Записи с темой: индейцы и конкистадоры (52)
21:11

дикий котанчик
Еще вспомнились занятные оскорбления, которыми ацтеки осыпали испанцев во время боев за Теночтитлан.

Наши ла­геря окружили со всех сторон, и целыми днями шли бои, и раздавались клики ме­шиков: "Эй, злодеи, ни к чему не годные! От вашего короля вы сбежали, как и от честного труда: не умеете вы ни дома построить, ни поля засеять! не для слабонервных"

Хотя меня в этой истории заинтересовали не столько сами издевки, сколько то, почему испанцы вообще их поняли. Неужто Марина такая: хм, переведу-ка ребятам угрозы и оскорбления, это явно их ободрит.

***
Но это была всратая присказка, а вообще я собиралась грузить вас ацтекской этикой и этикетом. В основном тут будут цитаты из книги Сустеля об ацтекской повседневности, которую я вчера дослушала.

Вообще должна отметить, что у нас с ацтеками представления о достойном и недостойном во многом совпадают, и после того, как я прослушала главу об этике, в очередной раз погрустила о том, какую страну просрали.

Итак:

@темы: индейцы и конкистадоры

14:19

дикий котанчик
Вспомнила еще одну угарную подробность из книги Диаса. Может, покажется странным для столь суровой повести столь суровых времен, но там очень много обнимашек. Видно, для тогдашних (а может, и для сегодняшних) испанцев объятия были способом показать расположение к человеку, знакомому и не очень. Поэтому они не воспринимаются как нечто пошлое и хипстерское, вот эти все, знаете, free hugs, которые всегда вызывали у меня не самые приятные ассоциации. Тут объятия либо знак приязни и добрых намерений, либо выражение сильных чувств, например, когда Ольгин бросился обнимать Куаутемока, радуясь окончанию войны.

Уж не знаю, как воспринимали это ацтеки, во всяком случае, Диас не пишет, что им было откровенно неприятно, хотя обнять Монтесуму, скажем, Кортесу не дали.

Но если вдруг я что-то напишу про Кортеса и Куаутемока, туда можно будет бахнуть обнимашек по вкусу (правда, односторонних). Что с одной стороны мило, а с другой - аутентично.

@темы: индейцы и конкистадоры

16:48

дикий котанчик
Еще два неожиданных момента в книге Диаса.

Неожиданный момент раз. Диас пишет о Педро де Альварадо как о человеке тонком и обходительном. Отчего у меня когнитивный диссонанс, потому что во всех художественных и нехудожественных произведениях, которые мне встречались, Альварадо тот еще отморозок. Он, конечно, получил некое рыцарское воспитание и представление о правилах хорошего тона, но по натуре он отморозок. Если Кортес предпочитает пиздеть, то Альварадо - пиздить.

Я еще не читала, но краем глаза окинула материалы судопроизводства - его судили испанские власти за жестокость по отношению к индейцам. Если кратко, то суть обвинений и ответов на них сводится к: - Вы уебали правителя N и его людей. - Они выступили против меня, что мне было делать. И так двадцать раз. В общем, человек решает все проблемы мечом, тогда как Кортес предпочитал дипломатию и золотишко. Может, конечно, Диас несколько льстит Альварадо, ибо служил под его началом и, вероятно, очень уважал его. Но даже у Диаса я не видела примеров его охуенной вежливости, зато помню пару историй самоуправства и неподчинения вышестоящим.

***
А вот другая удивительная вещь. Из того, что я вам напиздела про ацтеков, может сложиться впечатление, что они собаки отбитые. Уж во всяком случае не тот враг, которого захочется взять в плен.

С одной стороны, да. Они, видимо, очень не любили сдаваться. О ком только Диас ни писал, что они "сложили оружие", но не об ацтеках. Даже их гарнизоны в ряде подконтрольных городов могли быть разгромлены или отступить, но я не встретила ни одного упоминания о сдаче.

С другой стороны, когда во время кампании против самого Теночтитлана его защитников все-таки захватывали в плен, происходила удивительная вещь. Человек, еще недавно готовый харю тебе отгрызть, вдруг становился шелковым и выполнял твои указания. Здесь у меня взорвался бы мозг, если бы я не вспомнила одну еще доиспанскую кулстори. Ацтеки пленили тлашкальского чувака, великого воина, не помню, как его звали, но не принесли сразу в жертву, а возвысили, дали под командование воинское подразделение и отправили участвовать в кампании против Мичоакана. Там он добился выдающихся успехов и вернулся в Мехико, облеченный еще большей славой. Правда, уже потребовал, чтобы его принесли в жертву, что и было сделано.

Здесь у нашего человека возникнет вопрос: а ацтеки не боялись, что он их кинет? Это же враг, как можно дать ему оружие, командование и отправить на войну! Он мог сбежать, завести отряд в болото, скорешиться с врагами и раскрыть им позиции, что угодно мог сделать! Но ацтеки не боялись, и он так не поступил.

Из этого напрашивается вывод, что воинский обычай науа так или иначе определяет, что если тебя честно взяли в плен, то ты становишься, мягко говоря, слугой, а грубо говоря - собственностью захватчика. И он уже может решить, как тобою распорядиться. На это опирались, например, договоры ацтеков с покоренными народами. Победитель уступал часть своей безраздельной власти в обмен на то, что побежденные будут, скажем, платить налог.

Пленный Куаутемок говорит Кортесу: я сделал все, что мог сделать человек, дабы не оказаться где оказался. Но раз уж я твой пленник, делай со мной что хочешь. Лучше убей, а то мало ли че ты там хочешь. И сейчас будет что-то совсем дикое, но вот эта пафосная стори о том, что Куаутемок не выдал под пыткой, куда ацтеки поныкали золото - она не совсем верна. Если верить Диасу, Куаутемок сразу сказал, что сокровища затопили, а озеро там непростое, что упало - то пропало. И он же, еще до всяких пыток, провел испанцев к себе во двор, где из колодца подняли незатопленное золото. Но королевские чиновники, видимо, не верили ему и надеялись, что под пыткой он заговорит по-другому. Ну, а то, что он пережил истязание молча - так он слишком гордый, чтобы страдать на людях. Но отношения к утайке сокровищ это молчание, думаю, не имеет.

Да и сам Кортес писал, что пленный Куаутемок вел себя "не выебываясь выказывая резкого нрава".

@темы: индейцы и конкистадоры

23:27

дикий котанчик
Хочу прояснить свою позицию на тему Конкисты и кто мудак, а кто невинная лапочка. Надеюсь, всем похуй и срача не разгорится, но мало ли.

Когда я только получила Конкисту в качестве темы для курсача, я подходила к ней благодушно-безразлично, без всякой предвзятости. Про индейцев я знала только, что у них были пирамиды и золотишко и вроде там кому-то вынимали сердце. Про испанцев - что они искали золота и приключений. На обе стороны мне было, в общем-то, плевать. Знакомясь с источниками, я не была заранее против кого-то настроена и ни за кого не болела. Поэтому не перетрактовывала слова как мне вздумается. И знаете, ни один источник еще не убедил меня в том, что одна из сторон зло.

Люди как люди. Со временем я привязалась к ним и, даже закончив универ, контент на тему древней Америки воспринимала как "о, про моих ребят пишут".

Давайте так: в истории Кортеса нет невинных кисок. Испанцы проделали с ацтеками ровно то же, что ацтеки проделывали с покоренными народами (гусары, молчать!). Они даже официальное оправдание себе придумали схожее! Так что ацтеков просто догнала беспощадная карма. Но и прочие народы Мезоамерики не тянут на невинную жертву, ибо радостно помогали испанцам ушатать ацтеков.

За майя и Южную Америку не скажу, хотя вон у Гибсона "Апокалипсис" как раз говорит, что майя, как и ацтеки, заебали себе подобных. Но мне трудно судить, ибо майя во времена Кортеса были давно не в зените могущества и кого они там заебали, не очень понятно. Друг друга разве что?

В общем, как видите, пример тут брать не с кого. Можно впасть в другую крайность и решить, что ну тогда все они мудаки и это история о том, как одни бандиты замочили других бандитов, переманив их бывших шестерок.

Но сдается мне, что мудакам и шестеркам не ставят памятников, не посвящают произведений искусства, не изучают их наследия, не называют их именами города-корабли-стадионы-нацгвардию.

Для меня же это просто интересные ребята, с которыми я была бы не против бахнуть чайку и побеседовать о жизни. Тем более что я стерегусь осуждать людей, не причинивших мне зла, и не люблю таких призывов от других. Есть в них что-то неправедное и опасное.

@темы: важное, индейцы и конкистадоры

дикий котанчик
Вчера кликнула на забавную контекстную рекламу и оказалась на странице парфюмерного магазина Библиотека ароматов. Заинтересовалась, полазила и в какой-то миг задалась вопросом: а создавал ли кто-нибудь парфюм на ацтекскую тему? Оказывается, да. Есть такой у Ив Роше, у Перрис Монте Карло, на Ярмарке мастеров тоже чето видела. Но желания купить они у меня не вызвали, потому что у нас с создателями разные ассоциации.)

В основном, в "ацтекский" парфюм добавляют какао, тропические фрукты или пряности, и, спору нет, у ацтеков все это было, но все это было импортное и шло из более теплых мест, оттуда, где вечное лето. Сами же ацтеки жили скорее в условиях вечной весны, куда более прохладных.

И если бы я составляла тематический аромат, он напоминал бы скорее запах весны - тот самый, который чувствуешь, выйдя на улицу в середине февраля, еще в пуховике, но уже под яркое солнце, когда в воздухе витает нечто такое, отчего становится ясно: зима всё.

Думаю, это должен быть свежий водный аромат (я одно время именовала запах весны "запахом воды") с ярко выраженными цветочными нотами (возможно, черемухи или вишни) и капелькой пряной остроты. Не легкий, но и не удушающий. Торжество и ликование, пафос и невъебенность, кровь и золото, заря великого дня.

Может, однажды, когда у меня будут лишние деньги и лишнее время, я наберу в Библиотеке несколько подходящих моноароматов и попробую смешать. Хотя, думаю, хуйня выйдет.

@темы: как упороться в домашних условиях, индейцы и конкистадоры

19:41

дикий котанчик
Вспомнила еще один момент у Диаса. Жиза на все времена.

Конкистадоры нашли клад Ашаякатля и собрались делить. Кортес сказал: минуточку, надо сделать обязательные отчисления. Итак, пятая доля королю, пятая - Кортесу, компенсация губернатору за корабли, покрытие расходов на снаряжение, на отправку послов в Кастилию, стоимость павших лошадей... в итоге после всех вычетов на каждого человека пришлась какая-то мизерная сумма, так, чисто прибарахлиться.

Простите, но это буквально тот самый мем: только соберешься разбогатеть, как сразу какой-нибудь Доместос закончится.

***
Уж не помню, кто писал, что индейцы сочетают в себе идеализм с прагматичностью. И, похоже, я латентный индеец, пацаны.

Для мечтательных людей я слишком приземлена, для приземленных - слишком мечтательна. Первым со мной скучно, вторым - непонятно. Думаю, в этом еще одна причина того, что у меня не много друзей. Вымышленные миры и герои, мало общего имеющие с нашей реальностью, слабо меня привлекают. Они для меня слишком эфемерны, и потому душе там нечем питаться. Но и узкое понимание реальности в рамках "дом-работа-соцсети-покупки" - тоже невыразимо нездоровая еда.

Я смотрю больше в сей мир, это правда, но смотрю взглядом ученого и поэта, в высоту и в глубь, ищу и замечаю в нем силу, красоту и смысл.

Но если говорить о том, кого я больше люблю и с кем мне приятней общаться, то, конечно, с мечтателями. Потому что человек, способный видеть и обдумывать картины иного мира, все мои загоны в рамках этого точно сможет понять: у него тупо шире охват.

***
Некоторые нелюбители Кортеса пишут, мол, он был настолько мудак, что умудрялся обрабатывать одновременно тлашкальцев и ацтеков, уверяя каждого, что тот ему симпатичен, и не говоря прямо, за кого он.

Сорян, а Кортес должен был в местных разборках выбрать себе любимца? Если он позиционировал себя как (будущий) властитель этих мест, то, напротив, должен был стоять над всеми этими конфликтами, что и делал.

Мне кажется, те, кто склонен считать Кортеса мировым злищем, уверяются в этом после строк его второго послания:

"Глядя на их раздоры и несогласия, я немало радовался, ибо полагал, что мне это как нельзя более на руку и что таким путем они быстрее будут покорены, я только повторял про себя известное присловье "разделяй и властвуй" и так далее, и даже вспомнил евангельское изречение, гласящее: "Omne regnum in se ipsum divisum dissolivatur" [Всякое государство, страдающее от раздоров, разрушается (лат.)], и вел с одними и с другими свою игру и каждого тайно благодарил за предупреждение и уверял, что питаю к нему более дружеские чувства, нежели к другому".

И, может, во многом этим объясняется его печаль перед началом войны с Теночтитланом. Помню у Тертлдава эпизод: император пришел под стены столицы, где засел самозванец. Осада результатов не дала, и он решился на штурм. Наемники, недовольные самоубийственным планом, спросили, не поехал ли он кукухой, раз хочет здесь угробить свое войско. Император наорал на них, ибо задрали ныть, и в рамках ора сказал вот что: я владыка этой земли, и всякий человек, что падет с любой из сторон, уменьшит мою силу. Не исключено, что так же думал и Кортес.

@темы: Нуремхет как она есть, индейцы и конкистадоры

13:54

дикий котанчик
Что мне еще нравится в ацтекской нравственно-правовой системе, так это то, что ты не можешь нарушить обязательства, но можешь их с себя снять. Например.

Ты жрец, скажем, Уицилопочтли. Тусовался при храме лет пять, а потом тебе стало скучно. Сердца вырезать научился - пора двигаться дальше. Скажем, хочешь попробовать себя в ювелирном деле. Да и жениться было бы неплохо. Тогда ты сначала слагаешь с себя сан, а затем идешь заниматься чем ты там хотел. Но если в сане жреца тебя застанут с женщиной, или на пьянке, или уплетающим рябчиков во время поста, скандал будет такой, что ты не то что на жречество, но даже на место уборщицы едва ли сможешь претендовать.

Или, скажем, ты замужняя женщина и в один прекрасный день поняла, что любишь другого. Или что смысл твоей жизни - по хуям скакать. Тогда ты сначала разводишься, а потом выходишь за кого ты там хотела, ну, или становишься проституткой. Но если тебя в статусе замужней женщины поймают на супружеской измене, тебя казнят вместе с твоим любовником.

По-моему, очень разумный подход.

@темы: индейцы и конкистадоры

дикий котанчик
И о Монтесуме, как обещала. Из книги Диаса я чуть лучше поняла мотивы его поступков, но добрых чувств они у меня по-прежнему не вызывают.

Итак, о чем речь. Благодаря шикарной ацтекской разведке Монтесума узнает о Кортесе раньше, чем Кортес о Монтесуме, и присылает к нему послов со стандартными вопросами: откуда вы, цель визита, вотэтовсе. Испанцы в то время еще слабо представляют, что такое Мезоамерика и что им там делать, и говорят: ну, просто поисследуем, поторгуем. Ацтеки относятся к этому благожелательно и во время визита детально зарисовывают самих испанцев, их снаряжение и вооружение, дабы дать императору возможно более полное представление о пришельцах.

И вот после этого начинается поведение истерички. То игнор, то не ходите в Теночтитлан, то ходите в Теночтитлан, то я буду платить любую дань, только поверните назад, то я буду сражаться с вами, то будьте дорогими гостями. Лютый фэйспалм, в общем.

Можно предположить, что, когда испанцы обросли многотысячной армией, Монтесума действительно опасался пускать их в город, но почему эти финты ушами начались, когда испанцев была малая горстка? Диас упоминает, и я склонна думать, что в этом и была главная причина, что, взглянув на изображения, он сопоставил их с пророчеством о том, что в этом году должны прибыть с востока светлолицые и бородатые посланцы бога Кецалькоатля. Мол, сам Кецалькоатль, милостивое божество и великий правитель, некогда изгнанный из Мезоамерики, обещал вернуться и снова править ею. Новость об этом вряд ли вызвала у Монтесумы восторг, он явно любил власть, да и любые перемены болезненны. Кроме того, Кецалькоатль был противником человеческих жертвоприношений, а ацтеки не только приносили их в принципе, но и приносили конкретно ему. В общем, можно было догадаться, что божество недовольно и начнутся репрессии.

И вот ацтеки кидают испанцев в игнор, те ждут-ждут какого-то ответа, ничего не получают, припасы заканчиваются, и они идут куда глаза глядят. Случай приводит их в земли тотонаков, недавно покоренных ацтеками, где Кортес представляется поборником справедливости и защитником угнетенных, тотонаки жалуются на ацтеков, Кортес спрашивает, есть ли еще недовольные, и, знаете, после этого дела у испанцев быстро идут на лад.)

А давайте пофантазируем, что бы было, окажись на месте Монтесумы человек решительный и честный, скажем, тот же Куаутемок или Куитлауак. Получив изображения испанцев, сопоставив их с пророчеством и пережив немало неприятных минут, он бы, думаю, решил так: если я не впущу божественных посланцев, то я буду собака неверная. Если это и вправду слуги Кецалькоатля, они все равно войдут, только потом еще и отпиздят, а если это просто туристы, чего их бояться. Надо выяснить.

И вот он отправляет посольство, дабы привести испанцев в Теночтитлан и познакомиться с ними. Ацтеки ведут Кортеса в столицу маршрутом, который им выгоден и удобен, а не позволяют шастать по Мезоамерике, обрастая полезными связями. В Мехико, выяснив, что это просто люди, император мог бы сделать им охуенное предложение: погостите у нас пару лет. Еда, питье, жилье, развлечения, девочки за наш счет, а вы нас научите делать и использовать огнестрел. После чего мы осыплем вас золотом и отпустим. А если откажетесь, то принесем в жертву. Делайте ваш свободный выбор.)

Но нет, они оставили испанцев шляться по Мексике, а испанцы - как болезнь. Если запустить, лечить будет поздно.

В общем, Монтесума ведет себя некрасиво. Уже перед самым входом в Мехико, куда он их все-таки позвал, отправляет новое посольство с повелением: разворачивайтесь и пиздуйте отсюда. И у Диаса прекрасно описано, как с волнением и опаской испанцы подступали к великому городу, испытывая, возможно, даже благоговейный трепет - и вот к ним приходят очередные послы с тем, что Монтесума снова передумал, испанцы вспоминают, что великим городом заправляет истеричка, и трепет проходит. Кортес, надо отдать ему должное, вежливо отвечает ацтекам, мол, Монтесума слишком великий господин и мудрый человек, чтобы так часто менять решения, так что мы все равно войдем.

В городе начинаются совсем уж подлые заходы. Во-первых, Кортес, конечно, спрашивает, почему постоянно приходили разные повеления. На что Монтесума говорит: это не я, это мой народ, ибо прошел слух, что вы могущественные потусторонние существа и они вас боялись, а я-то всегда рад вас видеть. И это не первый раз, когда он все сваливает на свой народ.

Другие разы выглядят так: союзники Мехико или непосредственно ацтеки, исполняя приказ Монтесумы, что-то мутят против испанцев с разной степенью удачливости. Испанцы узнают об этом, предъявляют Монтесуме типа че за дела, эти люди говорят, что ты им приказал, а он такой: я ничего не приказывал, это их собственная инициатива, вот они суки-предатели, накажите их. И это настолько низкая подлость, что я даже как-то затрудняюсь прокомментировать. Ведь эти заходы были еще до пленения Монтесумы, когда у него появились реальные основания опасаться за свою жизнь и его можно было оправдать хотя бы этим.

В общем, не знаю, почему мексиканцы склонны предъявлять донье Марине, которая была просто рабыней и, выбрав единожды сторону, придерживалась ее в радости и горе. А Монтесума, который и правда предал свой народ, так вроде ни в чем и не виноват.

Я не могу сказать, что он мне противен, все-таки я человек эмпатичный, а Диас много описывал подробностей их общения и его плена, и испанцы к нему прикипели, и так же прониклась я, и мне тоже было его жаль. И все же где-то на краю сознания не отстает от меня мысль, что этот человек предал буквально всех и продолжил бы предавать, покуда жив.

@темы: размышления, индейцы и конкистадоры

дикий котанчик
Дорогие друзья, сегодня великий день. На этой неделе я закрыла многолетний гештальт родом еще с институтских времен: целиком прослушала книгу Берналя Диаса "Правдивая история завоевания Новой Испании". Я ее неоднократно цитировала - и в дневнике, и в диссертации, но целиком так и не прочла. Ибо книга большая, а я ленивая. Но вот одна девушка из избранного стала ее читать, и я испугалась, что мне могут проспойлерить содержание.)) Хотя, сказать по правде, какие там могут быть ну прям спойлеры? Кортес трансгендер? Марина сядет за наркоторговлю? Ацтеки примут ислам? Как бы то ни было, я быстро взялась за дело и за три дня под рукоделие прослушала книгу целиком.

Остаюсь при своем мнении: это лучшее, с чего можно начать знакомство с Конкистой. Подробно, художественно, с вниманием и уважением ко всем сторонам дела и из первых уст, так сказать. Автор сочинения - самый что ни на есть подлинный конкистадор первого призыва, солдат-пехотинец, прошедший с Кортесом от А до Я, своими глазами видевший, как людей приносят в жертву на пирамидах. Во всех художественных произведениях, где Диас выступает как персонаж, даже в адской "Малинче", он изображен человеком добрым и чистосердечным, каким, судя по всему, и был. Ибо нельзя прочесть его книгу и изобразить его мудаком.

Не то чтобы книга принесла мне какие-то супероткрытия, скорее укрепила в прежних впечатлениях. Кортес - медоточивая лисица. Предпочитает закидать любую проблему котятами и замазать медом. И вместе с тем человек железного самообладания. Когда иной давно бы вышел из себя, говорит сладкие речи. Когда иной давно бы опустил руки, всех ободряет, смеется и делает вид, что ничего страшного не происходит. Неважно, выбиты ли они из Теночтитлана со страшными потерями, или прутся через джунгли, умирая по человеку в день, или он ранен, или что там еще. Удивительный человек. Такова же донья Марина "с великим бестрепетным сердцем" - тоже непростая киса, умеющая и подольститься, и вытянуть нужные сведения, и в то же время не теряющая присутствия духа и ободряющая тех, кто сам его потерял. Эти двое идеальная пара.

Ниже приведу моменты книги, которые меня особенно зацепили. Возможны спойлеры (если в этой теме вообще есть спойлеры).
__________________________

читать дальше

@темы: я читаю, индейцы и конкистадоры

16:33

дикий котанчик
Не считать анонсом, считать пояснением к теме поста!

У меня была и до сих пор не исчезла мысль написать об ацтеках повесть. Поначалу я думала окунуться в 16 век и написать слабоальтернативную историю об испанке, которую выдали за Куаутемока, так сказать, во скрепление мира. Но как закончить эту историю - а значит, и самого ее смысла - я так и не поняла, поэтому отложила идею в долгий ящик.

Затем у меня возникла новая мысль. Я захотела рассказать об уже очень сильно альтернативной Мексике наших дней. О том, что бы она собой представляла, если бы 90% индейцев не умерло от европейских болезней, а следовательно, численность их осталась такова, что у испанцев просто физически не получилось бы их растворить. Таким образом, мезоамериканская цивилизация, пусть и с европейским влиянием (ну, а кто его избежал?), продолжает существовать, и Мексика представляет собой не столько страну метисов, сколько лоскутное одеяло из множества индейских народностей, которым была, в общем, и до Кортеса. И вот девушка из народа пурепеча едет в Теночтитлан, чтобы выучиться на храмовую танцовщицу. Такая себе сериальная стори о простушке из провинции, жаждущей покорить столицу. Но, как говорится, есть один нюанс.

У этой истории больше шансов быть написанной, так как я знаю, чем ее закончить. И для нее мне нужно было изучить ацтекский религиозный календарь, хотя бы поверхностно (ибо к двадцать первому веку там многое должно было поменяться, но хотя бы основные вехи я для себя хотела уяснить). И, похоже, я забыла, с кем имею дело, потому что сегодня, читая о празднествах каждого месяца, я сидела с лицом лица. Тут не то что детали должны были поменяться, а ритуал - смягчиться, тут надо просто нахуй все переебать, потому что такие формы культа и даже такой моральный посыл в наши дни существовать не могут. Только единичные даты и периоды религиозного календаря я могла бы сходу адаптировать под 21 век, все остальное явно должно было пережить серьезную трансформацию, над которой еще надо будет подумать. Что неожиданно и неприятно, ибо я надеялась быстро пробежаться по календарю и понять, че писать об этой стороне жизни героини. Хотя чего я ждала от ацтекской религии, кроме кровавого пиздеца, если так подумать.

Вот завтра, например, у меня день рождения, и завтра начинается (плюс-минус) тринадцатый ацтекский месяц тепеиуитль, "пиршество гор". И лучше бы вам не знать, чем пируют горы, господа.

@темы: творческое, ужоснахъ, индейцы и конкистадоры

18:35

дикий котанчик
Раз уж сегодня день психоанализа, загоню еще одну темку.

Я поняла, почему меня так раздражает подход к Конкисте как к "злобные испанцы ушатали прекрасную мезоамериканскую цивилизацию, которая подарила бы миру много ценного, если бы не чья-то жажда золота". Во-первых, потому что это похоже на повесточную муть, ведь сейчас модно чморить колонизаторов. Во-вторых, говорящие так будто бы забывают, что это не испанцы, а мезоамериканцы под их руководством сами свою цивилизацию ушатали. И если забыть об этом, то обесценивается то главное, из-за чего я полюбила ацтеков.

Не всегда я могу определить, что именно в новой фиксации послужило спусковым крючком, но в случае с ацтеками все довольно однозначно.

Вот представьте. Есть жестокий человек, который угнетает других людей. Или жестокий народ, который угнетает другие народы. Одного этого факта мало, чтобы сложить мое к нему отношение, и все определяется тем, как ведет себя человек или народ, когда приходит час расплаты. Если он начинает трястись, скулить и надеяться, что это не за ним, - одно дело. Значит, это просто трусливый садист, в глубине души боявшийся наказания. А если он не боится, не ждет и не ищет себе пощады, как сам не щадил других, яростно сопротивляется и отстаивает свою правоту - это в корне меняет дело. Значит, и до этого человек или народ не просто так за чужой счет развлекались, а проводили какие-то свои взгляды, которые готовы защищать. Значит, не конченные уебки, а просто, ну, придерживались спорной точки зрения. Но ведь точку зрения можно поменять.

И именно это - что ужасные ацтеки, сами других не щадившие, не ждали пощады к себе и, даже понимая, что преимущество не на их стороне, видя, что против них восстала вся Мексика, предпочли довести дело до полного разгрома, а не сдаться - это в течение буквально полутора суток пробило мой лед и стало причиной новой фиксации. Все остальное, что я о них узнавала, могло нравиться мне, могло - нет, могло оставить равнодушной, но отношения к ним уже не меняло.

@темы: Нуремхет как она есть, индейцы и конкистадоры

дикий котанчик
Нашла очередную песню, которая ассоциируется с ацтеками и конкистадорами. И почти сразу поняла, что ассоциируется так сильно, а качество исходной дорожки такое хорошее (ну, от Мельницы другого и не ждешь), что нужно делать клип, дабы вы увидели все сами.

16+ за голые сиськи, вырванные сердца, пытки Куаутемока и прочие признаки здоровых международных отношений. Приятного просмотра.

Если видеофайл не открывается, вот прямая ссылка на него.



Сразу можно понять, по каким кадрам я особенно перлась.

панорама Теночтитлана
другая панорама Теночтитлана
вот эту вы еще не видели
о, вот еще красивая

Кортес с Альварадо ржут
Кортес с Альварадо ржут х 2
Альварадо ржет без Кортеса
почему Альварадо всегда ржет
как стать такой же позитивной
а, он бухает

@темы: творческое, индейцы и конкистадоры

00:43

дикий котанчик
Дошло до того, что я стала комментить мексиканские видосики про ацтеков и конкистадоров на испанском (в смысле комментировать на испанском, смотрю-то я с русскими субтитрами). Девица на заставке ролика - прямо я. Сколько ни видала материалов по теме, в большинстве случаев авторы склоняются к одной из сторон (чаще к ацтекам, но не всегда). Есть те, кто унижает обе (и непонятно тогда, зачем о них писать или снимать). И есть редкие котята, которые к обеим сторонам относятся с уважением и вниманием мальчики, не ссорьтесь, вы все хорошие, давайте лучше бахнем коньячку. Например, я. Или автор ролика.




@темы: мимолетное, индейцы и конкистадоры

дикий котанчик
В Вики сказано, что у Кортеса были так себе отношения с матерью. В 1530 году он перевез ее в Мексику. Наверное, так:

- Мам, смотри, я завоеваль.
- Мда, разочаровал ты меня, Эрнан, люди в твои годы серьезным делом занимаются, а ты ерундой страдаешь. Это все потому, что ты бросил университет, а был бы магистром права - сейчас жили бы при дворе, вон у доньи Изабель сын глава нотариальной конторы, а ты все по каким-то пустырям шляешься, наградил же Бог сыном, закрой окно, мне дует.

***
Как-то моей кисуле попался в олимпиадных заданиях кусок письма Кортеса, и мы позубоскалили на тему испанцев, лезущих к ацтекам обниматься.

И вот меня в третьем письме смущает один момент. Когда Куаутемока приводят к Кортесу, пленник подходит, кладет руку на кинжал у Кортеса на поясе и просит его убить.

Насколько близко должны сойтись люди, чтобы можно было положить руку на чужой кинжал, и почему Кортес не подумал, что чувак может его пырнуть или сделать другое резкое движение? У меня есть этому одно объяснение: у всех людей своя комфортная дистанция для общения, и у Кортеса она такая:




@темы: как упороться в домашних условиях, индейцы и конкистадоры

18:28

дикий котанчик
Пересматривала "Эрнана" и всю мою жизнь и отметила для себя некоторые моменты. Я уже писала, что в европейском кино важные вещи обычно не озвучивают, а предлагают догадаться по тому, что происходит на экране. Зрячий да увидит, так сказать. Так что о смысле некоторых сцен я догадываюсь далеко не с первого просмотра, как было со сценой с больным негром, например. Поэтому европейские фильмы я часто сохраняю, тогда как голливудские, хотя в моменте они более захватывающие и яркие, для меня обычно одноразовые.

Так вот, в седьмой серии "Эрнана" есть слезливая лавстори из юности Кортеса, которую авторы, видно, выдумали (во всяком случае, в Википедии ее нет, но почему бы ей не произойти, если так подумать) и о которой я не понимала, зачем под эту муть отводить почти целую серию и без того небольшого сериала. Мы же тут ради ацтеков собрались, нет?

Но вкратце о чем лавстори: Кортес был влюблен в девицу из арабского квартала и собирался на ней жениться (в то время кастильских мавров насильно крестили, так что формально можно было). Семья девицы тайно продолжала исповедовать ислам, и на них донесли Инквизиции. Дальше угадайте что было.

Я не понимала, что делают эти флэшбеки в истории о Конкисте и зачем заняли так много экранного времени, а сейчас подумала: а ведь, возможно, авторы решили показать, где именно Кортес научился тому, как не нужно поступать с неверными.

Еще интересный момент: когда арабам оглашают приговор, выводят родителей девушки - измордованных до неузнавания, но все же своим ходом. А девицу выносят мертвой. Похоже, хрупкий цветочек оказался не таким уж хрупким, если не подписал ни одно из дьявольских признаний и предпочел умереть под пыткой. Кажется, я нашла Куаутемоку невесту.

И еще одна сцена, ранее мной недооцененная, а сейчас я думаю, что это гениальный ход. Итак, Монтесума, забитый камнями, умирает от ран. Процесс, эээ, умирания длится не один день, и он просит Кортеса убить его, чтобы не страдать больше и не сдохнуть как собака, побитая собственным народом. У Кортеса внутри творится настоящий ад, потому что:
- они в осаде посреди озера, как выбираться - непонятно, возможно, смерть уже и над ним занесла косу;
- на нем и так груз множества смертей и неподъемное чувство вины;
- просто так убить безоружного человека тяжело;
- Кортес небезосновательно боится адских мук и полагает, что Монтесуму как язычника ждет ад, но сомневается, что тот согласится на крещение перед смертью.

И вот там есть сцена - которая, правда, оказывается лишь сном Кортеса, но каким гениальным сном - где Монтесума зовет его к себе, и его дочка подносит им наркотический напиток. Кортес начинает уплывать, Монтесума, чтобы совсем не потерять его, говорит, мол, я проведу тебя в транс (он-то явно более опытный товарищ). И вот они оказываются в некоем месте, странной пещере посреди ничего, и Кортес, которому не мешают больше ни языковой барьер, ни необходимость держать лицо, получает возможность выговориться и выплакаться и в итоге убивает Монтесуму, как тот и хотел.

Черт возьми, теперь мне захотелось написать сцену наркотрипа с Кортесом и Куаутемоком. Не знаю, правда, не сойдет ли это по нашему законодательству за пропаганду наркотиков. На всякий случай надо будет указать в шапке, что наркотики ето зло, а то вдруг кто не в курсе.

@темы: фильмы, индейцы и конкистадоры

дикий котанчик
Одна моя кисуля очень любит зиму, буквально молится на нее и делит всех условно на людей зимы и людей лета. "Летних", по ее словам, большинство. Если бы мне пришлось выбирать из двух этих вариантов, я бы назвала себя человеком лета. Но на самом деле я люблю, когда холодно и солнечно. Поэтому ближе прочих мне весна. Начиная с середины февраля, когда она только чувствуется в воздухе, принося ожидание радости, и заканчивая серединой мая, когда уже почти лето, но ты еще не сдох от жары. И вот климат мексиканского нагорья Жак Сустель описывает как "вечную весну". Это когда зимой +10, а летом +15. Кстати, я слышала, что в таком климате люди могут ходить без одежды, если приспособятся. Ацтеки, например, ходили в весьма символических шмотках. А наш тревел-блогер, которого я недавно смотрела, жаловался, что приехал в Мехико в июле и не вылезает из свитера. В общем, весна мне ближе и зимы, и лета - и сама по себе, и как художественный образ. Но лето тоже крутое, не вопрос.

***
Вконтакте я, как и здесь, пишу околоисторические посты, правда, больше короткие и ироничные, и бывает, ко мне заглядывают мужики, которые считают меня интеллектуальной дивой и пытаются завязать высокоинтеллектуальную беседу. Она обычно не представляет для меня интереса, и я почти всегда сливаюсь. Ибо хоть я и пишу об истории и умею в етот ваш сарказм, на самом деле о тех же ацтеках я пишу не оттого, что моему разуму они кажутся занятными. А оттого, что мое сердце к ним тянется. Но писать о нежности было бы слишком откровенно, поэтому обычно я рассказываю кулстори. Наверное, со стороны и вправду кажется, что я ленивая буржуазная кисонька, развлекающаяся занятными умствованиями. Но на деле я заебанный мелкий начальник, выкраивающий у бесконечных дел время на мою гиперфиксацию, любовь мою и тоску. И умствовать лукаво для развлечения очередного интеллектуала Вконтакте мне неинтересно.

***
Чем дальше слушаю Сустеля, тем больше понимаю, откуда вышли многие элементы современной мексиканской культуры. Но остаюсь при своем мнении: ацтекского духа мексиканцы не унаследовали, ибо дух зиждется не на внешних проявлениях, а на системе ценностей.

Помню, кто-то в сети предлагал концепт реалити-шоу: девушка зачитывает смешные и кринжовые подкаты, которые к ней делали разные парни, а сидящие в зале три мамаши угадывают, чей отпрыск отмочил очередной зашквар. По-моему, крутая идея, давно пора на всю страну показать, какое это позорище. У меня есть свой концепт шоу: называются всратые занятные обычаи современной Мексики, а сидящие в зале ацтеки и испанцы пытаются угадать, где чье наследие. Хотя некоторые мексиканские реалии таковы, что обе стороны будут сидеть с лицом лица и говорить: это твои дурные гены, у меня в роду такой хуйни не было.

***
Наверное, это не то, что вы ожидали услышать об ацтеках, ну, знаете, свирепые воины, жертвоприношения, кровь, кишки, слава Уицилопочтли, но весь этот кровавый угар у них относится исключительно к военной сфере. В быту это были, судя по всему, спокойнейшие люди и большие формалисты. Любили судиться по всякому поводу, произносить длинные нравоучения, соблюдать миллиард формальностей, крайне скверно относились к бытовому насилию - бить жен и рабов было не только зашкваром, но и правонарушением. Избитая жена могла получить развод, а избитый раб - свободу. Если раб реально вел себя как мудак, хозяин должен был - правильно! - прочитать ему нравоучительную речь, а если и это не подействует, то продать его. Раба, трижды проданного за непослушание, мог выкупить храм угадайте зачем. Так что я бы на его месте подумала, стоит ли бычить.

В общем, ацтек в быту - это человек, который помнит дни рождения всех родственников и умеет их адекватно поздравить, может сходить в паспортный стол и не умереть и решает проблемы в отношениях словами через рот. Девочки, присмотритесь.

***
Я поняла, что мне нужно выпить и переосмыслить всю мою жизнь, когда прочла, что ацтеки казались испанцам кровожадными мудаками из-за человеческих жертвоприношений, а испанцы ацтекам - из-за инквизиции и допросов с пристрастием, которых в средневековой Мексике не знали, а в Европе считали нормальной следственной практикой вплоть до 18 века.

А ведь действительно! Наше мировоззрение так сформировано, что человеческие жертвоприношения - это пиздец, а оружие массового поражения, способное за один удар уебать больше народу, чем ацтеки за все время их господства, - это печальная необходимость. Но жертвоприношения в ацтекской картине мира тоже были печальной необходимостью! Мне нужно пересмотреть мои взгляды на жизнь.

Еще везде говорится, что ацтеки были невъебаца суеверны, у них существовала развитая гадательная система, в которой каждый день календаря был благоприятен (для чего-то конкретного или в целом), неблагоприятен, нейтрален, в которой любое странное явление толковалось как знамение и имело смысл. Знатоков всех этих знаков судьбы обучали в высших учебных заведениях, так что это были прям дипломированные специалисты, которые потом занимались частными консультациями. К ним обращались по любым важным вопросам: когда лучше играть свадьбу, когда давать имя ребенку и какое, какая судьба его ждет, как ее можно подправить, когда воевать войну, когда то-сё, ну, вы поняли. Для меня, как для человека европейской цивилизации, это какие-то суеверия, но для ацтеков это была вполне себе точная наука, и я теперь думаю: а чего я до них докопалась, может, это реально точная наука и у них все работало, а я со своим ограниченным мышлением чего-то не понимаю.

И как после этого можно вообще судить о ком-либо объективно! Ведь мы всегда судим со своей колокольни, которая далеко не светоч истины. Единственным критерием хорошего и плохого я бы предложила оставить этот: подходит оно мне лично или нет.

@темы: индейцы и конкистадоры

дикий котанчик
Сейчас читаю (точнее слушаю) прекрасную книгу Жака Сустеля об ацтекской повседневности начала 16 века. Нахожу для себя много нового, ибо автор, видно, имел доступ к источникам, не переведенным на русский. О некоторых я знаю только, что они существуют, о некоторых слышу впервые. Эксклюзивчик, так сказать. Написано легко и увлекательно, с большой любовью к предмету, если уместно называть народ предметом. Не могу не делиться всратыми вещами, и в этом посте расскажу, как ацтеки пилили госбюджет.

Когда испанцы нашли ацтекские податные списки, то офигели от количества нулей. Если вспомнить нытье на тему непосильного гнета, которое лили Кортесу в уши те же тотонаки, у испанцев вполне могло сложиться впечатление, что ацтеки кровопийцы и эксплуататоры. Не отстанем же от них! Но они не учитывали ту маленькую деталь, что, пока европейские болезни не оставили на материке каждого двадцатого, в Мексике было овердохуя народу, и трудозатраты на одного человека приходились скромные. Никто не надрывался и не разорялся.

Тем не менее, богатства с огромной империи текли в Теночтитлан рекой, а император и илитка ими распоряжались. И тут будет что-то на варварском, но не было грани между личными средствами правителя или сановника и госбюджетом. Вся дань - общая собственность Мешико. Ты можешь тратить из нее как и сколько захочешь и купаться в роскоши, но при этом обязан исполнять все предписанные твоей должностью обязательства. Например, можешь купить сороковой наложнице лимузин и виллу на Мальдивах, но если вдруг случится землетрясение и у тебя не будет средств на компенсацию пострадавшим, к тебе возникнут вопросики. Или если приедут послы от условных майя, а ты их накормишь в школьной столовке, потому что все средства ушли на аквадискотеку. Или если к тебе придет жрец, скажем, Уицилопочтли и такой: я тут пораскинул и понял, что храму нужен еще один этаж. А ты ему: сорри, чел, приди через годик, сейчас не лучшее время - потому что уже пристроил новый этаж, только не к пирамиде. Во всех этих случаях на тебя заведут уголовку, и должность и доступ к кормушке - меньшее, что ты можешь потерять.

В общем, ацтекский распил бюджета происходил по принципу: не спешы подумой.

Тут встает вопрос, а как к этому относилось простонародье. Но, видимо, спокойно, ибо ацтекское общество было весьма пластично, и социальная мобильность была велика. Рожденный в семье раба мог закончить жизнь сановником и наоборот. Ни должность и власть, ни рабство не передавались по наследству. Все зависело от личных качеств человека, от его заслуг и банальной удачи. На месте у кормушки вполне мог оказаться пятый сын пахаря Ивана, и каждый это знал. Это была, кстати, одна из причин, почему ацтеки мягко обращались с рабами. Сегодня он раб, а завтра, как знать, не возвысится ли и не станешь ли ты сам его рабом. И если ты его унижал, прикинь, как неловко получится.

@темы: индейцы и конкистадоры

22:40

дикий котанчик
Простите, тут будет очередной визг на тему ацтекской улетности, ибо ребята суровы настолько, что должны считаться идейными вдохновителями Челябинска или я не знаю.

Прочла, что в правление Ауицотля (кулстори про его водопроводные неудачи двумя постами ниже) ацтекский купеческий караван окружили в горном поселке войска местных племен. Караван отбивался четыре года, а когда Ауицотль решил, что экспедиция подзатянулась и надо бы помочь пацанам, собрал войско и выступил по их маршруту, то оказалось, что уже не надо. Ибо ацтекские купцы всех победили и нагнули. Конец.

Как говорил Монтесума в "Эрнане", показывая Кортесу своих военачальников, "а эти воины - самые свирепые воины в мире". Но он забыл постучать по дереву, и вирус черной оспы сказал: ну-ка подержи мое пиво.

Внезапно нашла в "Глянуть позже" на Ютубе двухчасовую лекцию на тему могли ли ацтеки ушатать испанцев, если бы не умерли от европейских болезней. А так как спикер там - один из моих любимых специалистов и просто хороший человек Иван Семьян, уже заранее предвкушаю, как на неделе припаду.

Что касается моего мнения на этот счет, то я не знаю, кому сопутствовала бы удача. Ведь ацтеки сражались не только и не столько против испанцев, сколько против тысяч и тысяч своих бывших подданных и своих всегдашних врагов, теперь ведомых умными и отчаянными чужаками. И знаете, в моей вымышленной истории об альтернативной Мексике Конкиста все же случилась и была успешна, то есть подсознательно я, видимо, хотела, чтобы ацтеки проиграли. Потому что, во-первых, мне нравятся конкистадоры, а Кортес и ко были в таком положении, что поражение означало для них самую что ни на есть физическую смерть (в отличие от ацтеков, у которых пострадала бы скорее гордость). Во-вторых, если бы 95% индейцев не умерло от европейских болезней, их осталось бы так много, что испанцы не сумели бы растворить местные народы, но сумели бы культурно обогатить (ну, и поугнетать, куда без этого, хотя ацтеки и прочие науа при испанцах жили не в пример лучше своих бывших подданных). В-третьих, как отмечают многие историки, Мезоамерике очень повезло, что ее поимели испанцы. Годы были лихие: Европа шла раздавать люли, укрыться не удалось бы никому, не приплыли бы испанцы, приплыл бы кто-нибудь другой, куда менее благодушный. В "Эрнане", кстати, есть отрывочек на эту тему. Монтесума спрашивает Кортеса: если я отдам вам золото, вы свалите отсюда? И сам себе отвечает: это ведь только начало, так? Сколько еще людей приедет? Кортес, видя, что клиент поплыл, решает воспользоваться моментом и говорит: тысячи. Это не прекратится. Поэтому я и прошу вас принять защиту моего короля. Монтесума говорит: боюсь, пацаны не поймут, да ты бы и сам не попросил своих воинов сделаться рабами. Вообще в сериале попытались как-то облагородить образ Монтесумы, но из документов складывается впечатление, что у него были проблемы как с политической волей, так и с элементарной порядочностью.

@темы: индейцы и конкистадоры

дикий котанчик
С вами кисуля и ацтекские кулстори, надеюсь, вы скучали.

***
В ацтекской мифологии есть такая тварь, как ауицотль, водяное чудовище. Это стремная собачка с длинным хвостом, оканчивающимся человеческой кистью - этой кистью она ловит своих жертв. Обитает ауицотль на дне озер и рек. Либо ждет под водой, пока жертва покажется у поверхности, либо толкает лодку и ловит упавшего за борт, либо будоражит рыбу, чтобы привлечь ловцов хорошим клевом, либо подражает детскому плачу, в общем, подходит к проблеме творчески. Жертву ауицотль пожирает на дне или разбирает на сувениры, а останки выбрасывает на поверхность - но если другой человек захочет их забрать, ауицотль утянет и его. Приближаться к утопленнику могут только жрецы (я так поняла, жрецы Тлалока, хотя, может, и не только).

И вот батю Куаутемока звали Ауицотль. Наверное, его родители такие:

- Дорогой, как мы назовем сына?
- Не знаю, хочется чего-то небанального.
- Ни слова больше.

Правителем этот Ауицотль вроде был нормальным, закончил очередной ремонт Великой пирамиды и отметил это дело многотысячным жертвоприношением, все как вы любите. Хотя ремонт такое дело, что под конец реально хочется кому-нибудь вырвать сердце. В общем, дела шли хорошо, пока он не решил строить новый водопровод, ибо старый уже не вывозил все нужды большого города. На торжественном открытии акведука что-то пошло не так, началось наводнение, погибло множество народу, и, по некоторым данным, сам Ауицотль. В общем, как корабль назовешь, так он и потонет.

@темы: предания народов мира, индейцы и конкистадоры

19:33

дикий котанчик
Вчера искала давние материалы у себя в дайри и наткнулась на серию постов о Халиноми. Для тех, кто не знает, что это такое, сейчас поясню. Халиноми - четверо воинов-наемников, чьи образы кочуют по моему творчеству уже лет четырнадцать, с последнего класса школы. Действие их истории разворачивается на Ближнем Востоке, сначала средневековом, но после школы меня отвернуло от исламской цивилизации, и действие перенеслось на языческий Восток, в условный Шумер/Аккад/Вавилон. Последняя и официальная версия истории Халиноми, за которую мне сейчас не стыдно - это сборник рассказов "Дархи Звезда Удачи". До этого было еще несколько версий, и многие мои друзья (или точнее сказать подруги, у парня я такое наблюдала лишь однажды) выбирали одного из Халиноми, кто им ближе, и тащились по нему, и у меня даже есть фанфики, написанные людьми, с которыми я много лет не общаюсь.

Халиноми представляют собой четыре довольно ярких типажа, неудивительно, что друзья не всех любили одинаково, и мне в разные периоды жизни тоже кто-то один был симпатичнее прочих. Но вчера мне пришло в голову занятное сходство. Трое из четырех Халиноми пиздец как напоминают трех главных ацтекских божеств.

Райхо - Уицилопочтли. Если творить добро можно только с холодной головой и горячим сердцем, то Райхо - полная противоположность вершителю добрых дел. Он вспыльчив, легко впадает в битвенный азарт, скучает от однообразия и весьма невысоко ценит человеческую жизнь. При этом с ним может быть довольно приятно общаться: он не лезет со своим драгоценным мнением и не стремится раздавать советы. Если вы собираетесь мутить сомнительную авантюру и вам нужен надежный друг, а не советчик и голос совести в одном лице, лучше позвать Райхо. Просить пощады у него бессмысленно, если вам нечего предложить взамен, а заинтересовать его непросто.
Ладише - Кецалькоатль. Это, наверное, самое сильное сходство из трех, потому что, кроме личностных качеств, в раннем образе Ладише есть змеиные черты. В последней версии текста их уже нет. Ладише из всех четверых самая кисонька. Он вежлив, спокоен, рассудителен, нередко печален, иногда ведет себя как твоя мамка и дает советы, которых ты не просил. Он цивилизованнее и утонченнее прочих и ищет знания. У него можно просить пощады и получить ее. Тем не менее, он не испытывает душевных мук от чужих страданий. Сходство с мудрым и человеколюбивым тольтекским божеством, покровителем знания и носителем цивилизации, мне здесь видится ярко.
Йарна - Тескатлипока. Очень мутные ребята. Во-первых, оба они колдуны. Во-вторых, оба любят испытывать людей, Йарна так вовсе стремится поднять со дна человечьей души самые отвратительные порывы. При всем его обаянии часто в нем угадывается некое двуличие, и если к Тескатлипоке как к божеству этических вопросиков нет, то к Йарне их вагон. Пощады у него просить можно, но это лотерея, как, в общем, и с Тескатлипокой, который может либо убить вас, либо возвеличить, зависит от многих обстоятельств, в том числе от вас самих.

Остается младший и главный среди Халиноми - Тессе. В ацтекской мифологии к троице главных божеств иногда добавлялся четвертый, скажем, если речь шла о сторонах света. Это Шипетотек. Но у него весьма устрашающий культ, и не думаю, чтобы он имел с Тессе много общего. Тессе - дикая кошечка, варварский вождь, в отличие от товарищей пошел в наемники по вполне материальным соображениям: за деньгами и приключениями. У остальных мотивация менее приземленная, хотя и они могут поспорить из-за доли добычи, а вот Тессе любит баблишко. Различия между ними еще и в том, что, хоть Тессе бывает груб, безогляден и яростен, все же ему тяжело, именно тяжело воспринимать чужое страдание. Он человечнее прочих, и у него можно просить пощады, если горячка боя уже улеглась.

Знаете, кто имеет с Тессе много общего? Испанцы.

@темы: Халиноми, индейцы и конкистадоры