дикий котанчик
Тем временем я пишу повесть про наемников и шлюху. Говорить о незаконченной работе не люблю, как не люблю выражение "новый опыт", но, похоже, без этого никуда. Вот что я заметила: это, пожалуй, первый текст, в котором я позволяю себе вольности с языком, даже в авторской речи снижая его чуть не до разговорного и вставляя фразы из мемчиков (но их увидят не только лишь все). Конечно, это подано в логике условного 12-13 века, но тем не менее. Если есть возможность написать что-то смешное и нелепое, я ею с радостью пользуюсь. Может, тут играет роль моя нелюбовь к пафосу в целом. Разбить пафосный момент тупой шуткой - что может быть приятнее.

Как-то одна кисуля, читая рассказ о пленении намдалени, сказала, что герои там приземленные, обычные. И это прозвучало для меня комплиментом, ведь такими я и хотела их показать.

Думаю, во всем виноват канон. Не знаю, каков язык Тертлдава в оригинале, но, читая его книги, ты буквально понимаешь, что такое "живое прошлое". А еще понимаешь, что не боги горшки обжигают, как любила говорить матушка. Даром что весь канон - это война и политика, политика и война, да и сцены с "намдалени не на войне" пересчитываются по пальцам одной руки. Книги все равно оставляют ощущение теплоты и близости с героями, но кроме того - и важнее того! - ощущение близости эпохи. Я не знала про ету вашу Византию ничего, кроме того, что ее столица - Константинополь и что оттуда приезжали на Русь какие-то духовные наставники. А диплом истфака у меня купленный. А теперь я не так уж часто заглядываю в сеть, чтобы уточнить детали быта. Автор написал достоверное средневековье (у него степень по истории Византии, так что, думаю, челу можно верить), и написал так, что ты буквально видишь в персонажах соседей по подъезду, тетю Катю с маминой работы, друзей из Интернета, бывших одноклассников, политиков с экранов - всех, кого знаешь в жизни. Это не люди с другой планеты, как нас учили в универе. Это те же люди, что ходят вокруг. Пожалуй, чуть больше следят за базаром (все же традиционное общество) и не так погружены в виртуальную реальность, как многие из нас. А в остальном - ничего особенного.

Ты читаешь Тертлдава - и видишь вдруг, что мировую историю творят те же ребята, которые "я заболел, я не приду", "вы не понимаете, этодругое", "ойвсе", "че так дорого", "вашей маме зять не нужен" (и еще тысяча и один тупой подкат). Те самые ребята, которые срутся из-за мелочей, страдают фигней, подтупливают, сливаются по-тихому - и мир не рушится им на головы, жизнь продолжается, история творится.

Большим плюсом к этому могу отметить авторскую адекватность. Средневековье у Тертлдава - это не грязь, вонь, трэш, ужас, но и не прекрасные дамы и рыцари в сияющих доспехах. Такая же вульгарная бытовуха, как у нас. В чем-то лучше, в чем-то хуже. В целом - нормально. И можно бы сказать, что "это ж Византия, высокая культура, цивилизация", но даже в описании путешествий по степи и встреч со степными народами, быт которых, мягко скажем, не из легких, сохраняется эта адекватность. Отрада для сердца, утомленного перегибами.

Короче.

Это была реклама.

@темы: я читаю

19:57

дикий котанчик
У Ахматовой есть строки:

Чтоб тот, кто спокоен в своем дому,
Раскрывши окно, сказал:
"Голос знакомый, а слов не пойму", -
И опустил глаза.


Когда я их слышу (в плеере в исполнении Лолиты), у меня в голове появляется образ человека, который некогда дурно обошелся со своим близким - и потерял его. Причем потерял настолько невозвратно, что ранее близкий человек оказался буквально брошен в объятия чужеземцев. Именно поэтому голос знаком, а слова непонятны.

Иногда я думаю: что чувствовала мать доньи Марины, когда дочь, которую она продала рабыней, чтобы не делить наследство, вернулась в родной город вместе с конкистадорами?.. Хотя, судя по записям Берналя Диаса, мать там думала, в основном, о том, что теперь Марина захочет убить ее, а имущество забрать.

@темы: размышления

22:33

дикий котанчик
Простите, я решила упороться вообще вхлам, поэтому, если вы будете это читать, учтите, что там есть немного политоты. Совсем чуть-чуть, но как обойтись без политоты, описывая современные государства, я не знаю. Если ваши политические чувства будут чем-то задеты, пожалуйста, простите. Я не стремилась никого обидеть, правда.

Итак, если бы Намдален (норманнская Сицилия) как государство дожил до наших дней, а самое главное - сохранил бы преемственность традиции, он выглядел бы, на мой взгляд, как-то так:

I. Общие вопросики

читать дальше


II. Частные вопросики

читать дальше

@темы: размышления, как упороться в домашних условиях

дикий котанчик
Немного в тему предыдущего поста: почему намдаленским женщинам так много позволено и почему нравственный облик всего народа от этого не страдает.

Вообще я сегодня подумала, что неплохо бы провести обратный инжиниринг намдаленского воспитания. Само воспитание детей в книгах не описывается, но то, что получается в итоге - то бишь взрослые намдалени - это какой-то волшебный сон. Во всяком случае, для меня, с моим набором ценностей и предпочтений. И было бы неплохо понять, как это работает, с чего начинается, как развивается и так далее. Очень жаль, в общем, что сейчас эта традиция прервалась.

И все же, пока я не копала глубоко, а составила только общее впечатление, оно выглядит так: основная цель намдаленской культуры - воспитать из мужчины воина. Причем не воина-защитника, как бы дико это ни звучало, а воина-захватчика. Ибо нападать на Намдален никто особо не рвется, зато сами намдалени охотно отгрызут кусок чужой земли. Как я поняла, воинов там так или иначе растят из всех мальчиков. Наемники намдалени - одно дело, но даже представители других профессий, по наблюдениям главного героя, выглядят так, будто, по меньшей мере, обучены обращаться с оружием. Занятно, кстати, что и наемники умеют много чего другого, помимо собственно войны. Как-то они в спешке построили деревянную башню, которую осадные орудия даже покосить не смогли. Также помнится, что они неплохо справлялись с сельским трудом.

При всей их воинственности и алчности намдалени так или иначе прививаются определенные нравственные свойства. Например, они весьма умны и при нужде могут интриговать не хуже прожженных заговорщиков. Но двойная игра не поощряется их обычаем, и в большинстве случаев намдалени отличаются редкой прямотой и открытостью. Прививается также чувство собственного достоинства (у некоторых переходящее в болезненное ЧСВ). Например, меня весьма удивило, что трехлетний пасынок главного героя на вопрос "Мальчик, как тебя зовут?" без запинки называет свое полное имя - целых три слова. Ну, знаете, как если бы детсадовец вместо "Саша" сказал "Коренев Александр Васильевич" и нигде не запнулся.

Также намдаленский обычай не поощряет жертв и жертвенности, не превозносит страдания. Поэтому, хоть и воины, намдалени скорее сдадутся в плен или отступят, чем будут биться до конца в безвыходном положении. Поражение и плен при этом не вызывают у них особых душевных терзаний - тут, думаю, играет роль их легкое отношение к жизни.

И вот эта насквозь военизированная культура очень мало места оставляет для женщины. Если из мужчины нужно вырастить воина, то женщина растет как трава, от нее ничего особо не ждут. Ей не указывают на ее место, ее не угнетают, просто культура сосредоточена не на ней. Думаю, матери учат дочек готовке и рукоделию, но какого-то нравственного воспитания для женщин не предусмотрено. Нет добродетелей, которые считались бы женскими, например, верности или целомудрия, кротости и послушания. Поэтому, варясь во всей этой военизированной среде и не имея отдельной традиции воспитания, женщины усваивают мужские идеалы, и мы получаем, простите, поколения домохозяек с душами воинов. Но то, что для воина простительно, в исполнении домохозяйки выглядит странно, поэтому жена главного героя страшно раздражала меня и, судя по отзывам, еще многих читателей. Занятно, кстати, что обе поименованные намдаленки в книгах не чурались рукоприкладства.

Подводя итог: намдаленское воспитание, если оно усвоено, - это некий знак качества. Во всяком случае, знак того, что от человека можно не ждать дичары неадекватной. Мне вспоминается, как во время кампании главного героя против намдалени он решил развязать партизанскую войну и стал обучать крестьян ее приемам. На что один из командиров намдалени сказал ему: ты учишь ремеслу убийц людей, которых не воспитывали как воинов, которые не знают ни ответственности, ни границ жестокости - и когда-нибудь это дорого тебе встанет.

В общем, ребят, если идеал захватчиков может существовать - то вот он.

@темы: размышления, мурмурмур

20:19

дикий котанчик
Ребята, предвосхищая вопросы и надеясь на ваше благоразумие, уточню:
1. Я не принадлежу ни к какой конфессии.
2. Я не пропагандирую традиционные ценности.
3. Я не пропагандирую нетрадиционные ценности.
4. Я пропагандирую котят.


Сегодня на Ютубе послушала проповедь одного священника, в которой поднималась тема того, что, когда женщина потеряет стыдливость и целомудрие, наступят последние времена. Понимаю, что для нашего века звучит диковато, но, на мой взгляд, рациональное зерно в этом есть. Только дело, мне кажется, не в целомудрии.

Все дороги вот уже два месяца как ведут к намдалени, и дальше я снова буду ссылаться на них. Так вот, намдаленским женщинам в отношениях полов дана очень большая свобода, сравнимая, быть может, с современной. Конечно, о чайлдфри и карьеристках речи не идет, все-таки тринадцатый век на дворе, и женщины там поголовно матери и домохозяйки. Но если даже вспомнить тех двух намдаленок, которые названы по именам: жена главного героя просто перебирается к нему жить, когда они влюбляются друг в друга. Никакого официального брака не заключают (да и кто бы обвенчал чужеземцев - еретичку и безбожника), и родня женщины принимает это совершенно спокойно. Лишь бы муж ее не обижал, а там и им как родной будет. Ну, ладно, думаю я, она ко времени этого знакомства была уже вдова с маленьким ребенком, может, к невинным девицам там отношение строже. Но дальше мы видим пятнадцатилетнюю девочку, дочь наемника, которая встречается с мужиком вдвое старше себя. Да, они одного круга и он весьма достойный человек, но тем не менее. Девица спит с ним (не расписанная, конечно), ездит куда-то, ходит на тусовки с выпивкой. И ее родителям норм. Хотя даже в наши дни подобную связь бы не в каждой семье приняли.

Если посмотреть на полные имена персонажей-намдалени, видно, что у половины из них отсутствует отчество. А так как эта половина по социальному статусу, уровню воспитания и образования ничем не отличается от другой, можно сделать вывод, что дело тут не в разных традициях именования.

При всем этом намдалени никак не назвать разлагающимся народом, скорее наоборот. У них нет проблем с рождаемостью, они пассионарны и искренне убеждены, что будущее за ними. И знаете, глядя на них, легко поверить, что так оно и есть.

Поэтому я делаю следующее экспертное заключение: дело не в женской стыдливости и даже не вообще в чем-то конкретном. Дело в том, что народ, у которого целомудрие было, допустим, одной из главных ценностей, эту ценность отринул. И дальше у многих в голове срабатывает такая схема: если я нарушил что-то одно и все нормально, значит, можно нарушить и другое, да и вообще гори к чертям это старье, го бухать.

@темы: размышления

19:57

дикий котанчик
Кому-то мы непременно нужны, кто-то мечтает о нас, кто-то считает дни до встречи, хотя не больно-то верит в нее.
Анна Кирьянова


Знаете это чувство, когда персонажи в книге легко отказываются от того, за что ты бы выложил миллионы?

В книге: Устав от самодурства нанимателя, намдалени хотят вернуться на родину и предлагают главному герою с его отрядом идти с ними. Один из центурионов отказывается: ничего, мол, не имею против намдалени, но не хочу прожить остаток дней среди варваров.
Я: Мужик, если все равно не плывешь, уступи мне свое место на корабле.

В книге: Намдалени троллят партизана: что, предпочел бы нас не видеть? Естественно, отвечает партизан.
Я: Мужик, если тебе не надо, дай я посмотрю.

В книге: Намдаленка, любовница главного героя, отселяется от сородичей, чтобы перебраться к нему.
Я: Киса, если не возражаешь...

@темы: личное

18:35

дикий котанчик
Сколько их, взоры к жаркому небу подняв,
На песке погибало от жажды!
А могли бы пройти этот путь за три дня,
Как потом и случилось однажды.
Н. Болтянская


Сегодня я обнаружила, что в первой трети повести, которую я пишу, у героини появляется реальная возможность без особых усилий устроить свою жизнь. Если бы она ею воспользовалась, остального сюжета просто не случилось бы. А не воспользоваться причины нет - это совпадает с ее желаниями, да и сама она не тот человек, что будет отмазываться в духе нучтовыненадо, янеготова, давайтечерезгодик и так далее. Иными словами, если бы ей только пришла в голову эта мысль, можно было бы пускать титры. Единственная причина, по которой героиня не устроила свою жизнь сразу как это стало возможным - она просто не подумала об этом. Пусть бросит в нее камень тот, кто никогда не упускал удачных шансов.

Но суть даже не в этом. Ведь может статься, она далеко не единственный человек, кому достаточно принять одно простое решение, чтобы все шло хорошо. Кто продолжает идти сложным путем или вовсе никуда не идет лишь потому, что нужная мысль пока не пришла ему в голову, хотя лежит на поверхности.

Мне нужно об этом подумать.

@темы: размышления, творческое

20:13

дикий котанчик
Прощу прощения, немного страдаю фигней после рабочего дня.

Плюсы и минусы нанимать намдалени (если вдруг вы решите это сделать)

ПЛЮСЫ:
+ это если не лучшие в мире, то, во всяком случае, одни из лучших воинов, которые могли бы переломить ход многих сражений; среди конных войск им вовсе нет равных;
+ если их не нанимать, они придут сами, и не затем, чтобы служить вам, а так вы хотя бы направите их энергию в нужное русло;
+ если прошлой ночью ваша любовница говорила только "да", а советники наутро выдали удивительно умные мысли, и вам не на ком выпустить пар, вы сможете наорать на намдалени на военном совете - благо, они всегда дают для этого повод.

МИНУСЫ:
- дорого;
- их всегда нужно держать на прицеле, под наблюдением, поблизости, а если отпускать куда-то одних, то ненадолго: как только вы отвернетесь, они захватят вашу страну;
- если они считают себя в чем-то обделенными и что вы им что-то должны, а они считают так 99% времени, вас ждут яркие увлекательные ссоры, скандалы и разборки; если устанете, можно использовать фразу "не нравится - валите в свой Намдален", но не слишком часто, чтобы они реально не свалили.

***
Как видите, есть менее экзотические способы вложения денег, например, я искренне советую путешествия.

@темы: как упороться в домашних условиях

дикий котанчик
Что ж, я почитала немного о Сицилии, чтобы понять, куда подевались намдалени. И вот что я как историк могу сказать на основе пары статей из Википедии (оцените глубину анализа, как говорится).

Государство, которое создали северные завоеватели (условный Намдален), просуществовало так или иначе около семи веков, а вот народ, который это завоевание породило, так долго не продержался. Намдалени у Тертлдава - это гармоничная помесь германской и романской культур, с преобладанием, как мне кажется, первой. И вот эта германская часть просто постепенно вымывалась местной романской традицией, пока от наследия завоевателей почти ничего не осталось. Это не плохо и не хорошо, это естественно. Хотя кого я обманываю, пойду поплачу, такую страну просрали.

Вот одна из причин, по которым я не люблю читать или смотреть художественные произведения: мне может в них что-то понравиться. Любить то, чего на свете нет, мне было нормально в детстве. Сейчас я уже взрослая девочка и, если мне что-то по душе, я хочу, чтобы это было и в моей жизни. В обычных условиях я бы уже пошла гуглить, че там етот Намдален, какие условия по туристическим визам, где можно поучить язык и так далее.

А сейчас я ничего не могу сделать. Не скажу, что испытываю от этого невыносимые страдания, но для человека, привыкшего планировать и действовать, это тяжело.

@темы: Нуремхет как она есть, из истории человечества

14:28

дикий котанчик
Отец твой должен был сказать, когда б тебя любил,
Чтоб ты мне голову отсек, а тело разрубил,
А части сжег, а пепел чтоб развеял на ветру -
И вот тогда, возможно, я действительно умру.

Но если в доброте своей оставишь у меня
Хоть каплю сил, хоть горсть воды, хоть язычок огня,
Пускай стервятник надо мной уж крылья распростер,
Я поднимусь, и я напьюсь, и разведу костер.

А не погонишься за мной, поддавшись куражу, -
Я отойду и затаюсь, и раны залижу.
Я из любой тюрьмы сбегу, и будешь ведать впредь,
Что даже каменной плитой меня не запереть.

Взойду зарей, взметнусь волной, стряхну оковы сна,
Веселой песней разольюсь - да всем ветрам весна!
И пожалеешь, может быть, в священной простоте,
Что, побежденного, меня добить не захотел.

Я без остатка все верну, сквозь скалы прорасту,
И в этот день ты проклянешь свою же доброту.
И как на утренней заре увидишь корабли -
То я иду. Я помню все. Давай поговорим.

Я хотела назвать это стихотворение "Песенка неубиваемой херни", простите. Оно посвящено намдалени, но вы этого даже не заметите.

@темы: стихи и песни

дикий котанчик
Собственно это и есть главный мой жизненный ориентир, к которому я стремлюсь и сердцем, и разумом. Как-то я написала в шутку, что, если бы создавала религию, в ней была бы единственная заповедь: не перегибай.

Представим, что есть чаши весов. И, наполняя каждую, я стремлюсь к тому, чтобы ни одна не легла на землю. К сожалению, многим людям либо свойственны перегибы (чаша лежит на земле), либо они вовсе ничего не могут положить на весы (ты нормальный парень, но как-то ни о чем). Перегибы вызывают у меня любопытство, иногда - уважение (смотря куда перегнули), но не вызывают любви.

Удержать равновесие - мой принцип, мое стремление, мое чувство прекрасного, моя любимая игра. Как далеко я смогу зайти, чтобы додать себе и при этом не скатиться в вульгарность? Как построить работу так, чтобы меня ценили, а я не задолбалась? Как оттянуться в отпуске на все деньги, и при этом оставить на карточке приятную сумму?

Равновесие свойственно природе. Любое напряжение стремится ослабить себя, любое давление стремится разрешиться. Чем быстрее позволить им это сделать, тем легче будут последствия. Так, я предпочитаю как можно раньше успокоить и обнадежить человека в трудной ситуации. Если травма предполагает возможность восстановления, я скажу об этом сразу после травмы. Если в рассказе поединок ведется не до смерти, а до первой крови, я скажу об этом до начала поединка. Вот вам давление, а вот клапан для сброса, будьте спокойны. Потому подлинная дикость для меня - это стремление к равновесию, избегание крайностей. В природе мало какая борьба "до последней капли крови".

Я предпочитаю со всеми быть в хороших отношениях, и только потом узнаю, что девица, с которой мы мило обсуждали музыку и котят - на самом деле адовая стерва, которая вот уже восемь лет меняет места работы, нигде не задерживаясь из-за скандалов с коллективом. Я боюсь презирать и осуждать - ничто так не искушает судьбу как "уж я бы на месте этого ублюдка так не сделал". Когда я только получила нынешнюю работу, то свысока думала о тех мужчинах, которые сидят на шее у своих жен - ведь можно поднять жопу с дивана, и работа найдется. Вскоре я поняла, что совершаю "ошибку выжившего", и отбросила всякое чувство превосходства.

Неудивительно, что с таким подходом намдалени кажутся мне потрясающими. Оба народа, которые, смешавшись, породили намдалени, мне по отдельности мало интересны. Каждый из них склоняется в свою крайность. Что грубые северные варвары, что хитрые южные островитяне-имперцы. Но, соединившись, эти две культуры породили нечто необыкновенно прекрасное. Народ, унаследовавший от своих северных отцов крепость, прямоту и воинственность, а от южных матерей - честолюбие, хитрость и легкость. Кто сказал, что это не сочетается. Тем более что очень многие намдалени - наемники и пираты, а наемники тоже вызывают во мне теплое чувство - это воины, которым не свойственны перегибы, связанные обычно с образом воина. Намдалени горды - но прекрасно знают, когда и куда гордость можно засунуть. Они честны и прямы - но если уж начинают вести двойную игру, заткнут за пояс любого придворного. Они придерживаются своих обычаев, но не закоснели в них и отступают от традиции, когда им это удобно. Они воинственны, но совсем не жестоки. Вспоминаются их карательные меры против партизан - смех один. Гитлеровцев бы весьма позабавило. Как могла я не влюбиться в такое потрясающее равновесие!

@темы: Нуремхет как она есть

23:48

дикий котанчик

У меня такое чувство, что этот дневник иногда скатывается в состояние "блог-имени-одной-книжки", но так как мне не с кем обсудить прочитанное, а говорить хочется не затыкаясь, что еще остается.


Я тот человек, который всегда старается понять другого. Во-первых, чтоб со мной было легче общаться, а во-вторых - мне любопытно. Если другому что-то нравится, я пытаюсь сама увидеть в этом красоту - и, как правило, вижу. Если другого что-то раздражает, я пытаюсь посмотреть на это его глазами - и, как правило, могу. Так и с книгами Тертлдава: узнав из отзывов, что часть читателей намдалени бесят, я попыталась посмотреть на своих любимцев глазами тех, кому они неприятны.


И вот что я могу сказать: как бы я ни любила намдалени, я не могу отрицать и того, что 99% времени они вызывают желание поставить их на место. Никаких ужасов они не творят, дешевых понтов не кидают, айфонами в кредит не хвастаются, но покритиковать чужие обычаи любят. В то же время, стоит указать им на их ошибки, в ответ получаешь ойвсе или этодругое. Цвет воинства, что ни говори.


И вот в третьей книге, наконец, наступает момент, которого читатели так ждут: намдалени ставят на место. Они поднимают мятеж против своих нанимателей, а те натравливают на них орды дьяволопоклонников (и еще партизан, и трудно сказать, кто хуже). Дьяволопоклонники давят намдалени числом и многих, в том числе всех старших командиров, берут в плен, требуя за них нехилый выкуп.


Что происходило с намдалени в плену, автор почти не описывает. Вместо этого я полтора часа слушаю о том, как главный герой водил племянницу императора по ресторанам тавернам, что они ели и как переспали. Тоже интересно, но я бы лучше послушала про наемников.


А так пришлось писать самой. Когда я только задумала этот рассказ, мне казалось, я получу некое мстительное удовольствие. Ведь зная, что с намдалени не случится ничего непоправимого, можно позволить себе порадоваться тому, что с них собьют спесь. Но когда я стала писать, то поняла: никакого удовольствия мне их страдания не доставляют.


Хотя, конечно, сам рассказ вышел, как мне кажется, весьма недурным. Лишней жестокости я не допустила, все строго в рамках канона, приемлемости и общей адекватности, сама к себе придраться не могу. И, конечно, жизнеутверждающая концовка в лучших традициях белорусской классики, иначе зачем все.


Чувствую себя как мать повзрослевших и обнаглевших детей, которая, с одной стороны, понимает, что их надо бы наказать, а с другой - так любит их, что не может этого сделать. Посему лучше бы я почитала об их злоключениях у Тертлдава.



@темы: я читаю, творческое

дикий котанчик
Как говорится, хорошие книги заставляют людей задуматься, и вот я задумалась.

1. Агрессия не равна ненависти. Агрессия в чистом виде - это "я стремлюсь, чтобы мне было хорошо, пусть даже за твой счет". Ненависть - это "я стремлюсь, чтобы тебе было плохо, пусть даже за мой счет". С агрессором вы можете услышать друг друга, с ненавистником - вряд ли. Если вы воюете за условные золотые копи, для агрессора копи - цель, для ненавистника - повод. Посему некоторые комментаторы в интернете страшнее иных разбойников. Из этого следует и другая мысль: если вы соперничаете, претендуя на одно и то же, но при этом ведете себя нормально, это соперничество никого из вас не делает дурным человеком. Просто не будьте мудаками. Это же изи.

2. Если компетентный орган не требует сертификат испытаний, не испытывайте людей. Не оставляйте человека один на один с его соблазном в надежде, что он проявит себя с лучшей стороны и устоит. Даже если устоит, ничего хорошего в таких проверках нет, разве что вы сможете потом красиво сказать "я в тебя верил". Но оно того не стоит.

3. Пренебрежительные слова гораздо легче слышать от того, кого можно уважать за дело. Если же человек не делает ничего особенного, а просто нормально себя ведет, то отзываясь о других пренебрежительно, свой авторитет он также роняет. Потому что любое презрительное высказывание влечет за собой закономерный вопрос: а ты? И хорошо, если этот вопрос возникнет только у людей.

@темы: размышления

20:40

дикий котанчик
Ребята, я сегодня подняла +100 к ЧСВ и почувствовала себя как тот суровый профессионал из голливудских фильмов, которого пришел похвалить сам президент, а он такой: "У меня тяжелый пациент, ждите".

Сидела я, работала над одним сложным заказом, сосредоточенная и злая (перевод был отъехавший, потому что оригинал составлял не носитель языка). И тут пишет мне начальница - не та, которую я замещаю, а та, которая наместник гендира на земле. И спрашивает: не я ли, мол, в сентябре вытащила с того света заказ N. Заказ N - это 10000 экселевских ячеек дурного перевода на польский, который я переписала наново своими лапками. Предвосхищая вопросы: я понимаю польский, потому что он похож на белорусский.

Я ответила, что да, это я. На что начальница начала вещать о том, что гендир поручил ей собрать с каждого отдела по лучшему человеку, дабы они вместе нянчились с заказами еще одного важного клиента. Меньше всего мне хотелось отвлекаться от моей работы и слушать, чего там хочет гендир. Знаете, что я ей написала? Я написала: жаль, я думала, вы упомянули заказ N, потому что хотите дать мне деняк (уверена, что полячку оштрафовали, но я из этого штрафа ни рубля не получила); вы пишите, но отвлекаться я не буду, потом приду и прочту, когда закончите - и отключила скайп.

Конечно, если бы мне написал сам гендир, может, я бы так не говорила. А может, и говорила бы - в конце концов, кто как не я вытягивал самых безнадежных пациентов типа машинного перевода пятисот страниц корейской фармацевтики. Но ух, прям крутой себя почувствовала.

@темы: работа

20:23

дикий котанчик

Я тут прочитала одну интересную мысль, которую мне хочется процитировать.


Оригинальная запись здесь.



Если смотреть на то идеализированное представление пиара, которое мне пытаются пропихнуть на этой лекции, всё выглядит так, будто пиарщик — это профессиональный дружила. Он будто пытается подружить публику — или некоторые её сегменты, — и холодную безликую корпорацию. Причём на самом деле влияние пиарщика больше идёт на саму организацию, чем на публику.


Такое: "Корпорация, втяни клыки! Я знаю, что капитализм, но ты всех пугаешь! Корпорация, не забывай про дни рождения работников, им будет приятно. Корпорация, ты обосралась? А я предупреждала, что это вызовет волну возмущения, я предупреждала, что ты делаешь нехорошие вещи. Вот тебе шаблон извинений, расчёт репараций и милая акция с щеночками, чтобы поднять всем настроение".


Будто попытка причесать чудище и ввести его в социум. Чудище это не принципиально плохое, но изначально нечеловеческое, все это видят, но пиарщики так: "Да, у него клыки и рога, но зато смотрите какой он пушистый! И кофе хороший делает, все это знают. А ещё очень добрый, заботится об экологии и будущем планеты. И пушистый!"



Как любителю олицетворений всего нечеловеческого, мне эта мысль зашла. От себя добавлю, что, поскольку я уже три года работаю с корпоративными клиентами (точнее с их заказами, от работы с клиентами небеса меня уберегли), для меня они с самого начала не были безликими. Я знаю, как у кого идут дела, как он себя ведет, с кем ссорится и с кем дружит (например, узнала, что две весьма известные кондитерские фабрики адски срутся из-за товарных знаков, не в силах поделить советское наследство). Так как на работе я проверяю много договоров (ничего личного, просто их легче всего сличать с оригиналами), в какой-то момент мне стало казаться, что средневековые понятия доброго имени и преданности сюзерену перекочевали в наши дни в бизнес. И серьезные компании готовы идти на большие жертвы, лишь бы сохранить доброе имя или очистить его в случае реальной вины. Дочерние предприятия должны действовать вопреки собственным интересам, если это идет на пользу материнской компании. И так далее.


Иногда кажется, что у компаний больше чести, чем у иных рыцарей.



@темы: размышления

20:37

дикий котанчик
Мне (да и не только мне, наверное) всегда хочется думать, что те, кто мне нравится, обладают выдающимися душевными свойствами. Неким величием души, если угодно. Каждый, конечно, своим.

У Шичининтай это свойство долго искать не надо: своими успехами они обязаны низкой внушаемости, которая позволила мальчикам из простонародья кошмарить даже местных демонов, не делая притом ничего, что выходило бы за пределы человеческих возможностей. Если все ограничения и вправду в голове, у них в головах те просто не задерживались. Шичининтай, видно, не склонны были в детстве верить всему, что им говорят, и это сослужило им, повзрослевшим, добрую службу. Дало тот невидимый, но неодолимый щит, который я хотела бы дать и своим детям.

Что до намдалени, то сперва мне казалось, что выдающихся душевных качеств у них особо нет. Да, адекватность, но какое же в ней величие? Хотя по нашим временам на адекватных только молиться. Но потом я осознала, что есть у них и более яркое свойство. Одно из двух качеств, кстати, которые заставляют меня влюбиться в человека, будь это даже женщина. И свойство это - необыкновенная способность к восстановлению. Я, конечно, не все обо всех знаю, но ни у кого из намдалени я не видела душевных травм. Ни о ком из них я не могла предположить, что раньше он был другим, но какое-то тяжелое событие разделило его жизнь на до и после. Зато я видела, как переживали они горе - унижение, пытки, потерю родных, военное поражение - и как восстанавливались после этого. Восстанавливались целиком - со всей своей яростью, страстью, гордостью, радостью, искренностью и здравомыслием - ни язычка своего огня не оставив на пепелище, тогда как у очень многих людей часть радости навсегда уходит из жизни после тяжкого потрясения.

Конечно, вряд ли у стольких людей это свойство объясняется врожденными особенностями психики (хотя, может, и объясняется, я в этом не сильна, вон, говорят, темпераментность кавказцев во многом обусловлена физиологически). Предположу, что роль здесь играет и культура, в которой они росли. У намдалени отсутствует культ страдания. Погибнуть в бою? Что за чушь! Можно отступить - отступи, можно сдаться - сдавайся. Отдать жизнь ради спасения близкого человека - это вынужденная жертва и большое горе, а не пример для подражания. Гордиться тем, через что ты прошел, странно - лучше гордиться тем, что ты совершил. И так далее.

Знаете, некоторые культуры стоят на том, чтобы создать внутри человека травму - пускай даже ради благой цели: чтобы он ценил чужую жизнь, например, или чтобы вызвать в нем так называемую священную ярость. Но намдалени хороший пример того, что здоровое общество, отличающее добро от зла, можно создать и не культивируя боли.

@темы: размышления

дикий котанчик
Я уже писала о том, что лучшее, ради чего я читала цикл Тертлдава и что меня глубоко в нем тронуло - это местные народы. Мне было важно узнать, что у всех этих народов есть исторические прообразы - мало что сравнится с чувством, когда понимаешь: то, что тебе дорого, существует на земле. Ну, разве что чувство, когда закрыл все рабочие дела перед выходными.

Но хотя исторические прообразы у этих народов есть, современных потомков почти никто не оставил. Я говорю не о биологическом потомстве, а о культурной преемственности.

Сердце мое намдалени - норманнские сицилийцы - исчезли бесследно. Хотя, по правде говоря, что я знаю о современной Сицилии и народах, ее населяющих? Да ничего. И все же сомнительно, чтобы там сохранилось нечто вроде намдалени. Судя по их именам и некоторым обычаям, это если не полностью германский народ, то, во всяком случае, с существенной долей германской (готской?) традиции. Вряд ли на современной Сицилии есть что-то подобное.

Аршаумы, перед выдержкой и достоинством которых я преклоняюсь, - это, оказывается, половцы (тут мем из 2020-го). Половцы, насколько я знаю, тоже сгинули во мраке веков, оставив только мемчики. Но нужно будет почитать о них подробнее для очистки совести.

И наконец хатриши, мои милые хатриши, почетное третье место, к которым я не чувствую такой сокрушительной нежности, как к намдалени, такого молчаливого почтения, как к аршаумам, но о которых всегда было приятно читать и с которыми я во многом себя ассоциировала - это - пара-пара-па - венгры.

Во времена, о которых идет речь, венгры (угры?) были далеко не тем цивилизованным_народом_из_ЕС, что сейчас. Это еще полукочевники, и все же они узнаваемы, а традиция хоть и менялась с течением веков, но не прервалась. Хотя, конечно, о древней Венгрии я знаю еще меньше, чем о современной.

Конечно, я предпочла бы, чтобы в живых остались и наследники намдалени, но раз уж так, хм, хм...

Венгрия, одна тут отдыхаешь?

@темы: из истории человечества

10:41

А как?..

дикий котанчик
Ладно, пара нешуточных слов о том, почему я решила писать о проститутке.

Лет с шестнадцати (когда я поняла, что так можно и что это мне близко) в моих романтических историях появлялись отношения не "человек/человек", а "человек/сообщество". Еще конкретнее: женщина и воинское сообщество. В последние годы только этот тип отношений в моих историях и остался. А почему я так по нему прусь, можно узнать тут.

Конечно, по остроте чувств такая любовь напоминает скорее братско-сестринскую, трепета и романтических порывов там мало. Ведь, говоря языком геометрии, острота чего угодно - это концентрация на малой площади или в одной точке. Чем больше охват, тем меньше остроты. Чувство, разделенное на многих людей, вряд ли может пылать ярким пламенем. Но это никак не отражается на его глубине и силе.

Но даже в такого рода отношениях у читателя (и у меня, конечно) возникает вопрос: "А как они?.." И вот чтобы этот вопрос раз и навсегда закрыть и при этом не изощряться, изобретая тысячу и один обоснуй, мне и нужна героиня-блудница. Чтобы, видя ее чинно беседующей с очередным намдалени, читатель не отвлекался бы на вопрос в духе "интересно, спала ли она с кем-то из них, если они так близки", а держал в голове, что да, скорее всего, спала или может это сделать в любой момент, и еще с половиной столицы спала, здесь все понятно, едем дальше.

Таким образом удаляется ненужное любопытство, лишнее напряжение, и я могу сосредоточиться на более важных вещах.

@темы: творческое

дикий котанчик
Иногда человек говорит о себе, что он как будто должен был родиться в другом веке, так его взгляды чужды современности. Обычно при этом называют 18-19 века, хотя встречаются и более экзотические варианты.

Не хочу судить, когда я должна была родиться, мне нравится моя эпоха, но зачастую на нынешнюю жизнь я смотрю как будто из каменного века. Обходя подробности, скажу, что в целом это выглядит так: глядя на многие вещи, которые кажутся людям важными, я понимаю - когда-то этого не было и когда-то не будет, так стоит ли сейчас отдавать этому свое сердце? Кстати, занятное упражнение: если хотите понять, насколько важен и свят какой угодно институт или обычай, подумайте, существовало ли нечто подобное в первобытности. И, если нет, скорее всего, это просто новомодное веяние, придуманное затем, чтобы жизнь была более упорядочена.

Но я шучу, конечно. Для того чтобы так рассуждать, нужно хотя бы поверхностно знать эти эпохи, а как показывает практика, даже многие историки забивают на них болт.

Но об одной своей особенности я все-таки расскажу.

Лет с пятнадцати мои мечты о семье и детях выглядели не как "я жена любящего мужа", а как "я единственная сестра многих братьев". Конечно, это было задолго до того, как нам в университете рассказали об общественном укладе эпохи неолита, в котором удачная семейная жизнь примерно так и выглядела. В то время, как я поняла, заправляли делами коллектива все же мужчины, но женщины особо не угнетались, и у них оставалась как минимум одна важная роль - род велся по материнской линии. Это легче и точнее, чем вести его по отцу, как сейчас. Ведь, положа руку на сердце, ты не всегда можешь быть уверен, что дети твоей жены - твоей крови. Зато дети твоей сестры всегда твоей крови, ведь вы всяко потомки одного предка. Браки были неустойчивы и больше напоминали современное сожительство. Супруги не создавали новой семьи, а принадлежали каждый своей. Имущество их тоже не было общим и при расставании каждый забирал свое. Жену и детей содержал не муж, а братья жены - они же были ближайшими родственниками мужского пола для ее детей, могли обучать их, ведь, в конце концов, это их наследники. Муж, в свою очередь, имел обязательства перед своей сестрой или сестрами.

Затем, видимо, ближе к бронзовому веку, мужчины решили, что, раз вся власть и так у них, пускай и род ведется по отцовской линии, а то как лохи. А чтобы они были точно уверены, что дети их жен - их крови, отсюда, видимо, и пошло то, что мы называем угнетением женщин. Начиная от казней за измену и заканчивая женскими обрезаниями.

Ну да разговор не о том. А о том, что я старомодна и патриархальный брак кажется мне слишком новым и ненадежным веянием. Как-то очень современно для меня, я больше по классике. Ведь мужу я могу надоесть, разонравиться, он может жениться на другой, кто тогда станет заботиться обо мне и детях? Такая семья не вызывает доверия. А братья себе новой сестры не найдут. И родиться единственной женщиной в большой семье - великая удача, с тебя бы пылинки сдували.

Именно поэтому мне так нравятся истории о женщине в мужском сообществе - начиная от истории доньи Марины и заканчивая сказкой "Двенадцать месяцев". Потому и в моих работах этот мотив в последнее время появляется все чаще и чаще. Возможно, кому-то он кажется экзотикой, но для меня это скорее тоска по старой доброй незаслуженно забытой классике.

@темы: звезда минувшего, Нуремхет как она есть

дикий котанчик
Господа, если помните, парой постов ниже я говорила о том, что пишу рассказ о милой проститутке.

С этой проституткой произошла одна, как мне кажется, очень трогательная история, но она заслуживает отдельного описания, возможно, повести. А пока вот небольшой рассказ, в котором можно просто познакомиться с героиней, ее окружением и понять, что происходит вообще.

Описание: Небеса не дали Ваану-меднику сыновей, и все же пятью своими дочерьми он предпочел бы гордиться. Но средняя дочь, Ида, не оправдала родительских надежд. Мало что стала торговать собой, так еще друзей нашла - не к ночи будь помянуты.

читать

@темы: сказки