дикий котанчик
Вспомнила еще один момент у Диаса. Жиза на все времена.

Конкистадоры нашли клад Ашаякатля и собрались делить. Кортес сказал: минуточку, надо сделать обязательные отчисления. Итак, пятая доля королю, пятая - Кортесу, компенсация губернатору за корабли, покрытие расходов на снаряжение, на отправку послов в Кастилию, стоимость павших лошадей... в итоге после всех вычетов на каждого человека пришлась какая-то мизерная сумма, так, чисто прибарахлиться.

Простите, но это буквально тот самый мем: только соберешься разбогатеть, как сразу какой-нибудь Доместос закончится.

***
Уж не помню, кто писал, что индейцы сочетают в себе идеализм с прагматичностью. И, похоже, я латентный индеец, пацаны.

Для мечтательных людей я слишком приземлена, для приземленных - слишком мечтательна. Первым со мной скучно, вторым - непонятно. Думаю, в этом еще одна причина того, что у меня не много друзей. Вымышленные миры и герои, мало общего имеющие с нашей реальностью, слабо меня привлекают. Они для меня слишком эфемерны, и потому душе там нечем питаться. Но и узкое понимание реальности в рамках "дом-работа-соцсети-покупки" - тоже невыразимо нездоровая еда.

Я смотрю больше в сей мир, это правда, но смотрю взглядом ученого и поэта, в высоту и в глубь, ищу и замечаю в нем силу, красоту и смысл.

Но если говорить о том, кого я больше люблю и с кем мне приятней общаться, то, конечно, с мечтателями. Потому что человек, способный видеть и обдумывать картины иного мира, все мои загоны в рамках этого точно сможет понять: у него тупо шире охват.

***
Некоторые нелюбители Кортеса пишут, мол, он был настолько мудак, что умудрялся обрабатывать одновременно тлашкальцев и ацтеков, уверяя каждого, что тот ему симпатичен, и не говоря прямо, за кого он.

Сорян, а Кортес должен был в местных разборках выбрать себе любимца? Если он позиционировал себя как (будущий) властитель этих мест, то, напротив, должен был стоять над всеми этими конфликтами, что и делал.

Мне кажется, те, кто склонен считать Кортеса мировым злищем, уверяются в этом после строк его второго послания:

"Глядя на их раздоры и несогласия, я немало радовался, ибо полагал, что мне это как нельзя более на руку и что таким путем они быстрее будут покорены, я только повторял про себя известное присловье "разделяй и властвуй" и так далее, и даже вспомнил евангельское изречение, гласящее: "Omne regnum in se ipsum divisum dissolivatur" [Всякое государство, страдающее от раздоров, разрушается (лат.)], и вел с одними и с другими свою игру и каждого тайно благодарил за предупреждение и уверял, что питаю к нему более дружеские чувства, нежели к другому".

И, может, во многом этим объясняется его печаль перед началом войны с Теночтитланом. Помню у Тертлдава эпизод: император пришел под стены столицы, где засел самозванец. Осада результатов не дала, и он решился на штурм. Наемники, недовольные самоубийственным планом, спросили, не поехал ли он кукухой, раз хочет здесь угробить свое войско. Император наорал на них, ибо задрали ныть, и в рамках ора сказал вот что: я владыка этой земли, и всякий человек, что падет с любой из сторон, уменьшит мою силу. Не исключено, что так же думал и Кортес.

@темы: Нуремхет как она есть, индейцы и конкистадоры