дикий котанчик
Не ожидала, что вернусь к этим постам. Недавно проверяла документы ученика из французского лицея и отметила, что многие особенности намдаленского образования, как я их описала в третьем, что ли, посте, совпадают с французскими. Почувствовала себя котичкой с ниибаца крутой интуицией, потому что, напомню, Намдален пишется с традиционной Западной Европы. Итак.
_______________________
о сепарации от родителей, (не)бережном отношении к себе и воинской повинностиО детско-родительских отношениях. Я уже писала, что дети в Намдалене воспринимаются как радость и благословение небес, а еще - как естественная прислуга. Тяжелой и опасной работы им не поручают, но всевозможные подай-принеси, вот так подержи, сбегай посмотри, вынеси мусор, пропылесось ковры, помой посуду, покорми скотину (а подросткам и - выпаси скотину), сходи со списком в магазин - неотъемлемая часть детской жизни. Если у семьи есть небольшой бизнес, а это часто так, дети и там используются как работники на подхвате. Они прислуживают взрослым и за столом, особенно на больших семейных торжествах. Детские обязанности нередко, хоть и не всегда, зависят от пола. Так, девочки обычно выполняют работы по дому, в то время как мальчиков чаще просят куда-то сходить. Но это не нерушимое правило. Если в семье только сыновья, они будут делать все. Если только дочери - то же самое. Если девочка хочет выполнить традиционно мужскую, или мальчик - традиционно женскую работу, такое стремление только поощряют. Намдаленские дети, да, думаю, не только намдаленские, обычно стремятся как можно скорее отделаться от родительских поручений и пойти тусить с друзьями. Так что если ребенок проявляет добрую волю, этим надо пользоваться.
Для условной намдаленки нормальной мотивацией родить может быть просто то, что она задолбалась мыть посуду.
При этом повторюсь, что воспитание детей там достаточно мягкое, кричать на них не принято, тем более прилюдно, истеричных мамаш на улице вы практически не встретите. Чтобы ребенка выгнали из дому со словами "ты мне больше не сын/дочь", ребенок должен не знаю что сделать. Вступить в ряды террористов, наверное. Также, хоть в стране сохранились телесные наказания (обычно в виде пиздануть ремнем по жопе или ладонью по затылку), за одну и ту же провинность не наказывают дважды, и чувство вины в ребенке не культивируют.
А что же насчет сепарации от родителей? Вообще в намдаленской психологии даже понятия такого нет или, во всяком случае, оно сильно отличается от нашего. Дело в том, что намдалени в принципе свободолюбивы и самостоятельны и с ранних лет стремятся зарабатывать сами. Уже в подростковом возрасте многие находят подработки вне дома, естественно, с согласия родителей. Под взрослением и самостоятельностью подразумевается скорее материальная независимость - сын или дочь сумеют выжить без родителей. Физическое отселение тут не так важно, и фраза "он(а) живет с родителями" не означает чьей-то инфантильности или несамостоятельности. Взрослые намдалени могут как жить с родителями, так и не жить, с их независимостью это никак не связано.
Для примера возьмем условного парня Федю (или скорее Фредерика), сына сапожника. Как и многие намдалени, Федя лет с тринадцати стал тяготиться родительской властью, этим бесконечным подай-принеси, позвони заказчику, сходи на рынок, помоги отцу, почисти картошку и так далее. Будучи единственным сыном среди четырех детей, он тяготился также обществом сестер, которые казались ему легкомысленными и глупыми, а их разговоры - пустыми и не заслуживающими внимания. Феде нравилось гулять с ребятами и он мечтал только о том дне, когда закончит школу и пойдет в армию, где, правда, тоже не сможет делать что заблагорассудится, но где не будет скучных родителей и надоедливых сестер. И вот Федя закончил школу, пошел в армию, ему зашло, после службы поступил в региональную ЧВК, пробыл там пять лет, поднял деньжат, вернулся в родной город, и... остался работать в отцовской мастерской, чтобы и дальше жить с родителями и сестрами. Потому что дело было не в том, что его семья ему неприятна, а в том, что ему, которому, как всем намдаленским детям, с ранних лет внушали мысль о собственном достоинстве и ценности, приходится от кого-то зависеть. Сейчас он может отселиться в любое время: у него есть и небольшое состояние, и навыки сапожника, без работы Федя не останется, его гордость утолена, родители больше не имеют над ним власти, у него сохранились только любовь и почтение к ним.
С женщинами похожая история. Скажем, в подростковом возрасте условная Анна продавала собственноручно расшитые шали, чтобы подзаработать, после школы уехала в другой город работать на текстильной фабрике, скопила денег, купила в родном городе крошечную студию, оборудовала под мастерскую, ушла с фабрики и стала заниматься тем, чем всегда хотела - керамикой. В этой студии нередко и ночевала, хотя жила формально у родителей. Тоже чем не сепарация?
А что же молодые семьи? Если наш Фредерик захочет жениться на Анне, с кем молодожены будут жить? Здесь намдалени поступают по-разному. Нормально как жить с родителями мужа (реже - жены), так и мужчине купить или хотя бы снять отдельное жилье для молодой семьи (в случае развода обычай предписывает оставить такое жилье женщине, даже если вы прожили вместе пару месяцев и у вас нет детей).
И вот, предположим, мать Фредерика невзлюбила невестку - ей кажется, что Анна куда больше внимания уделяет своей мастерской, чем мужу, и редко появляется дома. В этом случае обычай велит Фредерику встать на сторону жены (если, конечно, у него самого нет к ней тех же претензий) и отселиться от матери.
А что если родители Анны невзлюбят нового ухажера дочери? Тут обычай велит мужчине хотя бы раз попытаться разубедить тещу и тестя в их нелюбви и доказать, что он не уебан с улицы, а достойный человек. Никто не требует расшибиться в лепешку ради любви новых родственников, тем более если они из той породы людей, что в принципе не переваривает зятьев или невесток, но хоть раз попробовать стоит.
Если родители не одобряют выбор сына или дочери, а повзрослевшие дети не считают их претензии обоснованными, они могут отселиться от родителей и жить без их благословения. Обычно, когда в таком браке рождаются дети, родители смиряются с неизбежным. В конце концов, мало кто хочет продолбать своих внуков из-за глупой гордости.
***
О праздничных концертах.
1. Во-первых, в намдаленских выступлениях отсутствует унифицированный шмот. Даже если для танца или постановки исполнителям нужна похожая одежда, она и будет похожей - но не одинаковой. Задается только общий тон, скажем, длинные платья в золотом цвете. А ткань платьев, узор на ней, украшения, даже фасон - все это будет разным.
2. Женские сценические костюмы певиц и ведущих напоминают наши, разве только чуть более скромные: обычно закрыто все от плеч до колен, ну и слишком обтягивающее платье тоже не комильфо. Макияж вечерний. Мужская одежда представляет собой все тот же национальный костюм, разве только чуть более пафосный, чем повседневная одежда.
3. Песни и их исполнение, как и намдаленское искусство вообще, обычно избегают чрезмерной задушевности и проникновенности. Даже если разнополый дуэт исполняет любовную песню, они не допустят на сцене особых нежностей друг с другом или двусмысленных переглядываний и улыбок и уж тем более не прикоснутся друг к другу. Такие песни несут скорее торжественно-тревожный тон.
4. В намдаленских вокальных номерах отсутствуют подтанцовки. Танец и пение считаются разными и плохо сочетаемыми видами искусства. Сопровождать пение могут, например, технические спецэффекты типа искр, разноцветного дыма или видеокадров на экране за спиной исполнителя. А сопровождать танец, например, может инструментальная живая музыка. Но не пение. Вероятно, потому, что и песня, и танец считаются в некой мере самостоятельным рассказом. Либо ты рассказываешь историю голосом, а фон вторит тебе, либо рассказываешь ее телом - и снова же фон вторит тебе.
***
Намдаленские воинские ритуалы никогда не сопровождаются коленопреклонением. Во всяком случае, оно не прописано ни в одном уставе и не предусмотрено никаким обычаем. Так что если во время принесения присяги (если она вообще существует в Намдалене, хотя, думаю, существует) чувак становится на колени, это его личная инициатива и выражение его собственных чувств. Но вообще считается, что вставать на колени имеет смысл только в церкви, и ни перед кем, кроме Бога, преклоняться не следует.
Намдаленские военные парады показались бы нам несколько странными. Во всяком случае, там не принято шагать в ногу и делать иные искусственные движения. Более того, как я уже не раз писала, намдалени не прутся от унификации, поэтому даже в военной форме допускаются определенные вольности, которые не должны, тем не менее, делать ее неопознаваемой или неудобной.
***
Намдаленская медицина - это не только и даже не столько о том, как сохранить человеку жизнь и здоровье, сколько о том, как не уронить качество этой жизни. Все обучение врачей построено на этом принципе. Прежде чем назначить лечение, убедитесь, что пациент будет его выполнять и что оно не сделает его жизнь невыносимой унылой хуйней.
Три недели постельного режима и жестких ограничений - это одно дело. Но если жесткие ограничения должны длиться много месяцев или лет, а то и всю жизнь, такие методы лечения считаются неприемлемыми и относятся к радикальным. К таким же сомнительно-радикальным методам относится и лечение, имеющее серьезные побочные эффекты, снижающие качество жизни.
Намдаленские врачи - это те ребята, которые, назначая вам лечение, поинтересуются не только тем, насколько оно вам по карману, но и тем, не сдохнете ли вы от тоски, выполняя все рекомендации. Скажем, если лечение включает отказ от алкоголя, а вы любите винище, то вам скорее назначат лекарство, которое заменит безалкогольную диету, пусть это и будет менее органичный выход, чем если бы вы просто не пили. Или если желателен покой и отдых, а вы едете на свадьбу к сестре, где планируете танцевать до упаду, вам постараются назначить что-нибудь, что сгладит эффект от безудержного веселья. В общем, главное правило намдаленского здравоохранения гласит: здоровье важно не само по себе, а ради того, на что вы его тратите.
Вообще идеи бережного отношения к себе в Намдалене непопулярны. Как я уже писала, основные причины смерти там - износ и травматизм, какая бережность, чето на унылом. Там, впрочем, нет пропаганды в духе "отдохнем на том свете", и, если человек заебался и решил полежать на диване, никто не скажет ему, мол, че ты, слабак, дедывоевали, а ну поднял жопу и пошел достигать. В Намдалене нет культа эффективности и продуктивности, но есть некая, возможно, идеалистическая картина мира: мир таит в себе необыкновенные загадки и столь же необыкновенные сокровища, которые дожидаются вот конкретно тебя, чувак. Посему не исключено, что в состоянии возбуждения и азарта намдалени могут хуй забить на собственное самочувствие.
А вот смертельно уставать без воодушевления и азарта никто не спешит, и женщина не будет надрываться над готовкой или стиркой, если заебалась. Она лучше полежит на диване и покрасит ногти, а дети пусть сами себе готовят из того, что найдут в холодильнике, им уже по восемь, пора взрослеть.
***
В Намдалене отсутствует отрасль дизайна как таковая. Ландшафтным дизайном занимаются инженеры и архитекторы в дополнение к основной специальности. Веб-дизайном могут заниматься программисты. Дизайном одежды - портные. Дизайн - это всегда дополнение, никак не самостоятельная сфера. Если ты делаешь сайт, можешь еще и оформить его в приятной тебе стилистике. А можешь и не оформлять, лишь бы работал и был прост в использовании. Если ты проектируешь дом, можешь заодно и сад на его крыше замутить. А можешь и не мутить, хозяин - барин. Если ты швея-закройщица, можешь придумать и сшить крутую шмотку. А можешь и не крутую, обычную. И так далее. Как вы поняли, в местных ВУЗах никакой дизайн не преподается и вакансий таких на намдаленском рынке труда практически нет. Разве что какой-нибудь богатый старый пират захочет ебнуть себе дворец с садом и наймет челика, который сделает ему красиво, но я бы на это не рассчитывала.
***
Те намдалени, кто страдает близорукостью, как правило, носят линзы или делают лазерную коррекцию зрения. Очки носят только очень пожилые люди, у которых уже нет опции "ввязаться в драку на улице, где тебе эти очки внутрь черепа запихают".
***
В Намдалене, как и много где, тоже есть популярная психология. Правда, она не про границы, абьюз и родовые травмы, как мы привыкли, а на то и популярная, чтобы освещать темы, которые волнуют людей. В Намдалене, где народ любит выяснять отношения из-за того, что кто-то на кого-то не так посмотрел или что-то не то сказал, основная тема популярной психологии - это как распознать злой умысел. Как понять, хотел ли человек тебя унизить или просто неудачно пошутил. Хотела ли подружка тебя подставить или просто ошиблась. Считает ли мужчина тебя дешевкой или просто не имеет опыта общения с женщинами. В общем, чтобы избежать бессмысленных ссор.
Как я писала в одном из старых постов, психология в Намдалене не то чтобы сильно пошла в народ. Психологов, которые консультируют людей, живущих обычной жизнью, там нет или практически нет. В Намдалене это специальность медицинская, и психотерапия сродни психиатрии - направлена на тяжелые случаи, которые делают человека малопригодным для существования в социуме. В старшей школе я читала мемуары саудовской принцессы, у которой дочка ударилась в религиозный фанатизм и буквально набрасывалась на брата и сестру, если ей казалось, что они чето не то сказали про Аллаха. Дочку пролечили в клинике, откуда она вышла религиозной, но вполне адекватной девушкой. Вот примерно этим и занимается намдаленская психология - возвращением неадекватов к нормальному или хотя бы приемлемому состоянию. Если же случай настолько тяжелый, что и психология, и психиатрия бессильны, несчастного поручают ведению Церкви. И тогда, если он какой-нибудь тихий дебил, его могут пристроить на несложную работу в монастырь. Если же он буйный психопат, обычно тоже о нем заботится Церковь. Карательной психиатрии с долговременным содержанием людей в изоляторах в Намдалене нет.
Что касается простых житейских советов о том, как поступать в определенных ситуациях, как стать счастливым, как найти смысл жизни - за этим скорее люди пойдут к священнику или старшему родственнику.
***
Сейчас пристегните ремни, будет немного про сегрегацию. Намдаленские удостоверения личности связаны с электронными базами данных, в которых эти самые данные легко распределять с помощью фильтров. Например, в них указаны пол, национальность, вероисповедание, семейное положение, место прописки, место прописки деда (видела эту графу в китайских домовых книгах, и это же гениальное решение для того, чтобы понять, насколько та или иная семья плоть от плоти этой земли или понаехи в первом поколении) и так далее.
Многие вопросы общественной жизни власти выносят на референдумы, которые проходят в большинстве случаев онлайн (и только в немногих случаях ради голосования нужно прийти ножками на избирательный участок). Когда ты вводишь на сайте номер удостоверения личности, база сразу распознает, кто ты и откуда и можешь ли голосовать на этом референдуме.
Сейчас поясню. Власти часто считают, что голосовать по принятию того или иного решения должны те, кого оно будет в первую очередь касаться, кому надлежит его исполнять, а не вообще все граждане страны. Например, если принимается закон об абортах или родовспоможении, мужчины либо не голосуют вообще, либо их голоса считаются совещательными, тогда как женские - решающими. И напротив, если принимается закон о военной службе, женщины либо не голосуют, либо их голос считается совещательным. То же самое с национальными или религиозными общинами, разными административными центрами, разными частями страны и так далее. Наверное, одно из немногих событий, в котором голоса всех граждан имеют равную силу, - это выборы главы государства. В остальном же почти всегда есть некая сегрегация, разумно объяснимая с точки зрения намдаленских властей. Тем не менее, когда чиновник выбирает опцию "запретить голосование по таким-то характеристикам" или "голоса людей с такими-то характеристиками считать совещательными", он должен быть готов, если у населения возникнут вОпРоСиКи, пояснить за базар.
Конечно, далеко не по всем вопросам общественной жизни власти назначают референдум. Но если у них есть неиллюзорные сомнения в том, что некое решение будет принято положительно, лучше проконсультироваться с народом, чтобы избежать проблем.
Намдалени в отношении власти как хетты - слышала в одной лекции, мол, у хеттов не могло быть состояния, когда ты недоволен царем. Либо ты им в целом доволен и миришься с некоторыми его заебами, либо ты его свергаешь. А в стране, где есть частные армии, и которая вся построена на хрупкой системе сдержек и противовесов, лучше на всякий случай спросить у пацанов, чтобы в один прекрасный день не проснуться в тюремной камере, а там, глядишь, и на дне реки.
***
Воинская повинность, как ни странно, тоже зависит от национально-религиозной принадлежности гражданина. В намдаленском законодательстве прописано, что христианское население государства освобождается от военной службы только "в случае полной недееспособности", а нехристианское - "по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам". Притом, если человек, скажем, не религиозен и у него в графе "вероисповедание" ничего не стоит, то смотрят на графу "национальность" и такие: а, ну ты араб, значит, можешь откосить. Или: а, ну ты испанец, значит, держи автомат. Понятно, что даже арабы и евреи не могут легким взмахом руки выписать себе освобождение от армии, но если их родители подсуетятся, выправят им какие-нибудь справочки или дадут кому нужно на лапу (коррупция в Намдалене, увы, тоже есть и борются с ней с переменным успехом), они вполне могут уклониться от службы. В случае же с намдалени или представителями европейских нацменьшинств, даже если человек, скажем, хром от рождения, его посадят управлять дронами, или обслуживать ядерное оружие, или еще что-то, где не требуется серьезная физическая подготовка, но военную специальность он так или иначе получит.
Причин такого разного отношения, наверное, много, я вижу две. Во-первых, равнодушно относясь к откосам нехристианского населения, намдалени тем самым снижают количество боеспособных и обученных солдат чуждой им культуры, что в случае любого гражданского противостояния сыграет им на руку - будет меньше опор у сепаратистских настроений. Во-вторых, в случае голосования за обязательные для всей страны решения голоса европейского населения часто считаются решающими, тогда как неевропейского - совещательными. И для этого есть формально уважительный повод: оборону и боеспособность страны обеспечивают по большей части именно европейцы, так что им и решать, как страна будет развиваться.
_______________________
о сепарации от родителей, (не)бережном отношении к себе и воинской повинностиО детско-родительских отношениях. Я уже писала, что дети в Намдалене воспринимаются как радость и благословение небес, а еще - как естественная прислуга. Тяжелой и опасной работы им не поручают, но всевозможные подай-принеси, вот так подержи, сбегай посмотри, вынеси мусор, пропылесось ковры, помой посуду, покорми скотину (а подросткам и - выпаси скотину), сходи со списком в магазин - неотъемлемая часть детской жизни. Если у семьи есть небольшой бизнес, а это часто так, дети и там используются как работники на подхвате. Они прислуживают взрослым и за столом, особенно на больших семейных торжествах. Детские обязанности нередко, хоть и не всегда, зависят от пола. Так, девочки обычно выполняют работы по дому, в то время как мальчиков чаще просят куда-то сходить. Но это не нерушимое правило. Если в семье только сыновья, они будут делать все. Если только дочери - то же самое. Если девочка хочет выполнить традиционно мужскую, или мальчик - традиционно женскую работу, такое стремление только поощряют. Намдаленские дети, да, думаю, не только намдаленские, обычно стремятся как можно скорее отделаться от родительских поручений и пойти тусить с друзьями. Так что если ребенок проявляет добрую волю, этим надо пользоваться.

При этом повторюсь, что воспитание детей там достаточно мягкое, кричать на них не принято, тем более прилюдно, истеричных мамаш на улице вы практически не встретите. Чтобы ребенка выгнали из дому со словами "ты мне больше не сын/дочь", ребенок должен не знаю что сделать. Вступить в ряды террористов, наверное. Также, хоть в стране сохранились телесные наказания (обычно в виде пиздануть ремнем по жопе или ладонью по затылку), за одну и ту же провинность не наказывают дважды, и чувство вины в ребенке не культивируют.
А что же насчет сепарации от родителей? Вообще в намдаленской психологии даже понятия такого нет или, во всяком случае, оно сильно отличается от нашего. Дело в том, что намдалени в принципе свободолюбивы и самостоятельны и с ранних лет стремятся зарабатывать сами. Уже в подростковом возрасте многие находят подработки вне дома, естественно, с согласия родителей. Под взрослением и самостоятельностью подразумевается скорее материальная независимость - сын или дочь сумеют выжить без родителей. Физическое отселение тут не так важно, и фраза "он(а) живет с родителями" не означает чьей-то инфантильности или несамостоятельности. Взрослые намдалени могут как жить с родителями, так и не жить, с их независимостью это никак не связано.
Для примера возьмем условного парня Федю (или скорее Фредерика), сына сапожника. Как и многие намдалени, Федя лет с тринадцати стал тяготиться родительской властью, этим бесконечным подай-принеси, позвони заказчику, сходи на рынок, помоги отцу, почисти картошку и так далее. Будучи единственным сыном среди четырех детей, он тяготился также обществом сестер, которые казались ему легкомысленными и глупыми, а их разговоры - пустыми и не заслуживающими внимания. Феде нравилось гулять с ребятами и он мечтал только о том дне, когда закончит школу и пойдет в армию, где, правда, тоже не сможет делать что заблагорассудится, но где не будет скучных родителей и надоедливых сестер. И вот Федя закончил школу, пошел в армию, ему зашло, после службы поступил в региональную ЧВК, пробыл там пять лет, поднял деньжат, вернулся в родной город, и... остался работать в отцовской мастерской, чтобы и дальше жить с родителями и сестрами. Потому что дело было не в том, что его семья ему неприятна, а в том, что ему, которому, как всем намдаленским детям, с ранних лет внушали мысль о собственном достоинстве и ценности, приходится от кого-то зависеть. Сейчас он может отселиться в любое время: у него есть и небольшое состояние, и навыки сапожника, без работы Федя не останется, его гордость утолена, родители больше не имеют над ним власти, у него сохранились только любовь и почтение к ним.
С женщинами похожая история. Скажем, в подростковом возрасте условная Анна продавала собственноручно расшитые шали, чтобы подзаработать, после школы уехала в другой город работать на текстильной фабрике, скопила денег, купила в родном городе крошечную студию, оборудовала под мастерскую, ушла с фабрики и стала заниматься тем, чем всегда хотела - керамикой. В этой студии нередко и ночевала, хотя жила формально у родителей. Тоже чем не сепарация?
А что же молодые семьи? Если наш Фредерик захочет жениться на Анне, с кем молодожены будут жить? Здесь намдалени поступают по-разному. Нормально как жить с родителями мужа (реже - жены), так и мужчине купить или хотя бы снять отдельное жилье для молодой семьи (в случае развода обычай предписывает оставить такое жилье женщине, даже если вы прожили вместе пару месяцев и у вас нет детей).
И вот, предположим, мать Фредерика невзлюбила невестку - ей кажется, что Анна куда больше внимания уделяет своей мастерской, чем мужу, и редко появляется дома. В этом случае обычай велит Фредерику встать на сторону жены (если, конечно, у него самого нет к ней тех же претензий) и отселиться от матери.
А что если родители Анны невзлюбят нового ухажера дочери? Тут обычай велит мужчине хотя бы раз попытаться разубедить тещу и тестя в их нелюбви и доказать, что он не уебан с улицы, а достойный человек. Никто не требует расшибиться в лепешку ради любви новых родственников, тем более если они из той породы людей, что в принципе не переваривает зятьев или невесток, но хоть раз попробовать стоит.
Если родители не одобряют выбор сына или дочери, а повзрослевшие дети не считают их претензии обоснованными, они могут отселиться от родителей и жить без их благословения. Обычно, когда в таком браке рождаются дети, родители смиряются с неизбежным. В конце концов, мало кто хочет продолбать своих внуков из-за глупой гордости.
***
О праздничных концертах.
1. Во-первых, в намдаленских выступлениях отсутствует унифицированный шмот. Даже если для танца или постановки исполнителям нужна похожая одежда, она и будет похожей - но не одинаковой. Задается только общий тон, скажем, длинные платья в золотом цвете. А ткань платьев, узор на ней, украшения, даже фасон - все это будет разным.
2. Женские сценические костюмы певиц и ведущих напоминают наши, разве только чуть более скромные: обычно закрыто все от плеч до колен, ну и слишком обтягивающее платье тоже не комильфо. Макияж вечерний. Мужская одежда представляет собой все тот же национальный костюм, разве только чуть более пафосный, чем повседневная одежда.
3. Песни и их исполнение, как и намдаленское искусство вообще, обычно избегают чрезмерной задушевности и проникновенности. Даже если разнополый дуэт исполняет любовную песню, они не допустят на сцене особых нежностей друг с другом или двусмысленных переглядываний и улыбок и уж тем более не прикоснутся друг к другу. Такие песни несут скорее торжественно-тревожный тон.
4. В намдаленских вокальных номерах отсутствуют подтанцовки. Танец и пение считаются разными и плохо сочетаемыми видами искусства. Сопровождать пение могут, например, технические спецэффекты типа искр, разноцветного дыма или видеокадров на экране за спиной исполнителя. А сопровождать танец, например, может инструментальная живая музыка. Но не пение. Вероятно, потому, что и песня, и танец считаются в некой мере самостоятельным рассказом. Либо ты рассказываешь историю голосом, а фон вторит тебе, либо рассказываешь ее телом - и снова же фон вторит тебе.
***
Намдаленские воинские ритуалы никогда не сопровождаются коленопреклонением. Во всяком случае, оно не прописано ни в одном уставе и не предусмотрено никаким обычаем. Так что если во время принесения присяги (если она вообще существует в Намдалене, хотя, думаю, существует) чувак становится на колени, это его личная инициатива и выражение его собственных чувств. Но вообще считается, что вставать на колени имеет смысл только в церкви, и ни перед кем, кроме Бога, преклоняться не следует.
Намдаленские военные парады показались бы нам несколько странными. Во всяком случае, там не принято шагать в ногу и делать иные искусственные движения. Более того, как я уже не раз писала, намдалени не прутся от унификации, поэтому даже в военной форме допускаются определенные вольности, которые не должны, тем не менее, делать ее неопознаваемой или неудобной.
***
Намдаленская медицина - это не только и даже не столько о том, как сохранить человеку жизнь и здоровье, сколько о том, как не уронить качество этой жизни. Все обучение врачей построено на этом принципе. Прежде чем назначить лечение, убедитесь, что пациент будет его выполнять и что оно не сделает его жизнь невыносимой унылой хуйней.
Три недели постельного режима и жестких ограничений - это одно дело. Но если жесткие ограничения должны длиться много месяцев или лет, а то и всю жизнь, такие методы лечения считаются неприемлемыми и относятся к радикальным. К таким же сомнительно-радикальным методам относится и лечение, имеющее серьезные побочные эффекты, снижающие качество жизни.
Намдаленские врачи - это те ребята, которые, назначая вам лечение, поинтересуются не только тем, насколько оно вам по карману, но и тем, не сдохнете ли вы от тоски, выполняя все рекомендации. Скажем, если лечение включает отказ от алкоголя, а вы любите винище, то вам скорее назначат лекарство, которое заменит безалкогольную диету, пусть это и будет менее органичный выход, чем если бы вы просто не пили. Или если желателен покой и отдых, а вы едете на свадьбу к сестре, где планируете танцевать до упаду, вам постараются назначить что-нибудь, что сгладит эффект от безудержного веселья. В общем, главное правило намдаленского здравоохранения гласит: здоровье важно не само по себе, а ради того, на что вы его тратите.
Вообще идеи бережного отношения к себе в Намдалене непопулярны. Как я уже писала, основные причины смерти там - износ и травматизм, какая бережность, чето на унылом. Там, впрочем, нет пропаганды в духе "отдохнем на том свете", и, если человек заебался и решил полежать на диване, никто не скажет ему, мол, че ты, слабак, дедывоевали, а ну поднял жопу и пошел достигать. В Намдалене нет культа эффективности и продуктивности, но есть некая, возможно, идеалистическая картина мира: мир таит в себе необыкновенные загадки и столь же необыкновенные сокровища, которые дожидаются вот конкретно тебя, чувак. Посему не исключено, что в состоянии возбуждения и азарта намдалени могут хуй забить на собственное самочувствие.
А вот смертельно уставать без воодушевления и азарта никто не спешит, и женщина не будет надрываться над готовкой или стиркой, если заебалась. Она лучше полежит на диване и покрасит ногти, а дети пусть сами себе готовят из того, что найдут в холодильнике, им уже по восемь, пора взрослеть.
***
В Намдалене отсутствует отрасль дизайна как таковая. Ландшафтным дизайном занимаются инженеры и архитекторы в дополнение к основной специальности. Веб-дизайном могут заниматься программисты. Дизайном одежды - портные. Дизайн - это всегда дополнение, никак не самостоятельная сфера. Если ты делаешь сайт, можешь еще и оформить его в приятной тебе стилистике. А можешь и не оформлять, лишь бы работал и был прост в использовании. Если ты проектируешь дом, можешь заодно и сад на его крыше замутить. А можешь и не мутить, хозяин - барин. Если ты швея-закройщица, можешь придумать и сшить крутую шмотку. А можешь и не крутую, обычную. И так далее. Как вы поняли, в местных ВУЗах никакой дизайн не преподается и вакансий таких на намдаленском рынке труда практически нет. Разве что какой-нибудь богатый старый пират захочет ебнуть себе дворец с садом и наймет челика, который сделает ему красиво, но я бы на это не рассчитывала.
***
Те намдалени, кто страдает близорукостью, как правило, носят линзы или делают лазерную коррекцию зрения. Очки носят только очень пожилые люди, у которых уже нет опции "ввязаться в драку на улице, где тебе эти очки внутрь черепа запихают".
***
В Намдалене, как и много где, тоже есть популярная психология. Правда, она не про границы, абьюз и родовые травмы, как мы привыкли, а на то и популярная, чтобы освещать темы, которые волнуют людей. В Намдалене, где народ любит выяснять отношения из-за того, что кто-то на кого-то не так посмотрел или что-то не то сказал, основная тема популярной психологии - это как распознать злой умысел. Как понять, хотел ли человек тебя унизить или просто неудачно пошутил. Хотела ли подружка тебя подставить или просто ошиблась. Считает ли мужчина тебя дешевкой или просто не имеет опыта общения с женщинами. В общем, чтобы избежать бессмысленных ссор.
Как я писала в одном из старых постов, психология в Намдалене не то чтобы сильно пошла в народ. Психологов, которые консультируют людей, живущих обычной жизнью, там нет или практически нет. В Намдалене это специальность медицинская, и психотерапия сродни психиатрии - направлена на тяжелые случаи, которые делают человека малопригодным для существования в социуме. В старшей школе я читала мемуары саудовской принцессы, у которой дочка ударилась в религиозный фанатизм и буквально набрасывалась на брата и сестру, если ей казалось, что они чето не то сказали про Аллаха. Дочку пролечили в клинике, откуда она вышла религиозной, но вполне адекватной девушкой. Вот примерно этим и занимается намдаленская психология - возвращением неадекватов к нормальному или хотя бы приемлемому состоянию. Если же случай настолько тяжелый, что и психология, и психиатрия бессильны, несчастного поручают ведению Церкви. И тогда, если он какой-нибудь тихий дебил, его могут пристроить на несложную работу в монастырь. Если же он буйный психопат, обычно тоже о нем заботится Церковь. Карательной психиатрии с долговременным содержанием людей в изоляторах в Намдалене нет.
Что касается простых житейских советов о том, как поступать в определенных ситуациях, как стать счастливым, как найти смысл жизни - за этим скорее люди пойдут к священнику или старшему родственнику.
***
Сейчас пристегните ремни, будет немного про сегрегацию. Намдаленские удостоверения личности связаны с электронными базами данных, в которых эти самые данные легко распределять с помощью фильтров. Например, в них указаны пол, национальность, вероисповедание, семейное положение, место прописки, место прописки деда (видела эту графу в китайских домовых книгах, и это же гениальное решение для того, чтобы понять, насколько та или иная семья плоть от плоти этой земли или понаехи в первом поколении) и так далее.
Многие вопросы общественной жизни власти выносят на референдумы, которые проходят в большинстве случаев онлайн (и только в немногих случаях ради голосования нужно прийти ножками на избирательный участок). Когда ты вводишь на сайте номер удостоверения личности, база сразу распознает, кто ты и откуда и можешь ли голосовать на этом референдуме.
Сейчас поясню. Власти часто считают, что голосовать по принятию того или иного решения должны те, кого оно будет в первую очередь касаться, кому надлежит его исполнять, а не вообще все граждане страны. Например, если принимается закон об абортах или родовспоможении, мужчины либо не голосуют вообще, либо их голоса считаются совещательными, тогда как женские - решающими. И напротив, если принимается закон о военной службе, женщины либо не голосуют, либо их голос считается совещательным. То же самое с национальными или религиозными общинами, разными административными центрами, разными частями страны и так далее. Наверное, одно из немногих событий, в котором голоса всех граждан имеют равную силу, - это выборы главы государства. В остальном же почти всегда есть некая сегрегация, разумно объяснимая с точки зрения намдаленских властей. Тем не менее, когда чиновник выбирает опцию "запретить голосование по таким-то характеристикам" или "голоса людей с такими-то характеристиками считать совещательными", он должен быть готов, если у населения возникнут вОпРоСиКи, пояснить за базар.
Конечно, далеко не по всем вопросам общественной жизни власти назначают референдум. Но если у них есть неиллюзорные сомнения в том, что некое решение будет принято положительно, лучше проконсультироваться с народом, чтобы избежать проблем.
Намдалени в отношении власти как хетты - слышала в одной лекции, мол, у хеттов не могло быть состояния, когда ты недоволен царем. Либо ты им в целом доволен и миришься с некоторыми его заебами, либо ты его свергаешь. А в стране, где есть частные армии, и которая вся построена на хрупкой системе сдержек и противовесов, лучше на всякий случай спросить у пацанов, чтобы в один прекрасный день не проснуться в тюремной камере, а там, глядишь, и на дне реки.
***
Воинская повинность, как ни странно, тоже зависит от национально-религиозной принадлежности гражданина. В намдаленском законодательстве прописано, что христианское население государства освобождается от военной службы только "в случае полной недееспособности", а нехристианское - "по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам". Притом, если человек, скажем, не религиозен и у него в графе "вероисповедание" ничего не стоит, то смотрят на графу "национальность" и такие: а, ну ты араб, значит, можешь откосить. Или: а, ну ты испанец, значит, держи автомат. Понятно, что даже арабы и евреи не могут легким взмахом руки выписать себе освобождение от армии, но если их родители подсуетятся, выправят им какие-нибудь справочки или дадут кому нужно на лапу (коррупция в Намдалене, увы, тоже есть и борются с ней с переменным успехом), они вполне могут уклониться от службы. В случае же с намдалени или представителями европейских нацменьшинств, даже если человек, скажем, хром от рождения, его посадят управлять дронами, или обслуживать ядерное оружие, или еще что-то, где не требуется серьезная физическая подготовка, но военную специальность он так или иначе получит.
Причин такого разного отношения, наверное, много, я вижу две. Во-первых, равнодушно относясь к откосам нехристианского населения, намдалени тем самым снижают количество боеспособных и обученных солдат чуждой им культуры, что в случае любого гражданского противостояния сыграет им на руку - будет меньше опор у сепаратистских настроений. Во-вторых, в случае голосования за обязательные для всей страны решения голоса европейского населения часто считаются решающими, тогда как неевропейского - совещательными. И для этого есть формально уважительный повод: оборону и боеспособность страны обеспечивают по большей части именно европейцы, так что им и решать, как страна будет развиваться.
@темы: Видесский цикл, современный Намдален