Мне часто кажется, людям хочется, чтобы все было просто. Но просто не в повседневной жизни — потому что для этого нужен мозг, а в глобальном плане — потому что для этого мозг не нужен.
Вот почему так популярны люди, несущие... да, в общем, что угодно, лишь бы без тени сомнения, без предложения вариантов, с категоричностью проповедников отрицающие все, что не вписывается в их концепцию правильного.
Возможно, людям и вправду проще жить, точно зная, что хорошо и что плохо, что полезно и что вредно, как правильно и как неправильно, а не принимая решение в каждой конкретной ситуации. Но ведь в жизни крайне редко все бывает однозначно, более того, часто "правильные" вещи делать трудно, и они не приносят ни пользы, ни счастья.
Даже Анна Кирьянова, которую я, в принципе, люблю читать и слушать, настаивает на том, что отсутствие понимания добра и зла — это отклонение, нравственная болезнь человека и лучше не иметь с таким человеком дел. Что бы сказала Анна Валентиновна, если бы узнала, что я создала целый фантастический мир, в культурах которого нет понимания добра и зла. Там религиозный постулат гласит: Создатель говорит с каждым в его сердце, никто, кроме адресата, не может слышать этих слов, и, поскольку люди и все создания Творца, живые и неживые, различны, каждому он говорит разное. Иногда крайне разное. Потому что не могут одни и те же слова звучать для человека и вулкана, для женщины и котенка, для гриба и звезды, для разбойника с пограничья Дикого поля и дочки купца из Тардиолы. Никто не знает, что говорит Создатель ближнему (да что ближнему, некоторые не в курсе даже, что говорят им самим), а раз так, может ли человек постичь, что для других хорошо, а что — плохо? Естественно, нет. Он может понять это только для себя, и то не однажды и на всю жизнь, а каждый раз заново. И, поскольку все люди равны перед Богом и различны между собой, только сила, удача, любовь, хитрость, богатство, жестокость, дружба, мастерство решают, кому вознестись.
Это все еще традиционное общество, но скорее в материалистическом понимании слова. "Деды так овец гоняли пятьсот лет, значит, это самый безопасный способ", но не "деды овец гоняли пятьсот лет, значит, и нам суждено овец гонять".
Чем старше становлюсь, тем больше отвращает меня как от художественной литературы (даже Дворецкую я, видимо, не дослушаю), так и от блогов людей, которые точно во всем уверены и сейчас всем расскажут. Единственное, что не вызывает у меня закатывания глаз — это научные и научно-популярные материалы. Не всегда они излагаются доступным языком, но всегда гораздо сложнее, чем "здесь хорошо, а вот тут плохо". И мне гораздо легче принять какой-то факт со множеством оговорок и ссылок, чем просто со слов чужого человека, пускай и очень убежденного. Но, видимо, не все думают как я.