Записи с темой: размышления (72)
дикий котанчик
О патриотизме. На днях на работе был заказ: перевод на европейские языки памятки для переезжающих в Россию по Указу Президента № 702 ("Об оказании гуманитарной поддержки лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности"). И я задумалась, а что бы делала сама, если бы руководство моей страны держало деструктивный, на мой взгляд, курс и вело бы страну, по моему глубокому убеждению, в пропасть? И при этом я была бы не котиком-оппортунистом, а настоящим патриотом, не мыслящим жизни без родины.

Думаю, я бы не уехала. Распоряжения нового режима исполняла бы минимально, формально и без всякого энтузиазма, но исполняла бы, чтобы не расшатывать ситуацию в стране. Если бы я находилась на должности, позволяющей смягчать последствия преступных, на мой взгляд, приказов, то оставалась бы на ней. Если же моя работа подразумевала бы исполнение этих самых приказов без возможности на них повлиять, я бы подала в отставку и нашла другую работу.

Пропагандой и откровенным противостоянием власти не занималась бы, это вообще не мое, но если бы в стране была нормальная оппозиция, а не подпольный кружок, поддерживала бы их.

О любви. Мне кажется, говорить о любви к кому-то или чему-то (человеку, делу, стране, сообществу) имеет смысл тогда, когда ты любишь их в будни. Не в праздник - ибо нарядными и ликующими все привлекательны. Не в горе - ибо сострадание легко принять за любовь (вспоминается тот экстравагантный чувак, который принял ислам из солидарности с палестинским народом). А в вульгарной бытовухе. Поэтому я из тех, кто согласен с высказыванием, что если быт убил любовь, то это была не любовь. Ибо как можно говорить, что любишь кого-то, если не прожил с ним, в нем, среди него сотню обычных вторников и не узнал, что составляет девять десятых его жизни?

Конечно, можно узнать кого-то в торжестве или в горе и увидеть в нем такие сокровища духа, которые и быт его освятят в твоих глазах. И все же, прежде чем ты прожил с ним ту самую сотню вторников, говорить о любви, на мой взгляд, несколько преждевременно.

Возможно, поэтому, когда я интересуюсь страной или сообществом, мне интереснее всего узнавать их повседневность. Не достопримечательности, не жизнь элит, не трэш из трущоб, а как живет основная часть населения. Для меня в тревел-шоу самые интересные части - это не "сейчас мы поедем в закрытую секту в горах", а "сейчас мы пойдем в гости к водителю Антону". Если вы видите мои сочинения, чье действие происходит не в фантастических мирах, а в нашем, значит, я узнала матчасть в такой степени, которая позволит мне описать обычный вторник в упомянутой стране и эпохе. В Константинополе начала 13 века, в Японии периода Сенгоку, в позднеюрской Юте и так далее.

О дичаре. Как-то раз одна кисонька сказала: читаю твои истории - вроде все норм, а проходит несколько дней - и я понимаю, что мне втирали дичь. Согласитесь, предъява странная, а в этом году до меня дошло. Вздумалось мне перечитать восьмилетней давности фанфик. Я примерно помнила, о чем он был, а был он о хуйне. Я морально приготовилась кринжануть, но, когда стала читать, ни разу не скривилась. А неплохо, подумалось мне, и чего я боялась. Но прошло несколько дней, очарование слов забылось, остался только голый смысл и канва сюжета, и я снова поняла, что это дичь. Поэтично рассказанная, но не переставшая от этого быть дичью.

Это не значит, что все мои истории - хуйня в красивом фантике. Есть среди них и адекватные, хочется верить, большинство. И все же я явно прокачала умение описывать дичару так, чтобы не сразу было ясно, что это дичара.

@темы: размышления

00:09

дикий котанчик
Я весьма миролюбивый человек. Не пацифист, отрицающий любое насилие, а скорее дипломат, стремящийся разрулить проблемы так, чтобы прибегать к насилию не пришлось. История Конкисты для меня весьма печальна, ведь я люблю обе стороны и обе они страдают. Тень этой печали касается меня всякий раз, когда я обращаюсь к этой теме, и как решить возникшие противоречия, чтобы все остались удовлетворены, я не знаю. Вероятно, так можно было сделать лишь в самом начале знакомства испанцев с ацтеками, когда они еще слабо представляли, что будут делать в Америке. С другой стороны, как сказал один из персонажей Тертлдава, дипломатия - искусство оставить все стороны неудовлетворенными.

И вот сегодня, когда я снова затосковала о том, почему же люди воюют, когда можно нормально порешать, мне вспомнился эпизод из фильма "Солдат Бога". Там крестоносец и араб, заблудившиеся в пустыне, жили в шатре у женщины-бедуинки, и еще к ним подгреб еврей, старый приятель ее мужа. И вот они сидели за трапезой и срались на самую животрепещущую тему: чей Крым Иерусалим. В конце концов, женщина не выдержала и говорит: хотите я вам скажу, почему вы на самом деле ссоритесь. Дело не в том, кто прав, а кто виноват, и вообще не в выяснении истины. И рассказала многим, думаю, известную притчу о черепахе и скорпионе. Скорпион хотел переплыть водоем, но не умел плавать. Тогда он попросил черепаху перевезти его на себе. Та сказала: стремно как-то, вдруг ты меня ужалишь. Скорпион отвечал: да ну что ты, ведь если я тебя ужалю, то сам утону.

Черепаха разрешила ему взобраться ей на спину, и они поплыли. И вот на середине водоема скорпион ужалил ее. Черепаха стала тонуть и говорит: ты же обещал не причинять мне вреда, сейчас мы утонем оба, почему ты это сделал? - Потому что такова моя природа, - отвечал скорпион. Вот так и мужчины дерутся потому, что не могут не драться, заключила бедуинка, и все, что нам остается - ценить как Божий дар часы мира и согласия - как сейчас.

@темы: размышления

дикий котанчик
И о Монтесуме, как обещала. Из книги Диаса я чуть лучше поняла мотивы его поступков, но добрых чувств они у меня по-прежнему не вызывают.

Итак, о чем речь. Благодаря шикарной ацтекской разведке Монтесума узнает о Кортесе раньше, чем Кортес о Монтесуме, и присылает к нему послов со стандартными вопросами: откуда вы, цель визита, вотэтовсе. Испанцы в то время еще слабо представляют, что такое Мезоамерика и что им там делать, и говорят: ну, просто поисследуем, поторгуем. Ацтеки относятся к этому благожелательно и во время визита детально зарисовывают самих испанцев, их снаряжение и вооружение, дабы дать императору возможно более полное представление о пришельцах.

И вот после этого начинается поведение истерички. То игнор, то не ходите в Теночтитлан, то ходите в Теночтитлан, то я буду платить любую дань, только поверните назад, то я буду сражаться с вами, то будьте дорогими гостями. Лютый фэйспалм, в общем.

Можно предположить, что, когда испанцы обросли многотысячной армией, Монтесума действительно опасался пускать их в город, но почему эти финты ушами начались, когда испанцев была малая горстка? Диас упоминает, и я склонна думать, что в этом и была главная причина, что, взглянув на изображения, он сопоставил их с пророчеством о том, что в этом году должны прибыть с востока светлолицые и бородатые посланцы бога Кецалькоатля. Мол, сам Кецалькоатль, милостивое божество и великий правитель, некогда изгнанный из Мезоамерики, обещал вернуться и снова править ею. Новость об этом вряд ли вызвала у Монтесумы восторг, он явно любил власть, да и любые перемены болезненны. Кроме того, Кецалькоатль был противником человеческих жертвоприношений, а ацтеки не только приносили их в принципе, но и приносили конкретно ему. В общем, можно было догадаться, что божество недовольно и начнутся репрессии.

И вот ацтеки кидают испанцев в игнор, те ждут-ждут какого-то ответа, ничего не получают, припасы заканчиваются, и они идут куда глаза глядят. Случай приводит их в земли тотонаков, недавно покоренных ацтеками, где Кортес представляется поборником справедливости и защитником угнетенных, тотонаки жалуются на ацтеков, Кортес спрашивает, есть ли еще недовольные, и, знаете, после этого дела у испанцев быстро идут на лад.)

А давайте пофантазируем, что бы было, окажись на месте Монтесумы человек решительный и честный, скажем, тот же Куаутемок или Куитлауак. Получив изображения испанцев, сопоставив их с пророчеством и пережив немало неприятных минут, он бы, думаю, решил так: если я не впущу божественных посланцев, то я буду собака неверная. Если это и вправду слуги Кецалькоатля, они все равно войдут, только потом еще и отпиздят, а если это просто туристы, чего их бояться. Надо выяснить.

И вот он отправляет посольство, дабы привести испанцев в Теночтитлан и познакомиться с ними. Ацтеки ведут Кортеса в столицу маршрутом, который им выгоден и удобен, а не позволяют шастать по Мезоамерике, обрастая полезными связями. В Мехико, выяснив, что это просто люди, император мог бы сделать им охуенное предложение: погостите у нас пару лет. Еда, питье, жилье, развлечения, девочки за наш счет, а вы нас научите делать и использовать огнестрел. После чего мы осыплем вас золотом и отпустим. А если откажетесь, то принесем в жертву. Делайте ваш свободный выбор.)

Но нет, они оставили испанцев шляться по Мексике, а испанцы - как болезнь. Если запустить, лечить будет поздно.

В общем, Монтесума ведет себя некрасиво. Уже перед самым входом в Мехико, куда он их все-таки позвал, отправляет новое посольство с повелением: разворачивайтесь и пиздуйте отсюда. И у Диаса прекрасно описано, как с волнением и опаской испанцы подступали к великому городу, испытывая, возможно, даже благоговейный трепет - и вот к ним приходят очередные послы с тем, что Монтесума снова передумал, испанцы вспоминают, что великим городом заправляет истеричка, и трепет проходит. Кортес, надо отдать ему должное, вежливо отвечает ацтекам, мол, Монтесума слишком великий господин и мудрый человек, чтобы так часто менять решения, так что мы все равно войдем.

В городе начинаются совсем уж подлые заходы. Во-первых, Кортес, конечно, спрашивает, почему постоянно приходили разные повеления. На что Монтесума говорит: это не я, это мой народ, ибо прошел слух, что вы могущественные потусторонние существа и они вас боялись, а я-то всегда рад вас видеть. И это не первый раз, когда он все сваливает на свой народ.

Другие разы выглядят так: союзники Мехико или непосредственно ацтеки, исполняя приказ Монтесумы, что-то мутят против испанцев с разной степенью удачливости. Испанцы узнают об этом, предъявляют Монтесуме типа че за дела, эти люди говорят, что ты им приказал, а он такой: я ничего не приказывал, это их собственная инициатива, вот они суки-предатели, накажите их. И это настолько низкая подлость, что я даже как-то затрудняюсь прокомментировать. Ведь эти заходы были еще до пленения Монтесумы, когда у него появились реальные основания опасаться за свою жизнь и его можно было оправдать хотя бы этим.

В общем, не знаю, почему мексиканцы склонны предъявлять донье Марине, которая была просто рабыней и, выбрав единожды сторону, придерживалась ее в радости и горе. А Монтесума, который и правда предал свой народ, так вроде ни в чем и не виноват.

Я не могу сказать, что он мне противен, все-таки я человек эмпатичный, а Диас много описывал подробностей их общения и его плена, и испанцы к нему прикипели, и так же прониклась я, и мне тоже было его жаль. И все же где-то на краю сознания не отстает от меня мысль, что этот человек предал буквально всех и продолжил бы предавать, покуда жив.

@темы: размышления, индейцы и конкистадоры

23:48

дикий котанчик
Возник вопрос, которым я раньше никогда не задавалась, а стоило бы.

В "Императоре Карлосе" есть очень тронувшая меня сцена, простите, пыток Куаутемока. Но тронула она меня не из-за пыток, я не садист, не подумайте. Там вообще интереснее смотреть не на Куаутемока, а на Кортеса. Как он сначала пытается решить дело миром, и обращается к пленнику мягко, и пытается поймать его взгляд, а Куаутемок отворачивается. И вот когда Кортес понимает, что ничего не добьется, он тяжело вздыхает (тут впору сказать, мол, вздох был так тяжел, что пробил пол на три этажа вниз), а дальше его лицо каменеет и не выражает вообще ничего, и он руководит пыткой с этим самым оледеневшим выражением.

И как же мне это знакомо, черт возьми! Я даже могу плюс-минус догадаться, что Кортес в этот момент чувствовал. У меня самой, вероятно, становится такое лицо (во всяком случае, так оно ощущается), когда я пыталась избежать неприятного дела, просила об одолжении, снисхождении или пыталась неформально подойти к вопросу, а мне отвечали сурово и жестко, дали понять, что я не получу помощи, или давили формализмом. Тогда я вполне могу собраться, отставить эмоции и сделать что от меня требуется.

Но знаете, не помню кто сказал, что мужчину суровая жизнь закаляет, а женщину ожесточает. Я бы не назвала свою жизнь слишком суровой, но, черт возьми, почему я вообще в этой истории понимаю Кортеса?

@темы: размышления

20:08

дикий котанчик
Я, может, вскользь упоминала, что люблю вязать и шить вручную. Рукоделю я не в тишине, а под интересную книгу или лекцию. А так как память у меня хорошая, то, глядя на изделие, я вспоминаю, что, скажем, спинку вязала под "Илиаду", узор делала под стендап, а платье шила под ирландский эпос.

Сейчас я вяжу тунику, и почти все этапы работы проходят под книги и лекции об ацтеках.

Интересно, на энергетике вещей это потом отражается? Типа если шмотка создана под ацтекский вайб, то она будет, ну, не знаю, привлекать удачу, славу, испанцев и дань покоренных народов?

Так много вопросов, так мало ответов.

***
У ацтекских женщин, конечно, была косметика, более того, они иногда красили те части лица, которые европеец и не додумался бы красить, но в целом макияж был уделом женщин не самых благородных. Чем благороднее барышня, тем меньше должно быть косметики. Сустель приводит поучения одного знатного ацтека его дочери, суть которых в следующем: красятся куртизанки, а тебе, чтобы выглядеть достойно, достаточно быть опрятной.

Интересно, что в выпусках "Жизни других" про Францию упоминалось, что чем статуснее у француженки должность, тем меньше она тюнингует внешний вид.

Или вот недавно я пыталась смотреть мексиканский сериал про клинику и уже с заставки поняла, что это проходной шлак. Ибо в заставке мы видим героев как на подбор: мужчины будто только что из барбершопа, женщины как из рекламы салона красоты, они оттюнингованы от кончиков пальцев до кончиков волос, хотя это обычные врачи бюджетной больницы и на их работу нет смысла ходить как на подиум. И так как залакированность нивелирует индивидуальность, то мужчин я различала по цвету волос, а женщин - ибо обе были темноволосы - не различала вообще, они для меня слились в одного персонажа, которого звали то Регина, то Синтия.

Мне больше нравится, когда в человеке остается что-то не тронутое глянцем, и чем больше этого, тем лучше. Из всех бьюти-блогеров, которых я смотрела, только одна с косметикой выглядела интереснее, чем без нее.

@темы: размышления

дикий котанчик
Пару постов назад я писала, что одна из моих субличностей - гордячка-принцесса, которая делит все в мире на дорогое и дешевое, достойное и вульгарное, насыщенное и разбавленное. Типа разбирается.

Сейчас я дам этой принцессе слово, и она пояснит, как именно это работает и почему условный мем с котом может быть воспринят как нечто более достойное, чем книга условной Екатерины из Ростова о ее опыте материнства.

Дисклеймер, куда без него: я вполне человек двадцать первого века. Моя официальная позиция такова, что людей не стоит осуждать за то, что никому не причиняет вреда, и что об истинной ценности каждого человека может судить только Бог. Тем не менее, у меня есть и неофициальные мнения, которые исходят больше из души, чем из разума. И поскольку в моей голове царят плюрализм, демократия и свобода слова, пусть сейчас говорит моя внутренняя ацтекская принцесса.

Итак, все дела в жизни человека разделим условно на повседневные, серьезные и подвиги. Проблема современного мира (во всяком случае, моего окружения в сети и в жизни) в том, что эта градация немного сместилась. Например, завести домашнее животное раньше было делом довольно проходным, а сейчас - серьезным. К появлению питомца готовятся чуть не как к рождению ребенка. Завести ребенка раньше было делом серьезным, а сейчас многие считают чуть ли не подвигом. А уж если кто ляжет грудью на амбразуру, что раньше почиталось за подвиг, то люди либо пальцем у виска покрутят, либо не поверят. Я знаю, о чем говорю, мне две подруги, когда я им рассказывала об ацтекском беспристрастном правосудии, отвечали, мол, как-то сомнительно, все же люди существа лицемерные и пристрастные. Планка человеческих возможностей занижается - не исключено, что искусственно, и если раньше мы говорили, что слово "человек" звучит гордо, то теперь часто слышим, мол, люди говно, не хочу быть человеком, хочу быть эльфом, орком, валькирией, владычицей морскою.

Возможно, в этом виновно и расширение информационного пространства. Теперь, когда заявить миру о себе может любой чувак, интернет наполнен достижениями в духе "я сварила суп", "я ушел из банка и стал SMM-щиком", "я поборол стеснение и выступил на публике". Это дела хорошие, кто бы спорил, но далеко не великие. Однако людям хочется внимания и похвалы, и даже всякая ерунда преподносится как достижение. А уж если там не ерунда, а, скажем, рождение ребенка, часто этим ребенком спамят всем знакомым и незнакомым. И на таком информационном фоне, даже если ты вырос на книгах о героях, настоящих героях, которые совершили не то же самое, что миллионы людей во всем мире, а то, что иным не под силу, то и твои представления о великом начинают размываться, и волей-неволей думаешь: если друг хвалится тем, что у него есть семья и работа, может, мне тоже стоит этим хвалиться? Может быть, это подвиг, а не просто обычная жизнь обычного человека?

Тем не менее, ацтекская принцесса пока стоит на страже моей скромности. Как знать, долго ли она протянет.)

В этих условиях мемы с котами кажутся куда более достойным контентом, чем иные книги. Мемы не претендуют на великую ценность, их цель развлечь тебя, а не восхитить. Это не значит, что мне неинтересен чужой опыт в повседневных вещах, совсем нет. Меня коробит только подача: когда житейское, в общем-то, дело возводят в ранг подвига и делятся не занятной байкой, а великой, мать его, мудростью. Ведь именно в попытке приосаниться и прыгнуть выше головы человек чаще всего смешон и жалок, сознает он это или нет.

@темы: люди, размышления

20:59

дикий котанчик
Есть у меня в плейлисте одна ебненькая песня. Текст на любителя, а я обычно не любитель черного юмора в музыке, но эта композиция ассоциируется у меня с Кортесом и Куаутемоком. Скорее даже с их первой встречей в день падения Теночтитлана.



Я как-то писала, что Кортесу бы медаль выдать как специалисту по экстремальным переговорам, а сейчас думаю, что, возможно, недооцениваю роль Марины в этих самых переговорах. Ведь именно она, в конце концов, доносила до науаязычных индейцев его слова. Кортес мог даже не убеждать Куаутемока лично, используя Марину как ретранслятор, а просто сказать ей, мол, успокойте его, а то чувак сейчас вскроется, а мне он нужен живым и вменяемым. Хотя, судя по некоторым фразам той речи, слова Кортес все-таки подбирал сам. Марине бы такое вряд ли пришло в голову, там есть чисто мужские приколы. Но, тем не менее, думаю, она была далеко не просто буквальным переводчиком, а еще и дипломатом, вон, даже Википедия так считает.

@темы: музыка, размышления, индейцы и конкистадоры

19:50

дикий котанчик
Внимание, в этом посте я в белом стою красивая на фоне рандомного мужика. Промотайте кому неприятно.

Сегодня увидела в ленте трогательную (по задумке автора, во всяком случае) историю про чела, который занимался реставрацией антиквариата, сидел без заказов, жил на зарплату жены и бранил на чем свет стоит отца, который не научил его ничему более востребованному. А потом вдруг с номера покойного отца ему позвонили и дали большой заказ. Хэппи-энд.

Но к отцу реально вопросики. Действительно, почему он не научил сына более востребованной работе? Мои родители, правда, тоже никогда не заикались о востребованности и всегда говорили: занимайся чем хочешь. Но я, как человек, склонный к гиперфиксациям, довольно рано прохавала, что сегодня хочу одного, завтра другого, и лишь одно желание остается неизменным - кушать. И самостоятельно решила, что работа нужна не та, к которой лежит мое сердце (что если завтра оно ляжет в другую сторону?), а та, с которой я легче прочих справляюсь. Которую смогу выполнить в любом состоянии, с вдохновением и без, больной и уставшей, если потребуется. Которая не будет тревожить мой ум в нерабочее время, и уж его-то я, не волнуясь о хлебе насущном, смогу посвятить тому, что мне нравится.

Должна сказать, что с работой я угадала. А вот с личной жизнью все не так радужно, ибо она как раз очень сильно зависит от того, куда лежит сердце. И поскольку каждые пару лет оно лежит в новую сторону, можете представить, какая в нем неразбериха. Казалось бы, где ацтеки и где замуж-дети. Но поди ж ты!

@темы: размышления, Нуремхет как она есть

00:00

дикий котанчик
Я уже постила угарную картиночку про то, чем различаются ацтеки и майя. Теперь скажу пару слов о том, почему, как мне кажется, майя гораздо привлекательней для среднего туриста. И почему девять десятых (научно-)популярного контента о Мезоамерике - это контент про майя.

Во-первых, исторические памятники. Майяские древности покрыли джунгли, ацтекские покрыл мегаполис. Да и ацтеки сопротивлялись как дьяволы, буквально вынудив Кортеса сравнять Теночтитлан с землей. Мехико, таким образом, строился даже не на руинах Теночтитлана, а, называя вещи своими именами, на том месте, где раньше стоял Теночтитлан. Это, конечно, не сделало одни доступнее других, они сейчас раскопаны в сопоставимых объемах. Но для среднего туриста затерянные в джунглях пирамиды выглядят гораздо внушительнее и загадочнее, чем кусок акведука на фоне шоссе и билбордов. Но для меня ситуация обстоит немного иначе. Затерянные в лесах следы древней цивилизации - это, конечно, классно. Но разве не чудо, гуляя по городской площади, наткнуться на ступени Великого храма? Или пойти тусить в парк, где отдыхали еще ацтеки полтысячи лет назад? Или мазнуть взглядом по основанию пирамиды, спустившись в метро? И оттого, что все это так близко и обыденно, оно уже не мертвый камень, а часть жизни - ведь на миру и смерть красна! В последние годы я думаю, что, когда придет мое время, я тоже хотела бы погибнуть так - в крови и пыли, среди яростного биения жизни, когда и смерть не смерть. Попасть в аварию на оживленном шоссе, слететь на обочину и истечь кровью под шум автострады. Ибо когда ты умираешь, а мир живет, есть в этом что-то верное и радостное.

Но я отвлеклась.

Так вот, второе различие между майя и ацтеками (что хорошо видно на той самой картинке) - это о чем собственно были пацаны. И если очень сильно огрублять, то майя - это про тайные знания, мудрость предков, астрономию и математику, третий глаз, контакты с инопланетянами. А ацтеки - про войну, величие, доблесть, честь, кровь, кишки, слава Уицилопочтли. Видно, первое сейчас больше котируется и лучше продается, а второе нахуй никому не нужно.

Но как вы думаете, у кого было больше шансов тронуть мое сердце? не буквально

@темы: размышления, индейцы и конкистадоры

дикий котанчик
Все, что будет сказано ниже - исключительно плод впечатлений с Ютубчика и стереотипов, не ставящий целью никого оскорбить или против кого-то настроить. Мексиканцы, безусловно, достойный уважения народ с великим прошлым, непростым настоящим и большим будущим.

Тем не менее, всякий раз, когда я смотрю видосики о современной Мексике, чувствую себя как тот старик, который "эх, малец, знавал я твоих родителей, вот это были люди, сейчас таких уже и нет, почитай" - и зависает, глядя в пространство.

Считается, что помесное потомство во всех смыслах круче своих чистокровных предков - и физически более совершенно, и культурно более своеобразно. Но мне кажется, это далеко не всегда так. Физически метисы, может, и превосходят родителей. Во всяком случае, уже чуть ли не стереотип сложился, что дети от смешанных браков всегда красивы. Хотя на мой взгляд - далеко не всегда. Часто они выглядят как-то унифицированно и, простите за грубость, дешево. Мне нравится рассматривать фото двух прошлых веков, когда люди всей земли еще не были так сильно перемешаны и в лицах виднелось некое своеобразие

Ну да ладно, это вкусовщина. Если отбросить внешность, то в плане здоровья, говорят, такие дети и вправду крепче обоих родителей. Но ведь природа куда умнее человека. Получив в распоряжение богатый генетический коктейль, она выбирает из него лучшее. Человек же, получив в распоряжение богатое и разнообразное культурное наследие, часто не знает, что с ним делать: то непонятно, это сложно, это фу, этого мне и дома хватило, это что такое вообще, а вон то я даже трогать не буду. Поэтому вместо того чтобы соединить лучшее из обеих культур и создать нечто новое и прекрасное - а в шестнадцатом веке как науа, так и испанцы были передовыми и самыми могущественными народами в своих регионах - мексиканская культура натаскала чето рандомное.

Вместо того чтобы спаять воедино лучшие свои проявления, индейская и европейская части выбили друг друга. И стала Мексика, как та королевишна, отомщенная, не вдова, не жена, неведомо кому нужна.

@темы: размышления, мир

00:16

дикий котанчик
И еще немного про любителей обвинять конкистадоров в лицемерии, стоит тем сказать хотя бы одно доброе слово.

Вот, например, сцена сдачи Куаутемока Кортесу. Куаутемок небезосновательно полагал и, возможно, даже надеялся, что Кортес его убьет. Но тот его накормил, напоил, успокоил и чуть не в лобик целовал. Весьма человечное отношение к пленнику, если вспомнить, что делали ацтеки с пленными испанцами.

И вот за этот теплый прием на Кортеса выливается чуть ли не больше обвинений, чем за пытки и казнь Куаутемока. Уж лучше сразу бы убил, скотина лицемерная, мы уже видели чего стоит твоя доброта, просто поюзал его на строительстве Мехико, а потом пустил в расход, вот такой ты гниловатый чувак.

Но знаете, думаю, Кортес был честен в своей теплоте и, возможно, в тот день и вправду рассчитывал, что не причинит Куаутемоку вреда. Мне сложно представить человека настолько рационального и бездушного, чтобы он мог руководствоваться в общении исключительно стремлением кого-то использовать на несколько лет вперед, тем более в состоянии сильного душевного подъема.

Ведь это был не простой день и не простой разговор, который можно было отрепетировать заранее. Испанцы вообще не ждали, что захватят Куаутемока, у Кортеса было не так много времени решить, что он ему скажет. И судя по тому, что капитан бригантины, на которую взошел Куаутемок, на радостях бросился пленнику на шею, испанцы были просто офигеть как рады тому, что все это закончилось. Конечно, в таком приподнятом настроении Кортес мог и хотел явить великодушие, не умножая без нужды насилия и печалей, которых за последний год обе стороны видели столько, сколько иным на жизнь хватит. Если так хочется его обвинить, то он виновен не больше, чем парочки, берущие кредиты на свадьбу и разводящиеся, не успев их выплатить. Ведь мало кто из них в торжественный день думает про тещу, уборку, стирку, ремонт на даче, носки под шкафом, пакет с пакетами, кредит еще этот...

Вот и здесь: праздник миновал, начались трудовыебудни послевоенного восстановления, шли годы, стоит думать, не без разногласий. Коих в итоге накопилась критическая масса. Конец.

@темы: размышления, индейцы и конкистадоры

11:11

дикий котанчик
Я всегда довольно равнодушно относилась к своей национальной принадлежности, особого восторга по ее поводу не выказывала и считала, что я сама по себе, страна сама по себе. В основном так и есть, и все же я замечаю, что мои главные ценности во многом соответствуют тому воспитанию, которое я, пусть незаметно для себя, получила в Беларуси.

Мир и созидание, которые у нас заявляются основой основ, - это и моя основа тоже. Очень хорошо это видно в большом интервью Лукашенко оппозиционной украинской журналистке, данном около года назад. Основной посыл: Украина нормальная, но ошиблась. Европа нормальная, но ошиблась. Что происходит сейчас - не экзистенциальное противостояние, но круги на воде. Кто на нас посягнет - порвем пасть. Но когда все закончится, протянем руку помощи и восстановим все, что было разрушено - от городов до дружбы, и взаимные обиды, как раны, постепенно затянутся.

В своем художественном творчестве я тоже бессознательно следую традициям белорусской классики, которой мы довольно дохуя читали в школе. Она мне не то чтобы нравилась, но главное ее отличие от русской в том, что русская литература допускает очень широкое разнообразие концовок. От торжественных до депрессивных. А белорусская - всегда либо хорошие ("все хорошо"), либо обнадеживающие ("все будет хорошо" или "все плохо, но..."). И вот я буквально физически не могу написать никакую другую концовку, кроме хорошей или обнадеживающей, потому что иначе не вижу смысла писать вообще. Поэтому теперь вы отчасти понимаете мои трудности с ацтекской кулстори.

Возможно, это тоже часть воспитания на белорусской классике. А может, просто совпадение.

@темы: размышления, минутка патриотизма

дикий котанчик
К слову о счастье и правде и как определять одно по другому. Я недавно писала, что остановила написание своей ацтекской кулстори, потому что мне многое нужно обдумать. В частности, концовку. Я люблю обе стороны, и мне нужно, чтобы итоговый поворот удовлетворял бы и Кортеса, и Куаутемока. Пусть с компромиссами и некоторыми сложностями, но чтобы это было действительно хорошее решение на тему, простите, разделения власти. Чтобы это было для обоих "ладно, пойдет", чтобы это было хоть немного похоже на подлинное согласие, а не подчинение побежденного победителю и постоянные подозрения победителя по отношению к побежденному.

И такой вариант даже нашелся, и там даже никто не умирает, и обе стороны будут удовлетворены. Но знаете, кто не будет удовлетворен? Третья сторона, то есть я, автор. Мне даже думать о такой концовке больно, а следовательно, и она неверна, ибо вызывает боль, а не облегчение.

Хорошую концовку я опознаю по тому, что никому из нас троих не придется мириться с тяжестью на сердце. Пока я ее не нашла, но это не значит, что такого варианта не существует.

@темы: размышления, творческое

дикий котанчик
Пару месяцев назад слушала книгу одной француженки о ее соотечественниках. Она писала, что в старших классах французских школ (в том числе в Москве) есть предмет "Философия". Но там не изучают разные философские концепции, как можно подумать. Там обсуждают всевозможные отвлеченные и не очень вопросы в духе "всегда ли переговоры - это отказ от насилия", "ответственность человека перед природой" и так далее. Первым домашним заданием ее сына было шесть страниц рассуждений на тему "Важнее ли счастье правды". Неудивительно, что парень приуныл.

Я не напишу шесть страниц, но мне есть что сказать на этот счет.

Если бы спросили ацтеков, они, вероятно, отвечали бы, что правда однозначно важнее. У них была (а может, и сейчас есть, много ли мы о них знаем) концепция так называемой "скользкой земли" или "неустойчивой земли", смысл которой сводился к тому, что будь ты даже образцом добродетели, это не спасет тебя от беды. Даже с хорошим человеком может случиться несчастье - не потому что он неправ, а потому что так устроен мир. Не говоря уже о том, что человеку свойственно ошибаться и оступаться. Поэтому счастья лучше не искать. Придет - хорошо. Не придет - во всяком случае, не разочаруешься. А чего же искать тогда? Достойной жизни.

Но я думаю немного по-другому. Для меня сам вопрос "важнее ли счастье правды" звучит как "важнее ли азот кислорода". Это вещи одного порядка, их нельзя противопоставить. Невозможно быть счастливым, если в глубине души знаешь, что поступаешь неправильно. Но и если вроде бы правильные поступки приносят тяжесть на душе, а не облегчение, значит, не такие уж они и правильные. Счастье и правда обусловливают один другого. Если ты несчастен, то, скорее всего, где-то неправ. Если ты неправ, то не будешь счастлив.

@темы: размышления

23:15

дикий котанчик
А если тебе неловко
Смотреть на все эти мучения,
Позволь мне хотя бы веревку
Использовать по назначению.
Флер, "Опасная бритва"


Один из любимых поводов для всяких моралистов шельмовать Кортеса - это пытка Куаутемока на тему ацтекского золота. Мол, видно теперь, чего стоят Кортесовы обещания хорошо с кем-то обращаться, мда мда, скотина лживая.

Но, имхо, любой нормальный конкистадор не стал бы ждать двести лет прежде чем приступить к допросу с пристрастием, а провел бы его чуть не сразу после победы, не отходя от кассы, так сказать. И Берналь Диас, и Франсиско де Гомара пишут, что Кортеса обложили испанские чиновники, уверенные, что Куаутемок точно знает, где бабки припрятаны и что непонятно, почему Кортес сопли жует. Тот, надо отдать ему должное, упорно сопротивлялся их домогательствам, пока ему не сообщили, наконец, что все это выглядит крайне подозрительно, как будто он сговорился с пленником и присвоил золото себе. И что если он не даст добро на пытки, в краже королевской доли обвинят именно его.

Мне кажется, или 99% моралистов при угрозе тюрьмы или виселицы позволили бы запытать даже любимую собачку, не то что пленного врага? Да и если бы Кортеса посадили, пленника это тем более не спасло бы. Что оставалось Кортесу, кроме как согласиться?

Дальше говорят, что он не только присутствовал на пытке, но и лично руководил процессом, а стал бы человек, которому все происходящее глубоко противно, впрягаться!

Я скажу страшную вещь, но да, стал бы. Потому что, если отдать Куаутемока в руки людей, которые не знают его и которым наплевать на него, они его запытают до смерти. А так, когда беспредел не получилось предотвратить, но получилось возглавить, Кортес мог лично следить, чтобы не случилось худшего, и вмешаться, если что-то пойдет не по плану. Что и произошло.

И знаете, я думаю, это серьезная моральная дилемма, и я не знаю, что правильнее: отказаться участвовать в беспределе или возглавить неминуемый беспредел, чтобы смягчить его. Сложные преколы на ночь глядя.

@темы: размышления, индейцы и конкистадоры

22:39

дикий котанчик
Ребята, я тут весело и задорно заявляла, что напишу историю про испанку, вышедшую замуж за Куаутемока, где-то к сентябрю, но теперь вынуждена извиниться за свою поспешность. Пишу я и вправду быстро, но, видимо, после книги Дженнингса мне нужно покурить и переосмыслить всю мою жизнь очень многое. Ибо чертовы ацтеки сделали со мной то, что лучше всего умеют делать с людьми, - вынули мне сердце. Пока что мне даже смотреть в ту сторону больно. Кажется, совсем недавно пал Теночтитлан, и чтобы можно было говорить об этом без слез, должно пройти время. Ибо пока что у меня любое обращение к этой теме отзывается... эээ, отзывается желанием обратиться к другой теме.

Как говорила Анна Кирьянова, одно из самых разрушительных для человека чувств - это сострадание без возможности помочь. Поэтому нет ничего зазорного в том, что вам не хочется знать о бедах людей, которым вы помочь не сможете. Это не черствость, а нормальная защитная реакция. А вот люди, которые стремятся донести до вас беду, свою или чужую, зная, что вы не в силах ничего сделать, - это весьма опасные люди. Поэтому я так не люблю художественные произведения, заканчивающиеся на ноте "все стало плохо", "все умерли" и так далее. Жизнеутверждающая нота в концовке должна быть (хотя бы даже "все плохо, но..."), иначе все произведение превращается в яд.

Не возьмусь сказать, что Дженнингс опасный чувак, я не жалею, что прочла эту книгу, хотя он очевидно не любит испанцев. Они там показаны далеко не исчадьями ада, но все равно есть ощущение, что лишнего трэшачка автор в костер докинул. Впрочем, на общую апокалиптическую картину это никак не повлияло.

Эта книга имела бы на меня благотворное влияние только в одном случае: если бы я была человеком, могущим исправить ситуацию к лучшему. Например, президентом Мексики. Тогда, протащившись пару дней от того, какую страну мы просрали, я бы сунула нос в последнюю перепись населения, посмотрела, что там по ацтекам (полтора миллиона их вроде) и в каких населенных пунктах они составляют большинство, и в ближайший свой президентский отпуск (бывают же они у президентов?) наведалась бы в эти пункты инкогнито. Посмотрела бы, как живут люди, что там по безопасности, по общественному порядку, по безработице, по организации быта, можно ли ночью пройтись с айфоном и так далее.

Дальше не знаю. Зависит от того, что я там увижу. Но таковы были бы мои первые шаги.

В общем, пока я ставлю свой текст на стоп. Мне нужно о многом подумать и много чего в нем поменять. А главное - нужно, чтобы прошло какое-то время и я начала воспринимать все эти события хоть сколько-нибудь легко. Потому что пока это бездонная прорва горя, в которую не хочется лезть руками.

@темы: размышления, индейцы и конкистадоры

дикий котанчик
Я дослушала "Ацтека". Признаться, ощущения такие, будто в груди хорошенько поворошили угли кочергой.

Раз уж в наши дни любая домохозяйка считает себя вправе судить страны и народы и решать, за кем историческая правда, влезу и я со своим частным мнением. Я считаю Мексику и, во вторую очередь, Испанию имеющими право на культурное, а в случае с Мексикой и на материальное наследие ацтеков. Поясню: если вдруг мексиканцы откопают то самое легендарное "золото ацтеков" и решат не передавать его в музеи, а обеспечить им золотовалютные резервы страны - имеют право. Если мексиканцы или испанцы решат снять на ацтекском материале какой-то тупой сериальчик для восьмиклассниц с Фикбука и выйдет лютая хрень - ну, что ж, жаль, что так бездарно распорядились своим наследием, но хозяин барин (если хуевый сериальчик про ацтеков снимет любая другая страна, я изолью тонны критики в духе "не умеешь - не берись", "куда лезете" и так далее).

Но право на наследство не делает никого ничьим преемником и продолжателем. Это просто распоряжение имуществом покойного, вот и все. Преемники и продолжатели - это те, кто сохранил в первую очередь дух. Не язык, не расовый тип, не землю, не государственность, а именно дух. Так, в книгах Тертлдава я узнала в намдалени западноевропейцев, хотя ни Намдален географически, ни его жители физически Западную Европу не напоминали, даже отдельные обычаи я не могла отнести ни к одной из известных мне культур. И только дух этих людей заставил меня подумать: это какая-то Западная Европа. Как выяснилось, я была права.

Именно дух, душа, индивидуальность, личность, божественная искра, как ни назови, заставляет нас узнать человека или народ в любом случае и в любом обличии. Помните, как в сказках героиням (почему-то это испытание проходят обычно женщины) предлагают узнать их родных или возлюбленных, превращенных в животных? И героини узнают, хотя никаких подсказок, никакого сходства, ничего, что хотя бы отдаленно напомнило родного человека, в бессловесных тварях нет.

И скажу честно, народа, в котором я видела бы именно дух ацтеков, я в наши дни не знаю. Это не значит, что его нет, мне известны далеко не все народы. Если бы злой колдун, как героине сказки, показал мне всех людей на земле, сказав: ищи! - может, я и нашла бы. Но мексиканцам до них как до луны пешком. Зачем далеко ходить: в Теночтитлане женщина могла пройтись по ночному городу в одиночестве и вряд ли бы ей встретился даже рандомный алкаш. В Мехико средь бела дня народ боится ездить в общественном транспорте. При ацтеках такой хуйни не было.))

Порядочность и порядок, честь и честность, аккуратность, спокойное достоинство, или, выражаясь словами Жака Сустеля, "гордость, сдерживаемая самообладанием", твердая воля, стойкость и мужество, но вместе с тем экспансивность, агрессивность и тяга к освоению всего нового, будь то новые технологии или новые земли - по-чесноку, котаны, ничего не имею против мексиканцев, но, по-моему, это не про них.

В наши дни Латинская Америка - единственная часть света, о которой у меня даже стереотипа не сложилось, кроме ощущения какой-то заброшенности и потерянности, как у ребенка, оторванного от обоих родителей, но еще не вставшего на ноги.

Мне кажется, я знаю, что могло бы спасти ацтеков. Я имею в виду спасти само общество, сам их жизненный уклад, так, что, может, к нашим дням у них было бы даже государство, кто знает. Возможно, им помогла бы та же тактика, что в свое время спасла испанцев, точнее их далеких предков: готов, римлян, иберийцев, басков и прочие народы раннесредневековых Пиренеев, когда пришли арабы. Меня там не было, рассказываю по материалам одной лекции, ибо в Википедии написано разное. Арабы к тому времени ушатали Египет, Вавилон, Персию, все эти великие державы, помнившие века и века человеческой истории, и несчастной варварской Европе, казалось, не на что было рассчитывать. Готы вышли биться с ними, но король Родерик решил не выкладывать всех карт на стол и оставить в запасе некое боеспособное подразделение во главе с одним из своих преданных военачальников по имени Пелайо. Этому Пелайо он сказал: не показывайся на глаза арабам, жди новостей. Если придут новости, что мы побеждаем, присоединись ко мне и раздели со мной победу. Если придут новости, что я мертв, делай как посчитаешь нужным.

И вот пришли новости, что Родерик убит. Пелайо со своими воинами, конечно, мог кинуться в бой с криком "За короля!" и героически сложить голову. Но вместо этого он взял свое войско, всех выживших воинов Родерика и стал отступать на север, по пути собирая еще людей из городов, у которых не было шансов против арабов. И так они собрали всех своих, отступили на самый край Испании в область Астурия, где забаррикадировались, вооружились и превратились в такую лютую агрессивную хуйню, что арабы решили с ними пока не связываться, а двинуться сразу на франков. Именно из Астурии и началась Реконкиста, и следующие семь веков владения испанцев только расширялись, пока, наконец, весь полуостров снова не стал их.

Ацтеки могли бы сделать так же. Когда от оспы умерла половина Теночтитлана и стало ясно, что к городу снова идет Кортес, уже можно было догадаться, что шансов мало. Конечно, гордость вынуждала принять бой, и ацтеки были бы не ацтеки, если бы сложили лапки. Но что мешало части знати с мирным населением и половиной войска уйти в глушь, а части остаться и пафосно защищаться, как они и хотели, без тысяч голодных ртов, ставших бременем во время осады? Заебись план, как по мне. Может, потом свою бы Реконкисту начали и сейчас была бы у нас совсем другая Мексика, имя которой действительно звучало бы гордо.

Возможно, без захватнических войн и кровавых ритуалов, все же двадцать первый век на дворе, но с работающими законами, качественными товарами, развитой инфраструктурой, непрерывной традицией... эх, мечты, мечты.

Напоследок скажу: я ничего не имею против конкистадоров и ни в чем их не обвиняю. Когда я писала курсач, диплом, диссертацию, я читала много их писем, отчетов и мемуаров, где они, кроме чудес невиданных земель и подробностей кампании, описывали свои мысли и чувства, где было место восхищению и состраданию, и я не могу и не хочу считать их нелюдями и упырями, готовыми на все ради золота. В конце концов, если бы ацтеки так не выбесили соседей и не остались одни против всего мира, горстка испанцев побродила бы по побережью, поковыряла в носу и свалила от греха подальше.

Но что-то пошло не так.

@темы: размышления

22:26

дикий котанчик
Это будет пост про ацтеков, ибо все дороги ведут в Теночтитлан, но начну издалека.

Я русская, родившаяся и прожившая всю жизнь в Беларуси. Вы видите в этом что-то необычное? Что-то достойное подколов и особого отношения? Я нет, а вот некоторые наши университетские преподы видели. Один, который вел философию, заставлял меня отвечать всякий раз, когда мы проходили русских философов, таким образом, отвечать мне надо было чаще, чем любому другому студенту. Но сейчас расскажу про другого препода, на экзамен которого я пришла, почти ничего не зная по предмету (там и предмет был мутный, надо сказать). Мне очень повезло, что вместо того, чтобы спрашивать меня по билетам, он решил втянуть меня в отвлеченную дискуссию. А вы знаете, сказал он, что русские на самом деле не столько славяне, сколько финно-угры, вот, мол, есть какие-то там данные. Я дискуссию поддержала, чтобы скрыть свое незнание билетов, но думала при этом так: чувак, ты напрасно пытаешься меня задеть или развести на спор. Во-первых, мое этническое самосознание определяется более широкой общностью, чем нация. Во-вторых, разве корни народа или человека хоть сколько-нибудь определяют его ценность?

И вот сейчас в "Ацтеке" я вижу подтверждение собственных мыслей. Там герой доходит до легендарной ацтекской прародины, собственно Ацтлана, и по пути, да и на месте назначения узнает о своих далеких предках неприглядную правду. Мол, никакие они не носители высокой культуры и даже не отважные искатели лучшей доли, а просто сборище культистов, изгнанное приличными людьми в пустыню за кровавые жертвоприношения.

Он возвращается домой, чувствуя себя униженным и глубоко несчастным, однако по пути его посещают такие мысли:

И все то долгое время, пока я уныло тащился на восток, меня переполняли мрачные, горестные мысли, ибо собственный народ виделся мне плодом дерева, уходящего корнями в болотную тину и питаемого человеческим навозом. Но, взглянув на это с иной точки зрения, я постепенно пришел к новому заключению. Люди — не растения. Они не привязаны к своим корням и не зависят от них. Люди подвижны и вольны уходить сколь угодно далеко, если у них окажется достаточно способностей и характера для поиска лучшей доли.

Мешикатль издавна чванились своими славными предками, которых, как мне дали понять, скорее стоило бы стыдиться. Однако обе эти точки зрения были в равной степени нелепы: не стоило ни хулить, ни превозносить своих давних предков за то, какими стали мы, их потомки. Мы стремились к чему-то лучшему, чем болотная жизнь, и мы добились своей цели. Мы переселились с острова Ацтлан на другой остров, ничуть не лучше прежнего, и уже сами превратили его в величайший и великолепнейший город — настоящий центр знания и культуры, из которого они неуклонно распространяются до самых дальних земель, без нас так и прозябавших бы в дикости, нищете и невежестве. Каким бы ни было наше происхождение, какие бы силы ни подтолкнули нас, но мы после этого толчка так или иначе поднялись на высоту, никогда не достигавшуюся прежде никаким другим народом. И нам нет нужды что-то доказывать и объяснять или извиняться за наши истоки и за наш трудный путь, ибо в конце его мы все-таки поднялись на вершину. Для того чтобы вызывать уважение всякого другого народа, достаточно лишь сказать, что мы — мешикатль!


@темы: размышления, индейцы и конкистадоры

20:49

дикий котанчик
Занятно отношение некоторых (многих?) политиков к истории. Гордиться славным военным прошлым можно не всем. Например, не помню, чтобы кто-то предъявлял монголам за памятники Чингисхану, зато Европе за крестоносцев не предъявил только ленивый, даже Папа Римский извинялся. Притом, что Чингисхан утопил в крови пол-Азии, а крестоносцы со своей Палестиной скромно курят в сторонке.

Никто не предъявляет Мексике за статуи ацтекских императоров в Мехико и ацтекский сюжет на государственном флаге. Но предъявить испанцам за конкистадоров, которых индейское население поддержало, лишь бы избавиться от ацтеков, сейчас чуть ли не правило хорошего тона.

Так вот, друзья мои, скажу очевидное, но мне кажется, дело тут не в морали эпохи (вышеописанные примеры современны друг другу) и не в разрушительности того или иного этапа военной истории (здесь с исламскими завоеваниями сравниться трудно). Дело тупо в том, насколько сейчас агрессивна и экспансивна та или иная страна. Уверена, стоит монголам начать мутить воду, и вот уже Чингисхан станет для всего мира не просто великим завоевателем и строителем империи, но кровавым ублюдком. Стоит Мексике сделать агрессивные телодвижения, мир сразу вспомнит, что ацтеки не бедные няшки, уничтоженные мудаком Кортесом, а сами похлеще него мудаки, и эта страна наследница двух империй мудаков, получается.

Надо бы закончить пост неким умным выводом, но все выводы глупые, простите.

@темы: размышления, мир

15:29

дикий котанчик
Вчера, когда я искала мемуары конкистадоров, в поиске внезапно выпала книжка "Куаутемок, последний правитель царства ацтеков". Прикольно, подумала я, про него даже книга есть, и автор, судя по имени, либо испанец, либо мексиканец. Ибо я не могу отделаться от стереотипа, что чем ближе ты или твои предки были к описываемому, тем адекватнее ты сам его видишь.

Но прежде чем эту книгу заказывать, я залезла почитать из нее одну главу, и хорошо, что залезла, потому что вылезла я с лицом лица. Художественный уровень - как у среднего автора с Фикбука, персонажи настолько черно-белые, приемы воздействия на читателя настолько топорные, что их впору отнести к условно "запрещенным". Мудаки-испанцы и Куаутемок, явно перепутанный с Христом. Я полезла гуглить, что там за автор и что он курил, и оказалось, что это не восьмиклассница Катя, а кубинская писательница 19 века.

Потом я почитала отрывок о плене и казни Куаутемока у советского историка Валерия Гуляева, и там совершенно та же история. Мудаки-испанцы и няшки-ацтеки. Ну, знаете, те самые ацтеки, что утопили в крови пол-Мексики.  :facepalm:  

Это что, такой мейнстрим? Только у меня в диссертации нет мудаков и няшек?

Куаутемок был, как мне кажется, человеком весьма достойным. Но никак не милой благостной кисой без единого изъяна. Это был умный и жестокий правитель, и мне гораздо ближе его образ в сериале "Император Карлос", где он горд до надменности, беспощаден к другим и сам не ждет от них пощады. Там и образ Кортеса очень правдоподобный - не лишенный человеческих привязанностей, он мечется между совестью, честолюбием и непомерным грузом ответственности перед войском, перед Короной, перед покоренными народами, в конце концов.

В итоге я думаю так:

Что демонизируешь, того не знаешь.
Что идеализируешь, того не любишь.

Ибо чем больше тебе известно, чем глубже ты понимаешь чужие мотивы, тем меньше хочется осуждать. А чем больше любишь, тем больше хочется знать - и рано или поздно в своем познании ты наткнешься на то, что разобьет твои розовые очки. Истинная любовь в том, чтобы посмотреть на это и не отвернуться.

@темы: размышления, индейцы и конкистадоры, ведите себя нормально