дикий котанчик
Это трэшовое название - буквальный перевод оригинала (Toda la sangre). Казалось бы, детективный триллер с таким названием обречен быть проходным шлаком, тем более что после ужасных "Малинче" и "Другой Конкисты" я поимела некое предубеждение против мексиканского кинематографа. Но - вы не поверите! - достоинства картины определяются не национальностью режиссера, а его талантом. А "Всю кровь" снимал явно талантливый человек.

Итак, о чем сериал. В Мехико происходит серия убийств, напоминающих ацтекские жертвоприношения, и троица поначалу не связанных друг с другом героев (лейтенант полиции, антрополог и криминальный репортер) впутывается в это дело.

Плюсы сериала:
1. Он красивый. И я говорю не столько о визуально приятной картинке (такого там немного, хотя панорамные виды Мехико в разное время суток прекрасны), сколько о художественных приемах. Вот вы могли бы иносказательно снять сцену убийства током, например? Заставка - отдельный сорт эстетики, не то чтобы очень мне близкий, но ценители явно найдутся.
2. Он не поверхностный. Не могу сказать, что очень глубокий, все же это развлекательная вещь, но и личности персонажей, и ацтекские верования, и проблемы современной Мексики раскрыты довольно хорошо.
3. Герои приятные. Главная троица - явно голливудские типажи, но сами персонажи куда менее кукольные и куда более живые, чем их американские прототипы. Да и второстепенные котята не картон.

Если первые пару серий я оценила как "вроде не кринж", то с каждой новой серией "Вся кровь" нравилась мне больше и больше. Колорит, но без клюквы (можете забыть про текилу, сомбреро и мариачи), прекрасная актерская игра (одна из немногих картин, где изображение горя выглядит не отстойно), сюжет развивается не медленно и не быстро, удачные художественные решения, некоторые я назвала бы изящными, как в европейском кино, когда зрителя не тычут носом в важные вещи, а выкладывают их на обозрение, и зрячий да увидит.

Но, как водится, последняя пара серий... не скажу, что все слила, хотя нет, подождите, скажу. Поймите меня правильно, художественный уровень сериала остался на высоте. Режиссер не последовал ни одному из двух правил хуевой концовки, то есть сумел выдержать должный уровень напряженности и не ввести новых данных, которые аннулировали бы весь предыдущий материал. И тем не менее, мотивация главзлодея... не то чтобы неправдоподобная, но какая-то наивная. Буквально "ща бахну ритуал, и все станет заебись". Не бывает так, неважно, с божественной помощью или без. Вон евреи с Божьей помощью не за день, даже не за поколение вошли в землю обетованную. От выхода ацтеков из Египта Ацтлана до того, как им дали под поселение захудалый островок, и то прошло полтора века, в которые они сначала кочевали, потом служили местным жителям как наемники. Потом еще сто лет превращали этот островок в мегаполис-сад. Ну, а следующие сто лет процветали и всех нагибали. Пока все не решили, что лучше пусть их нагибают испанцы. Поэтому дискурс про несчастных индейцев и белых угнетателей для меня отдает то ли невежеством, то ли сознательным умолчанием о такой мелочи, как то, что если бы ацтеки всех в Мексике не заебли, то испанцы даже с огнестрелом и европейскими болезнями могли бы пососать.

Мотивация людей, невольно толкнувших главзлодея на злодейский путь, еще более поехавшая. Она не просто наивна, но даже необъяснима. Имея законный и легкий способ решить проблему, они прибегли к преступлению. Што?

В общем, как вы поняли, сериал во многом хорош, но в главном просасывает. Поэтому я не могу с чистым сердцем сказать, что он мне понравился. Впечатление скорее противоречивое. Но скажу еще вот что: при всей его кровавости и мрачной мистике я смотрела сериал поздно вечером с температурой. А ближе к ночи у меня, как у многих, думаю, включается так называемое ночное мышление, когда хочется безопасности и уюта. Недомогание только усиливает желание, образно говоря, завернуться в пледик. Я должна была смотреть на котят и пить чай с зефирками. А тут вырезание сердец, свежевание людей, тюрьма, полиция, позитив. Но мне не было некомфортно или тревожно. Хотя, может быть, только мне. Не исключено, что у другого зрителя сериал оставит мрачное впечатление.

А, и да. В сериале есть сцена, где ученая говорит репортеру: с археологической точки зрения доиспанские цивилизации ушли в прошлое, но с антропологической это не так. "Мы рассматриваем эти культуры как феномен из прошлого. Да, они зародились еще в древности, но не исчезли - их потомки живут среди нас. Разница в том, что люди не в музеях". Возможно, мексиканской ученой виднее. Но позволю себе сказать, что я думаю на эту тему. Культура, цивилизация - это не про внешние проявления. Не про язык, не про религию, не про фенотип, не про строчку в паспорте, не про суеверия, не про традиционную одежду, не про праздники и памятные даты. Можно все это сохранить, но лишиться главного. Понимаете, ацтекская религия без того нравственного стержня, который лежал в основе воспитания, - это просто кровавый пиздец, что и было показано в сериале. Можно говорить по-испански, быть атеистом советского образца, носить джинсы и кожанку, работать конструктором самолетов, знать историю по школьным учебникам и иметь гражданство США, но если при этом ты сохраняешь соответствующие представления о правильном и неправильном, то ты принадлежишь к той культуре, откуда эти представления взяты. Вот, пожалуй, главное, что определяет культуру и дух любого народа. Что в его представлении хорошо и что плохо, что достойно и что недостойно, что есть добро и что зло, что важно и что второстепенно, как надлежит себя вести, а как не стоит. Все, что сейчас именуется модным словечком "ценности" и, в отличие от обычаев, не устаревает. Именно поэтому у меня некоторые проблемы с самоидентификацией: я вполне себе русская/белоруска в плане бытовых привычек, языка, мемчиков, общего культурного базиса вроде советских фильмов или сказок Пушкина, но мои представления о достойном и верном далеко не во всем согласуются с представлениями общества, в котором я живу. Помнится, не так давно я писала, что еще не нашла народа, в традиции которого мне хотелось бы воспитать детей. И если вдруг ученая говорила об этом - о нравственном стержне индейских обществ - то я рада буду ошибиться. Но сдается мне, она имела в виду внешние проявления культуры. Которые без нравственного наполнения - просто туристический колорит.

@темы: фильмы