дикий котанчик
о наркокартелях, деликатных вопросах истории и как не потерять Техас, но это неточноОб отделении Техаса и американо-мексиканской войне. Идари, я почитала статьи на Википедии и теперь являюсь дипломированным специалистом в этой теме, и у меня сложилось впечатление, что основная причина отпадения Техаса в том, что это был малозаселенный крайний север Мексики. Чтобы там стало побольше народу, мексиканские власти привлекали поселенцев из США многочисленными льготами. А потом вдруг оказалось, что почти весь этот штат населен американцами, желающими жить по собственным законам, а не етой вашей Мексики. Неожиданно, да?
Так вот, мне кажется, если бы Мексика оставалась ацтекской, такой хуйни не случилось бы. У ацтеков еще в эпоху империи была политика заселения пустующих и не очень земель, и, бывало, в землях других народов возникали ацтекские эксклавы. Так что я более чем уверена, что ацтекско-креольские власти альтернативной Мексики использовали бы для заселения земель исключительно собственные человеческие ресурсы. Добровольно или добровольно-принудительно - другой вопрос.
Получается, Мексика могла бы в наши дни быть вдвое больше, чем сейчас. А США соответственно меньше. Вот ета лал. Тут, правда, встает вопрос, не могли ли США просто взять и быкануть, но, думаю, не стали бы. Там и в период обострения хватало противников войны с Мексикой, а если бы обострения на техасской почве не случилось, думаю, мало кто решился бы воевать. Штаты в 19 веке предпочитали скорее покупать земли у других государств, как то случилось с французской Луизианой или русской Аляской. Мексике такие предложения тоже поступали, правда, уже в рамках подготовки к войне и куда более наглые. Вообще когда я думаю об альтернативной Мексике в первой половине 19 века, мне кажется, что самой первой - временной - властью сразу после обретения независимости там был бы не один человек, а совет илитки из науа и креолов. Если бы совет был только из науа, они бы стояли на позиции "никому ничего не продадим", а испанское влияние могло эту позицию смягчить до "никому ничего не продадим, но если будет жопа, то продадим". То есть, если бы власти альтернативной Мексики видели, что какую-то из северных территорий у них не получится в ближайшее время ни заселить, ни защитить, а Штаты на нее недвусмысленно покушаются, они могли бы, пожалуй, решиться на продажу, не доводя дело до войны. Но вряд ли бы такое случилось.
***
О названии столицы. Название Мехико-Теночтитлан (именно двойное) мне встречалось и в соцсетях в отношении современного Мехико, и в переводах ацтекской поэзии доколумбова периода. Полагаю, после обретения независимости столица альтернативной Мексики могла официально носить двойное название, а неофициально - одно из двух, кому как удобнее.
***
Об образовании. Мне кажется, в плане образования и культуры каждому народу Мексики была бы дана широкая автономия. Но с некоторыми ограничениями. Во-первых, все образовательные программы должны переводиться на государственный язык и отправляться в оригинале и в переводе в Теночтитлан, чтобы пройти проверку в местном Минобре. Проверяется, в основном, есть ли в программе минимально необходимый набор знаний и навыков и нет ли всякой сомнительной с идеологической точки зрения хуйни. Во-вторых, в школах по всей стране наравне с родными языками должны преподаваться науатль и испанский. На этом, пожалуй, все, в остальном каждый народ сам решает, как ему организовать процесс обучения. Но при выпуске каждый школьник сдает единый государственный экзамен, и он уже достаточно унифицирован: для всех регионов список вопросов примерно одинаков. Экзамен сдается устно или письменно в виде свободного сочинения (обычно машинописным текстом, но если нет доступа к компьютеру, можно и от руки). Экзаменационные комиссии назначаются из других учебных заведений, бывает, даже из других городов, чтобы экзаменаторы не знали учащихся, не питали к ним ни неприязни, ни симпатии и оценивали только ответ.
Что до высшего образования, принцип здесь тот же, но так как школу замутить может любая деревня, а ВУЗ - далеко не каждый город, эта сфера все-таки более унифицирована. Если некий регион открывает ВУЗ на средства госбюджета, то в этом университете обязаны преподавать на науатле и(ли) испанском языке. Можно и на родном, конечно, но обязательно должны быть группы для студентов, которые местного языка не знают и приехали из других регионов - и у них занятия нужно вести на одном из государственных языков. Если ВУЗ частный, то таких требований нет, он просто должен направлять свои учебные программы в столицу для проверки на наличие хуйни, как, в общем, и школы.
В альтернативной Мексике свои университеты точно имели бы ацтеки и аколхуа, креолы (и, полагаю, могли быть ВУЗы, принадлежащие конкретно Испании или католической церкви), у майя была бы парочка. Насчет остальных, более малочисленных народов сказать трудно. Думаю, у большинства из них своей системы высшего образования нет. У кого-то молодежь едет учиться в другие регионы, где-то центральное правительство решает устроить ВУЗ на месте, но, в отсутствие местных кадров, направляет персонал из того же Теночтитлана, так что в большинстве своем это науаязычные университеты с ацтекской системой преподавания.
Думаю, кстати, что, если бы в альтернативной Мексике продолжал существовать стереотип о майя как о ниибаца мудрецах, в их университеты стремились бы поступить и ацтеки, и креолы, и вообще их образование было бы весьма популярно.
В государственных ВУЗах, как и у нас, есть бюджетное отделение, куда берут на конкурсной основе, и платное. На первой сессии отсеивается половина потока. Все как у всех.)
Ну, и раз уж в альтернативной Мексике каждый народ может определять свой подход к образованию, расскажу про ацтекские средние школы. Если помните суровые интернаты имперских времен, то здесь будет нечто похожее. Период обучения делится на пятилетнюю младшую школу и пятилетнюю старшую. С какого возраста дети идут учиться, точно не скажу, может, лет с восьми. В младшей школе мальчики и девочки учатся вместе, изучают счет, письмо, науатль и испанский язык, историю, религию и культуру, музыку, пение и хореографию, естествознание, черчение и политическую географию (это такой предмет, где детям рассказывают, в каком мире они живут, что из себя представляет современная Мексика, какое место она занимает среди других стран и какие вообще есть другие страны).
В старшей школе все резко меняется. Девушки и юноши учатся в разных местах. Женские школы, как правило, расположены там же, где и младшие, или неподалеку, и девушки ходят в школу и домой. Мужские представляют собой интернаты с огороженной территорией, либо вовсе за городом, юноши живут там 24/7, хотя по сравнению с имперскими временами обычай смягчился, и на выходные они могут приезжать к родителям. Но в остальном условия в таких школах суровые. Ученики должны сами поддерживать свои жилища и территорию интерната в чистоте, за беспорядок, драки, азартные игры, алкоголь, недостаточно почтительное отношение к наставникам следует наказание. Не думаю, что кто-то станет протыкать языки шипами агавы, как в имперские времена, но вот оставить без ужина или загрузить работой на выходные, не дав уехать домой, - всегда пожалуйста. Предпочтительно, но не строго обязательно, чтобы занятия в таких школах вели преподаватели одного пола с учениками.
Такие различия связаны во многом с тем, что в старшей школе в образовании юношей начинает играть большую роль военная подготовка, причем довольно серьезная, которую невозможно организовать в рамках обычной средней школки. У девушек проходит медподготовка, которая тоже ведется не в рамках обычных уроков, а поначалу в школьном медпункте, а затем учениц могут отправлять в больницы и поликлиники, где они выполняют роль помощниц медсестер в процедурных кабинетах. И медсестрам бесплатная рабочая сила, и девочки посмотрят, как работают профессионалы.
Что касается остальной программы обучения, она у обоих полов одинакова. В старшей школе углубляются дисциплины младшей и появляются такие монстры, как алгебра, астрономия, литература (мировая и отечественная, сюда же относится поэзия, притом ее изучение сосредоточено больше не на том, чтобы разобрать, че хотел сказать автор, а на том, чтобы привить ученикам начатки поэтического восприятия мира и научить азам стихосложения - для этого могут дать тему или отрывок из священного текста (как делали в Российской Империи) и предлагают переложить на стихи). Это науаязычные школы, но, если ученик или ученица сочинят стихотворение на испанском, это не будет воспринято в штыки.
Также в старшей школе появляется английский язык (если начать его вводить в младшей, дети взвоют от количества языков и у них все в голове перемешается). И еще, как и во французских школах, у ацтеков есть предмет "философия". Но там изучают не историю философии, а скорее учат задавать себе вопросы и отвечать на них. В отличие от французского подхода, который предполагает и дискуссии на уроках, и самостоятельные рассуждения, ацтекский больше склонен к интроверсивности и сосредоточен на самостоятельных рассуждениях. Учитель задает вопрос (предположим, пресловутый "важнее ли счастье правды") и дает ученикам урок на то, чтобы подумать и аргументированно на него ответить (в письменном виде). Если сочинения и мысли отдельных ребят покажутся наставнику заслуживающими внимания, он может зачитать их вслух и попросить учащегося, если возможно, развить или полнее раскрыть мысль. Но полноформатные дискуссии с тем, чтобы каждый делился мнением со всеми, - это все же не ацтекская тема.
***
Конкиста и колониальный период в официальном дискурсе. Скажу сразу: мне кажется, ацтеки презирали бы повесточное нытье бывших европейских колоний, считая его именно нытьем и желанием прокатиться на волне актуала, повесив на себя статус жертвы. К попыткам искренне или конъюнктурно пожалеть их самих относились бы прохладно. Официальный дискурс альтернативной Мексики был бы таков: народы науа во главе с Мешико владели Мексиканским нагорьем и землями ближними и дальними, наследуя легендарным тольтекам, "народу мастеров" (эта доктрина еще в имперские времена была). Но далеко не всем нравилась власть Тройственного союза, в основном потому, что ацтекам требовались люди для жертвоприношений в промышленных количествах. Поэтому, когда на побережье высадились испанцы, они, благодаря дипломатическому таланту Кортеса и противоречиям внутри империи, перетянули на свою сторону значительную часть народов тогдашней Мексики. Потом была героическая межгалактическая ниибическая война, в которой обе стороны проявили недюжинное упрямство и талант, в итоге испанцы победили весьма дорогой ценой. Триста лет владели Мексикой и оставили ей богатое культурное наследие и огромную территорию, но теперь они лишь один из многочисленных народов этой страны. А что же ацтеки? Мы вернулись, и мы изменились (с). Учли опыт прошлого и не повторим былой ошибки. Так что Конкиста и колониальный период воспринимались бы как непростой, но не однозначно плохой этап истории. Он закалил страну, обогатил и многому научил. Поэтому постколониальный цирк с требованиями компенсаций и извинений - это не к ацтекам.
***
О наркокартелях. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в альтернативной Мексике такие организации вряд ли могли возникнуть. Даже если бы в отдаленной провинции местные управленцы решили послать официальный Теночтитлан, насадить героиновые поля и контролировать наркотрафик, рано или поздно эта весть дошла бы до центральной власти, прилетели бы мрачные ребята из столицы и выжгли напалмом все эти поля вместе с их работниками и хозяевами. И это сейчас был не прикол. Я думаю, ацтеки реально могли запереть их в клетках посреди поля и поджечь поле.
Помнится, видела телесюжет, где мексиканская нацгвардия уже задержала главу одного картеля и хотела вывезти из города, но его боевики перекрыли дороги и сказали, мол, либо вы его отпустите, либо мы утопим этот город в крови. Гвардия отпустила наркобарона, а президент, выступив по телевизору, одобрил их решение, ибо в противном случае жертв было бы больше.
Что делали бы в этой ситуации ацтеки, я сказать затрудняюсь. Не исключено, что при прямой угрозе массовых расправ они бы тоже отпустили преступника. Но потом спецслужбы просто выследили бы его и убили. Потому что если тебя приговорили к смерти, то невозможность казнить тебя по правилам не отменяет твоего приговора. Ты просто должен умереть, скажем, наступив на кошку на лестнице или выпав из окна отеля в Майами.
Вообще я думаю, если уж в имперские времена ацтеки казнили за пьянство, то за любую связь с наркотиками казнили бы тоже, в том числе за употребление - хотя тут неотвратимость казни зависит от положения человека в обществе. Военный, или государственный служащий, или иной человек, представляющий страну и обязанный являть собой пример поведения, или ближайший родственник такого человека подлежит казни немедленно. Людей попроще в первый раз могут отправить на лечение. Но лечение от наркозависимости можно пройти лишь однажды. Если ты вернешься к наркотикам, тебя расстреляют.
Так вот, мне кажется, если бы Мексика оставалась ацтекской, такой хуйни не случилось бы. У ацтеков еще в эпоху империи была политика заселения пустующих и не очень земель, и, бывало, в землях других народов возникали ацтекские эксклавы. Так что я более чем уверена, что ацтекско-креольские власти альтернативной Мексики использовали бы для заселения земель исключительно собственные человеческие ресурсы. Добровольно или добровольно-принудительно - другой вопрос.
Получается, Мексика могла бы в наши дни быть вдвое больше, чем сейчас. А США соответственно меньше. Вот ета лал. Тут, правда, встает вопрос, не могли ли США просто взять и быкануть, но, думаю, не стали бы. Там и в период обострения хватало противников войны с Мексикой, а если бы обострения на техасской почве не случилось, думаю, мало кто решился бы воевать. Штаты в 19 веке предпочитали скорее покупать земли у других государств, как то случилось с французской Луизианой или русской Аляской. Мексике такие предложения тоже поступали, правда, уже в рамках подготовки к войне и куда более наглые. Вообще когда я думаю об альтернативной Мексике в первой половине 19 века, мне кажется, что самой первой - временной - властью сразу после обретения независимости там был бы не один человек, а совет илитки из науа и креолов. Если бы совет был только из науа, они бы стояли на позиции "никому ничего не продадим", а испанское влияние могло эту позицию смягчить до "никому ничего не продадим, но если будет жопа, то продадим". То есть, если бы власти альтернативной Мексики видели, что какую-то из северных территорий у них не получится в ближайшее время ни заселить, ни защитить, а Штаты на нее недвусмысленно покушаются, они могли бы, пожалуй, решиться на продажу, не доводя дело до войны. Но вряд ли бы такое случилось.
***
О названии столицы. Название Мехико-Теночтитлан (именно двойное) мне встречалось и в соцсетях в отношении современного Мехико, и в переводах ацтекской поэзии доколумбова периода. Полагаю, после обретения независимости столица альтернативной Мексики могла официально носить двойное название, а неофициально - одно из двух, кому как удобнее.
***
Об образовании. Мне кажется, в плане образования и культуры каждому народу Мексики была бы дана широкая автономия. Но с некоторыми ограничениями. Во-первых, все образовательные программы должны переводиться на государственный язык и отправляться в оригинале и в переводе в Теночтитлан, чтобы пройти проверку в местном Минобре. Проверяется, в основном, есть ли в программе минимально необходимый набор знаний и навыков и нет ли всякой сомнительной с идеологической точки зрения хуйни. Во-вторых, в школах по всей стране наравне с родными языками должны преподаваться науатль и испанский. На этом, пожалуй, все, в остальном каждый народ сам решает, как ему организовать процесс обучения. Но при выпуске каждый школьник сдает единый государственный экзамен, и он уже достаточно унифицирован: для всех регионов список вопросов примерно одинаков. Экзамен сдается устно или письменно в виде свободного сочинения (обычно машинописным текстом, но если нет доступа к компьютеру, можно и от руки). Экзаменационные комиссии назначаются из других учебных заведений, бывает, даже из других городов, чтобы экзаменаторы не знали учащихся, не питали к ним ни неприязни, ни симпатии и оценивали только ответ.
Что до высшего образования, принцип здесь тот же, но так как школу замутить может любая деревня, а ВУЗ - далеко не каждый город, эта сфера все-таки более унифицирована. Если некий регион открывает ВУЗ на средства госбюджета, то в этом университете обязаны преподавать на науатле и(ли) испанском языке. Можно и на родном, конечно, но обязательно должны быть группы для студентов, которые местного языка не знают и приехали из других регионов - и у них занятия нужно вести на одном из государственных языков. Если ВУЗ частный, то таких требований нет, он просто должен направлять свои учебные программы в столицу для проверки на наличие хуйни, как, в общем, и школы.
В альтернативной Мексике свои университеты точно имели бы ацтеки и аколхуа, креолы (и, полагаю, могли быть ВУЗы, принадлежащие конкретно Испании или католической церкви), у майя была бы парочка. Насчет остальных, более малочисленных народов сказать трудно. Думаю, у большинства из них своей системы высшего образования нет. У кого-то молодежь едет учиться в другие регионы, где-то центральное правительство решает устроить ВУЗ на месте, но, в отсутствие местных кадров, направляет персонал из того же Теночтитлана, так что в большинстве своем это науаязычные университеты с ацтекской системой преподавания.
Думаю, кстати, что, если бы в альтернативной Мексике продолжал существовать стереотип о майя как о ниибаца мудрецах, в их университеты стремились бы поступить и ацтеки, и креолы, и вообще их образование было бы весьма популярно.
В государственных ВУЗах, как и у нас, есть бюджетное отделение, куда берут на конкурсной основе, и платное. На первой сессии отсеивается половина потока. Все как у всех.)
Ну, и раз уж в альтернативной Мексике каждый народ может определять свой подход к образованию, расскажу про ацтекские средние школы. Если помните суровые интернаты имперских времен, то здесь будет нечто похожее. Период обучения делится на пятилетнюю младшую школу и пятилетнюю старшую. С какого возраста дети идут учиться, точно не скажу, может, лет с восьми. В младшей школе мальчики и девочки учатся вместе, изучают счет, письмо, науатль и испанский язык, историю, религию и культуру, музыку, пение и хореографию, естествознание, черчение и политическую географию (это такой предмет, где детям рассказывают, в каком мире они живут, что из себя представляет современная Мексика, какое место она занимает среди других стран и какие вообще есть другие страны).
В старшей школе все резко меняется. Девушки и юноши учатся в разных местах. Женские школы, как правило, расположены там же, где и младшие, или неподалеку, и девушки ходят в школу и домой. Мужские представляют собой интернаты с огороженной территорией, либо вовсе за городом, юноши живут там 24/7, хотя по сравнению с имперскими временами обычай смягчился, и на выходные они могут приезжать к родителям. Но в остальном условия в таких школах суровые. Ученики должны сами поддерживать свои жилища и территорию интерната в чистоте, за беспорядок, драки, азартные игры, алкоголь, недостаточно почтительное отношение к наставникам следует наказание. Не думаю, что кто-то станет протыкать языки шипами агавы, как в имперские времена, но вот оставить без ужина или загрузить работой на выходные, не дав уехать домой, - всегда пожалуйста. Предпочтительно, но не строго обязательно, чтобы занятия в таких школах вели преподаватели одного пола с учениками.
Такие различия связаны во многом с тем, что в старшей школе в образовании юношей начинает играть большую роль военная подготовка, причем довольно серьезная, которую невозможно организовать в рамках обычной средней школки. У девушек проходит медподготовка, которая тоже ведется не в рамках обычных уроков, а поначалу в школьном медпункте, а затем учениц могут отправлять в больницы и поликлиники, где они выполняют роль помощниц медсестер в процедурных кабинетах. И медсестрам бесплатная рабочая сила, и девочки посмотрят, как работают профессионалы.
Что касается остальной программы обучения, она у обоих полов одинакова. В старшей школе углубляются дисциплины младшей и появляются такие монстры, как алгебра, астрономия, литература (мировая и отечественная, сюда же относится поэзия, притом ее изучение сосредоточено больше не на том, чтобы разобрать, че хотел сказать автор, а на том, чтобы привить ученикам начатки поэтического восприятия мира и научить азам стихосложения - для этого могут дать тему или отрывок из священного текста (как делали в Российской Империи) и предлагают переложить на стихи). Это науаязычные школы, но, если ученик или ученица сочинят стихотворение на испанском, это не будет воспринято в штыки.
Также в старшей школе появляется английский язык (если начать его вводить в младшей, дети взвоют от количества языков и у них все в голове перемешается). И еще, как и во французских школах, у ацтеков есть предмет "философия". Но там изучают не историю философии, а скорее учат задавать себе вопросы и отвечать на них. В отличие от французского подхода, который предполагает и дискуссии на уроках, и самостоятельные рассуждения, ацтекский больше склонен к интроверсивности и сосредоточен на самостоятельных рассуждениях. Учитель задает вопрос (предположим, пресловутый "важнее ли счастье правды") и дает ученикам урок на то, чтобы подумать и аргументированно на него ответить (в письменном виде). Если сочинения и мысли отдельных ребят покажутся наставнику заслуживающими внимания, он может зачитать их вслух и попросить учащегося, если возможно, развить или полнее раскрыть мысль. Но полноформатные дискуссии с тем, чтобы каждый делился мнением со всеми, - это все же не ацтекская тема.
***
Конкиста и колониальный период в официальном дискурсе. Скажу сразу: мне кажется, ацтеки презирали бы повесточное нытье бывших европейских колоний, считая его именно нытьем и желанием прокатиться на волне актуала, повесив на себя статус жертвы. К попыткам искренне или конъюнктурно пожалеть их самих относились бы прохладно. Официальный дискурс альтернативной Мексики был бы таков: народы науа во главе с Мешико владели Мексиканским нагорьем и землями ближними и дальними, наследуя легендарным тольтекам, "народу мастеров" (эта доктрина еще в имперские времена была). Но далеко не всем нравилась власть Тройственного союза, в основном потому, что ацтекам требовались люди для жертвоприношений в промышленных количествах. Поэтому, когда на побережье высадились испанцы, они, благодаря дипломатическому таланту Кортеса и противоречиям внутри империи, перетянули на свою сторону значительную часть народов тогдашней Мексики. Потом была героическая межгалактическая ниибическая война, в которой обе стороны проявили недюжинное упрямство и талант, в итоге испанцы победили весьма дорогой ценой. Триста лет владели Мексикой и оставили ей богатое культурное наследие и огромную территорию, но теперь они лишь один из многочисленных народов этой страны. А что же ацтеки? Мы вернулись, и мы изменились (с). Учли опыт прошлого и не повторим былой ошибки. Так что Конкиста и колониальный период воспринимались бы как непростой, но не однозначно плохой этап истории. Он закалил страну, обогатил и многому научил. Поэтому постколониальный цирк с требованиями компенсаций и извинений - это не к ацтекам.
***
О наркокартелях. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в альтернативной Мексике такие организации вряд ли могли возникнуть. Даже если бы в отдаленной провинции местные управленцы решили послать официальный Теночтитлан, насадить героиновые поля и контролировать наркотрафик, рано или поздно эта весть дошла бы до центральной власти, прилетели бы мрачные ребята из столицы и выжгли напалмом все эти поля вместе с их работниками и хозяевами. И это сейчас был не прикол. Я думаю, ацтеки реально могли запереть их в клетках посреди поля и поджечь поле.
Помнится, видела телесюжет, где мексиканская нацгвардия уже задержала главу одного картеля и хотела вывезти из города, но его боевики перекрыли дороги и сказали, мол, либо вы его отпустите, либо мы утопим этот город в крови. Гвардия отпустила наркобарона, а президент, выступив по телевизору, одобрил их решение, ибо в противном случае жертв было бы больше.
Что делали бы в этой ситуации ацтеки, я сказать затрудняюсь. Не исключено, что при прямой угрозе массовых расправ они бы тоже отпустили преступника. Но потом спецслужбы просто выследили бы его и убили. Потому что если тебя приговорили к смерти, то невозможность казнить тебя по правилам не отменяет твоего приговора. Ты просто должен умереть, скажем, наступив на кошку на лестнице или выпав из окна отеля в Майами.
Вообще я думаю, если уж в имперские времена ацтеки казнили за пьянство, то за любую связь с наркотиками казнили бы тоже, в том числе за употребление - хотя тут неотвратимость казни зависит от положения человека в обществе. Военный, или государственный служащий, или иной человек, представляющий страну и обязанный являть собой пример поведения, или ближайший родственник такого человека подлежит казни немедленно. Людей попроще в первый раз могут отправить на лечение. Но лечение от наркозависимости можно пройти лишь однажды. Если ты вернешься к наркотикам, тебя расстреляют.
@темы: альтернативная Мексика