бы ей встретился даже рандомный алкаш. В Мехико средь бела дня народ боится ездить в общественном транспорте. При ацтеках такой хуйни не было.))
Порядочность и порядок, честь и честность, аккуратность, спокойное достоинство, или, выражаясь словами Жака Сустеля, "гордость, сдерживаемая самообладанием", твердая воля, стойкость и мужество, но вместе с тем экспансивность, агрессивность и тяга к освоению всего нового, будь то новые технологии или новые земли - по-чесноку, котаны, ничего не имею против мексиканцев, но, по-моему, это не про них.
В наши дни Латинская Америка - единственная часть света, о которой у меня даже стереотипа не сложилось, кроме ощущения какой-то заброшенности и потерянности, как у ребенка, оторванного от обоих родителей, но еще не вставшего на ноги.
Мне кажется, я знаю, что могло бы спасти ацтеков. Я имею в виду спасти само общество, сам их жизненный уклад, так, что, может, к нашим дням у них было бы даже государство, кто знает. Возможно, им помогла бы та же тактика, что в свое время спасла испанцев, точнее их далеких предков: готов, римлян, иберийцев, басков и прочие народы раннесредневековых Пиренеев, когда пришли арабы. Меня там не было, рассказываю по материалам одной лекции, ибо в Википедии написано разное. Арабы к тому времени ушатали Египет, Вавилон, Персию, все эти великие державы, помнившие века и века человеческой истории, и несчастной варварской Европе, казалось, не на что было рассчитывать. Готы вышли биться с ними, но король Родерик решил не выкладывать всех карт на стол и оставить в запасе некое боеспособное подразделение во главе с одним из своих преданных военачальников по имени Пелайо. Этому Пелайо он сказал: не показывайся на глаза арабам, жди новостей. Если придут новости, что мы побеждаем, присоединись ко мне и раздели со мной победу. Если придут новости, что я мертв, делай как посчитаешь нужным.
И вот пришли новости, что Родерик убит. Пелайо со своими воинами, конечно, мог кинуться в бой с криком "За короля!" и героически сложить голову. Но вместо этого он взял свое войско, всех выживших воинов Родерика и стал отступать на север, по пути собирая еще людей из городов, у которых не было шансов против арабов. И так они собрали всех своих, отступили на самый край Испании в область Астурия, где забаррикадировались, вооружились и превратились в такую лютую агрессивную хуйню, что арабы решили с ними пока не связываться, а двинуться сразу на франков. Именно из Астурии и началась Реконкиста, и следующие семь веков владения испанцев только расширялись, пока, наконец, весь полуостров снова не стал их.
Ацтеки могли бы сделать так же. Когда от оспы умерла половина Теночтитлана и стало ясно, что к городу снова идет Кортес, уже можно было догадаться, что шансов мало. Конечно, гордость вынуждала принять бой, и ацтеки были бы не ацтеки, если бы сложили лапки. Но что мешало части знати с мирным населением и половиной войска уйти в глушь, а части остаться и пафосно защищаться, как они и хотели, без тысяч голодных ртов, ставших бременем во время осады? Заебись план, как по мне. Может, потом свою бы Реконкисту начали и сейчас была бы у нас совсем другая Мексика, имя которой действительно звучало бы гордо.
Возможно, без захватнических войн и кровавых ритуалов, все же двадцать первый век на дворе, но с работающими законами, качественными товарами, развитой инфраструктурой, непрерывной традицией... эх, мечты, мечты.
Напоследок скажу: я ничего не имею против конкистадоров и ни в чем их не обвиняю. Когда я писала курсач, диплом, диссертацию, я читала много их писем, отчетов и мемуаров, где они, кроме чудес невиданных земель и подробностей кампании, описывали свои мысли и чувства, где было место восхищению и состраданию, и я не могу и не хочу считать их нелюдями и упырями, готовыми на все ради золота. В конце концов, если бы ацтеки так не выбесили соседей и не остались одни против всего мира, горстка испанцев побродила бы по побережью, поковыряла в носу и свалила от греха подальше.
Но что-то пошло не так.
Раз уж в наши дни любая домохозяйка считает себя вправе судить страны и народы и решать, за кем историческая правда, влезу и я со своим частным мнением. Я считаю Мексику и, во вторую очередь, Испанию имеющими право на культурное, а в случае с Мексикой и на материальное наследие ацтеков. Поясню: если вдруг мексиканцы откопают то самое легендарное "золото ацтеков" и решат не передавать его в музеи, а обеспечить им золотовалютные резервы страны - имеют право. Если мексиканцы или испанцы решат снять на ацтекском материале какой-то тупой сериальчик для восьмиклассниц с Фикбука и выйдет лютая хрень - ну, что ж, жаль, что так бездарно распорядились своим наследием, но хозяин барин (если хуевый сериальчик про ацтеков снимет любая другая страна, я изолью тонны критики в духе "не умеешь - не берись", "куда лезете" и так далее).
Но право на наследство не делает никого ничьим преемником и продолжателем. Это просто распоряжение имуществом покойного, вот и все. Преемники и продолжатели - это те, кто сохранил в первую очередь дух. Не язык, не расовый тип, не землю, не государственность, а именно дух. Так, в книгах Тертлдава я узнала в намдалени западноевропейцев, хотя ни Намдален географически, ни его жители физически Западную Европу не напоминали, даже отдельные обычаи я не могла отнести ни к одной из известных мне культур. И только дух этих людей заставил меня подумать: это какая-то Западная Европа. Как выяснилось, я была права.
Именно дух, душа, индивидуальность, личность, божественная искра, как ни назови, заставляет нас узнать человека или народ в любом случае и в любом обличии. Помните, как в сказках героиням (почему-то это испытание проходят обычно женщины) предлагают узнать их родных или возлюбленных, превращенных в животных? И героини узнают, хотя никаких подсказок, никакого сходства, ничего, что хотя бы отдаленно напомнило родного человека, в бессловесных тварях нет.
И скажу честно, народа, в котором я видела бы именно дух ацтеков, я в наши дни не знаю. Это не значит, что его нет, мне известны далеко не все народы. Если бы злой колдун, как героине сказки, показал мне всех людей на земле, сказав: ищи! - может, я и нашла бы. Но мексиканцам до них как до луны пешком. Зачем далеко ходить: в Теночтитлане женщина могла пройтись по ночному городу в одиночестве и вряд ли бы ей встретился даже рандомный алкаш. В Мехико средь бела дня народ боится ездить в общественном транспорте. При ацтеках такой хуйни не было.))
Порядочность и порядок, честь и честность, аккуратность, спокойное достоинство, или, выражаясь словами Жака Сустеля, "гордость, сдерживаемая самообладанием", твердая воля, стойкость и мужество, но вместе с тем экспансивность, агрессивность и тяга к освоению всего нового, будь то новые технологии или новые земли - по-чесноку, котаны, ничего не имею против мексиканцев, но, по-моему, это не про них.
В наши дни Латинская Америка - единственная часть света, о которой у меня даже стереотипа не сложилось, кроме ощущения какой-то заброшенности и потерянности, как у ребенка, оторванного от обоих родителей, но еще не вставшего на ноги.
Мне кажется, я знаю, что могло бы спасти ацтеков. Я имею в виду спасти само общество, сам их жизненный уклад, так, что, может, к нашим дням у них было бы даже государство, кто знает. Возможно, им помогла бы та же тактика, что в свое время спасла испанцев, точнее их далеких предков: готов, римлян, иберийцев, басков и прочие народы раннесредневековых Пиренеев, когда пришли арабы. Меня там не было, рассказываю по материалам одной лекции, ибо в Википедии написано разное. Арабы к тому времени ушатали Египет, Вавилон, Персию, все эти великие державы, помнившие века и века человеческой истории, и несчастной варварской Европе, казалось, не на что было рассчитывать. Готы вышли биться с ними, но король Родерик решил не выкладывать всех карт на стол и оставить в запасе некое боеспособное подразделение во главе с одним из своих преданных военачальников по имени Пелайо. Этому Пелайо он сказал: не показывайся на глаза арабам, жди новостей. Если придут новости, что мы побеждаем, присоединись ко мне и раздели со мной победу. Если придут новости, что я мертв, делай как посчитаешь нужным.
И вот пришли новости, что Родерик убит. Пелайо со своими воинами, конечно, мог кинуться в бой с криком "За короля!" и героически сложить голову. Но вместо этого он взял свое войско, всех выживших воинов Родерика и стал отступать на север, по пути собирая еще людей из городов, у которых не было шансов против арабов. И так они собрали всех своих, отступили на самый край Испании в область Астурия, где забаррикадировались, вооружились и превратились в такую лютую агрессивную хуйню, что арабы решили с ними пока не связываться, а двинуться сразу на франков. Именно из Астурии и началась Реконкиста, и следующие семь веков владения испанцев только расширялись, пока, наконец, весь полуостров снова не стал их.
Ацтеки могли бы сделать так же. Когда от оспы умерла половина Теночтитлана и стало ясно, что к городу снова идет Кортес, уже можно было догадаться, что шансов мало. Конечно, гордость вынуждала принять бой, и ацтеки были бы не ацтеки, если бы сложили лапки. Но что мешало части знати с мирным населением и половиной войска уйти в глушь, а части остаться и пафосно защищаться, как они и хотели, без тысяч голодных ртов, ставших бременем во время осады? Заебись план, как по мне. Может, потом свою бы Реконкисту начали и сейчас была бы у нас совсем другая Мексика, имя которой действительно звучало бы гордо.
Возможно, без захватнических войн и кровавых ритуалов, все же двадцать первый век на дворе, но с работающими законами, качественными товарами, развитой инфраструктурой, непрерывной традицией... эх, мечты, мечты.
Напоследок скажу: я ничего не имею против конкистадоров и ни в чем их не обвиняю. Когда я писала курсач, диплом, диссертацию, я читала много их писем, отчетов и мемуаров, где они, кроме чудес невиданных земель и подробностей кампании, описывали свои мысли и чувства, где было место восхищению и состраданию, и я не могу и не хочу считать их нелюдями и упырями, готовыми на все ради золота. В конце концов, если бы ацтеки так не выбесили соседей и не остались одни против всего мира, горстка испанцев побродила бы по побережью, поковыряла в носу и свалила от греха подальше.
Но что-то пошло не так.